«Глайдерон» и другие

«Глайдерон» и другие

Изобретатели из отраслевых учебных заведений и НИИ роботизируют железнодорожную отрасль
В настоящее время роботы становятся ключевым инструментом для повышения производительности труда и стандартов жизни. Их используют во многих секторах экономики – от промышленности и сельского хозяйства до логистики и гостиничного бизнеса. Инновации в сфере робототехники активно генерируют образовательные и научные центры. Так, например, в фокусе внимания отраслевых университетов и научно-исследовательских институтов – роботизирование транспортных средств и систем.


Отраслевые НИИ на страже инноваций

Как рассказал генеральный директор Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС») Александр Долгий, в современных условиях развития экономики крупные технические компании практически исчерпали классические методы своего развития. «В краткосрочной перспективе на выручку приходят информационные технологии. Автоматизируя бизнес-процессы в том виде, в котором они существуют, автоматизированные системы способны сократить операционные расходы. Но эффект от таких систем существенно ограничен», – подчеркнул он.

Решением проблемы может стать переход от информационных систем к полностью роботизированным. Учёные и ведущие исследователи АО «НИИАС» активно работают над этим. Так, например, они разработали роботизированный комплекс (РТК) для проведения технического осмотра грузовых вагонов. С помощью манипулятора, системы технического зрения и нескольких других датчиков комплекс может осуществлять большинство операций, которые в настоящее время выполняются осмотрщиками-ремонтниками вагонов, сигналистами и составителями поездов.

В перспективе комплекс может стать частью инфраструктуры для организации безлюдного технологического процесса на сортировочных станциях, разрабатываемой АО «НИИАС». РТК дополнит Интегрированный пост автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях (ППСС) – это ещё одна разработка института, которая активно внедряется на сети дорог. ППСС позволяет автоматизировать процессы диагностики и прогнозирования технического состояния подвижного состава вплоть до автоматической выработки решений по отцепке вагонов без прямого контакта с человеком. Применение комплекса позволяет на 30 минут снизить время осмотра состава и повысить безопасность эксплуатации подвижного состава.
«Наличие экспертизы в области интеллектуальных систем управления, автоматизации процессов, роботизации, транспортной безопасности и диагностики в сочетании с многолетним опытом позволяет нам заниматься разработкой инжиниринговых и технологических решений транспортной экосистемы будущего», – подчеркнул Александр Долгий.


Железнодорожные вузы роботизируют отрасль

Научную поддержку компании в части роботизации производственных процессов оказывают в том числе железнодорожные университеты. Так, например, учёные Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) совместно с экспертами Куйбышевской магистрали в прошлом году создали опытный образец роботизированного расцепщика вагонов для сортировочной горки станции Кинель. Как пояснили разработчики, роботизация процесса расцепки позволит вывести работников из опасной зоны, перейти к безлюдным технологиям, а также значительно повысить производительность труда.

Ещё одного робота, которого назвали «Глайдерон», сотрудники СамГУПСа разработали вместе с конструкторским бюро «Талисман» и научно-производственной компанией «Сетецентрические платформы». Многофункциональный надводно-подводный робот «Глайдерон» предназначен для диагностики состояния опор железнодорожных мостов и мониторинга рельефа дна. Опытные испытания показали, что робот хорошо держится в надводном положении, может маневрировать, погружаться и передавать данные на компьютер оператора. Сейчас разработка находится на модернизации (планируется улучшить управление аппаратом и систему связи). После этого тестовые испытания будут продолжены.


Студенты двигают науку

Во всех отраслевых вузах действуют программы обучения, связанные с робототехникой. Так, например, в рамках направления «Мехатроника и робототехника» Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) студенты учатся проектировать различные роботизированные устройства и системы. Выпускники университета смогут работать на предприятиях машиностроения и приборостроения, военно-промышленного комплекса, горных, нефтегазодобывающих, металлургических и строительных производствах, где разрабатывается, изготавливается и используется мехатронная техника и роботы, а также в НИИ и конструкторских бюро.

В некоторых учебных заведениях работают центры робототехники, в которых студенты могут заниматься проектированием автоматизированных технических систем. Например, в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС) работает Образовательный центр мехатроники и робототехники. Слушатели изучают там основы конструирования мобильных роботов на платформах LEGO EV3 и Arduino, графические языки программирования.

А в ОмГУПСе создан профильный класс, участники которого углублённо изучают теорию робототехники и сопутствующие дисциплины (математику, проектирование, алгоритмизацию и программирование). «Современное подрастающее поколение, воспитывающееся на различных гаджетах, как правило, не имеет трудностей в освоении робототехники. Интерес к образовательной дисциплине робототехнического направления растёт с каждым днём, при этом материальная база постоянно улучшается и развивается. Важным фактором является то, что обучение робототехнике – интереснейший процесс, всецело поглощающий внимание детей», – подчеркнули в пресс-службе университета.

В Ростовском государственном университете путей сообщения (РГУПС) несколько лет назад открылась Академия робототехники для детей «Оптимус». «Развивая свои технические способности, юные конструкторы и будущие абитуриенты могут обучаться в кружках на кафедрах университета», – отметили в РГУПСе.

Благодаря тому, что студенты железнодорожных вузов активно изучают основы робототехники, они регулярно занимают призовые места на соответствующих профильных соревнованиях. Так, в сентябре прошлого года студент филиала СамГУПСа в Саратове Игорь Адамоков стал победителем Всероссийского конкурса научно-практических исследовательских работ в области пожарной безопасности «Мир в наших руках!», организованного Всероссийским добровольным пожарным обществом при поддержке Главного управления МЧС России. Молодой человек представил проект «Организация тушения пожара на нефтеналивной эстакаде станции Нефтяная Приволжской железной дороги с применением пожарного робота с веерным распылителем». Вместе с преподавателем Натальей Глазуновой Игорь Адамоков несколько раз выезжал на станцию Нефтяная, чтобы ознакомиться с работой нефтеналивной эстакады и её техническим оснащением, проанализировать риски, которые могут привести к возникновению здесь чрезвычайной ситуации. В результате был разработан подробный план тушения железнодорожной цистерны с горючими материалами. Алгоритм учитывает множество аспектов: условия применения робота при возгорании, подходы и подъезды, расположение пожарных гидрантов, где в этот момент должен находиться сотрудник пожарной части, и многое другое.


Кванторианцы конструируют роботов

Одно из основных направлений работы технопарков «Кванториум», расположенных на Детских железных дорогах, – организация занятий по робототехнике. Ежегодно разработки юных кванторианцев занимают призовые места на различных инженерных конкурсах. Так, в прошлом году команда технопарка «Кванториум» Приволжской Детской железной дороги победила во Всероссийском конкурсе проектов кружкового движения НТИ (Национальная технологическая инициатива) Rukami. Конкурс направлен на привлечение внимания молодёжи и широкой аудитории к техническому творчеству и созданию собственных проектов развития беспилотного транспорта, промышленной и сервисной робототехники, новой энергетики и материалов, технологий умного дома, искусственного интеллекта, BigData и других направлений.


Кванторианцы из Волгограда представили на суд жюри работающий прототип беспилотного мультифункционального роботизированного комплекса «МРК-750 Орлан». Он создан для контроля состояния верхнего строения железнодорожного пути, поиска дефектов пути и оперативного обследования мест происшествий на железной дороге. Разработчики уверены: их инновация способна заменить лабораторно-технические комплексы для диагностики верхнего строения пути, при этом использование робота снизит эксплуатационные расходы и повысит безопасность движения поездов.
«Платформа «Орлана» имеет модульную архитектуру. Благодаря ей и наличию датчиков «МРК-750 Орлан» измеряет ширину колеи, угол её наклона, расстояние между рельсами. Трекер ГЛОНАСС/GPS контролирует местоположение устройства. «Орлан» также оборудован лубрикатором для рельсов», – рассказала участница проекта Анна Горковец.

В свою очередь, воспитанники технопарка «Кванториум» Читинской Детской железной дороги в прошлом году разработали робота-продавца для интернет-магазина. Эта разработка заняла первое место в номинации «Лучший проект по робототехнике» на VIII Краевой выставке научно-технического творчества молодёжи «HTTM Забайкальского края – 2020», прошедшей в преддверии нового года. «Алгоритм кажется простым: выбираешь перечень товаров, а система собирает и доставляет тебе на дом целый ящик с продуктами, – пояснил наставник кванторианцев Антон Бушмин. – Необходимо отметить, что ребята провели множество экспериментов для достижения такого впечатляющего результата».

Учащиеся детского технопарка «Кванториум», развёрнутого на Детской железной дороге в Иркутске, разработали робота-уборщика, предназначенного для повышения комфорта пассажиров. Его устройство учитывает особенности движения подвижного состава и обладает специальными гироскопическими датчиками для стабилизации.

Воспитанники Свободненской Детской железной дороги и технопарка города Свободного «Кванториум-28» в этом году приняли участие в финале корпоративного социального проекта «Наша смена. Люди, меняющие мир», организованного Департаментом социального развития, Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД» и Роспрофжелом. Ребята воссоздали верхнюю конечность робота-бионикла. За свой проект «Бионическая рука «Проект 1984» они получили сертификат Департамента социального развития ОАО «РЖД». «Реализация проекта решает основную задачу – увеличение мощности конечности», – подчеркнули разработчики.


Компания поддержит учёных-робототехников

С 2009 года в ОАО «РЖД» проходит конкурс на предоставление грантов для молодых учёных (в том числе из отраслевых учебных заведений) на проведение научных исследований, направленных на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте.

В этом году гранты могут получить в том числе исследователи, занимающиеся автоматизацией и роботизацией технологических процессов на железнодорожном транспорте. Приём заявок от соискателей стартовал в январе и завершился 15 марта.

В настоящее время экспертная комиссия конкурса оценивает присланные заявки. По итогам будет определён победитель – он получит грант в размере до 5 млн руб. без НДС. За 2-е место присуждается грант в размере не более 3 млн руб. без НДС, обладатель 3-го места получит грант в размере не более 2 млн руб. без НДС.

Юлия Антич
Льготы в онлайн
Александр Недорезов, начальник отдела развития социальной сферы и реализации проектов Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Цифровизация социальной сферы ОАО «РЖД» продолжается

Рубрики: Революция 4.0
Окно возможностей

Утверждена концепция цифровизации блока организации, оплаты и мотивации труда РЖД

Рубрики: Революция 4.0
Компания на передовой

ОАО «РЖД» стало лидером по внедрению квантовых коммуникаций

Рубрики: Революция 4.0
Диалоги на расстоянии

Пандемия ускоряет развитие цифровых коммуникаций на предприятиях

Рубрики: Революция 4.0
Технологии в помощь
Ольга Ускова, генеральный директор компании Cognitive Pilot,

Искусственный интеллект позволит снизить число аварий на железной дороге

Рубрики: Революция 4.0

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100