Стать незаменимым
Татьяна Долякова
Татьяна Долякова
генеральный директор рекрутингового агентства ProPersonnel

Стать незаменимым

Карьерный чек-ап поможет определить сильные и слабые стороны специалиста
Больше половины россиян (63%), по данным последнего опроса портала «Работа.ру», признались, что находятся в активном поиске новой работы. Треть опрошенных рассматривают для себя вариант трудоустройства по новой специальности. Как человеку понять, что настало время менять работу, специалисты с какими навыками будут востребованы в ближайшие годы и для чего нужен карьерный чек-ап, «Пульту управления» рассказала генеральный директор рекрутингового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова.

– С чем связано, на ваш взгляд, желание людей сменить профессию?
– Прошли времена, когда у человека за всю карьеру могло быть всего несколько записей в трудовой книжке. Сейчас становится нормой часто менять работу и специальность, не засиживаться на одном месте – это называется «нелинейным карьерным путём». По данным нашего агентства, каждый второй житель России трудоспособного возраста уже имеет за плечами опыт труда в разных форматах (работа в штате, самозанятость, «удалёнка», частичная занятость, проектная работа, онлайн и офлайн), а также в разных сферах деятельности.
К 35 годам у многих специалистов фактически есть по два-три профессиональных профиля. При этом около 20% специалистов всерьёз заявляют о желании сменить профессию.
Психологи и социологи ожидают, что выходящее сейчас на рынок труда поколение Z будет с лёгкостью менять карьерные перспективы на обжитом рабочем месте в пользу более интересных и творческих проектов.
В какой-то момент человек и сам может прийти к пониманию того, что заниматься прежней работой у него нет никакого желания не из карьерных, а из личных, психологических соображений.
И тут на помощь приходит карьерный чек-ап (с английского career check-up – комплексное обследование карьеры). Фактически он позволяет вернуться к первичной профориентации, когда человек заново замеряет свои личные устремления и интересы, чтобы понять, в какую сторону ему двигаться. Например, из своей практики могу сказать, что нередко многие уходят из педагогики в бизнес, рекламу, СМИ, а из предпринимательства в искусство.

– Что входит в чек-ап?
– Провести его можно самостоятельно или с помощью специалистов по кадрам. Основной инструмент – SWOT-анализ. Он включает в себя исследование ключевых навыков человека, опыта, достижений, областей развития, возможностей, а также внешних угроз. На основе анализа можно сделать выводы, в какую сторону двигаться и над какими болевыми точками работать.
Молодому специалисту до 35 лет карьерный чек-ап желательно проходить раз в год, а профессионалам за 35 – раз в два-три года.

– Даже если человек не собирается менять работу, какие навыки ему стоит «прокачать» на будущее?
– Эксперты Всемирного экономического форума в прошлом году сообщили, что наиболее востребованными навыками к 2025 году станут критическое мышление и анализ, самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, технологичность, стрессоустойчивость и гибкость.
Напомню, что профессиональный профиль любого специалиста состоит из трёх типов навыков: профессиональных (hard skills), «мягких», или социальных (soft skills), цифровых (digital skills). Последние требуются даже тем, кто не работает в IT-сфере.
Чем выше будет подниматься специалист по карьерной лестнице, тем важнее владеть навыками soft skills, в то время как профессиональные навыки постепенно переместятся на второй план: у руководителя в подчинении и так большое количество специалистов.
Особенность текущего момента в том, что цифровизация и появление новых технологий происходят гораздо быстрее, чем раньше. Ситуация меняется быстро, и специалисты, которые не способны отслеживать технологические тренды и оперативно внедрять их в работу, быстро обесцениваются.
Любому специалисту – от учителя до менеджера по продажам, от врача до учёного, от финансиста до железнодорожника – важно иметь багаж знаний в сфере IT. Сегодня нужно уметь управлять информацией, позиционировать себя в социальных сетях, обучаться онлайн, иметь минимальное представление об информационной безопасности.
Карьерный чек-ап может выявить недостаток этих компетенций, который со временем может грозить вынужденным уходом из профессии. Отсутствие цифровой грамотности будет существенно ослаблять позиции на рынке труда такого специалиста.
Но, с другой стороны, изучение цифровой стороны своей профессии может дать идеи для смены или корректировки карьерного пути.
Сами работодатели в последнее время предъявляют спрос на кадры с межотраслевым опытом. Они хотят видеть в компаниях проактивных сотрудников с кроссфункциональными навыками, умениями и знаниями из других отраслей и сфер деятельности. В период перемен, а сейчас, безусловно, время перемен, такие специалисты – драйвер роста для бизнеса.
Помимо этого, распространённым требованием станут хорошие навыки селф-менеджмента. Это касается удалённых и проектных работников, которые в новых условиях сами должны организовать свою работу, контролировать время, распределять ресурсы в отсутствие непосредственного начальника.
Мы видим, что работодатели хотят нанимать людей с широкой эрудицией, способностью вникать в детали разных профессиональных отраслей и сфер знаний, с широким пониманием происходящего. Иными словами, нужны универсальные эксперты, которые имеют высокий потенциал (Hi-Po), могут оперативно улавливать быстро меняющиеся тренды и давать соответствующие ценные рекомендации или перенастраивать бизнес-процессы.

– Как человеку самому помочь себе стать успешнее?
– Важно работать над собой и заниматься самообразованием, посещать курсы, лекции, тренинги по интересующим вас вопросам. Это поможет получить новые знания, разобраться с тем, что пока плохо получается.
Мы переживаем бум онлайн-образования. Дистанционно повысить квалификацию и освоить новые знания сегодня предлагают десятки онлайн-платформ: «Нетология», Skillbox, GetCourse, EdMarket, «Синхронизация». Кстати, среди них немало курсов для руководителей.
Помимо этого, нужно иметь в виду зарубежные университеты. Многие топовые вузы Европы и США сегодня предлагают онлайн-курсы.
Я думаю, что нет такой отрасли, в которую в ближайшие 5–10 лет не придут искусственный интеллект, Интернет вещей, роботы, анализ больших данных, виртуальная и дополненная реальность, 3D-печать и т.д. Соответственно, где бы и какую бы позицию вы ни занимали, рано или поздно прогресс затронет привычные методы работы. Поэтому крайне важно отслеживать тренды, связанные с вашей сферой деятельности и непосредственно с позицией на рынке труда. Читайте профессиональную литературу и периодику, почаще интересуйтесь не только практикой, но и теорией. Международные консалтинговые компании регулярно публикуют прогнозы, которые помогут понять, что происходит в вашей отрасли и каковы перспективы потерять актуальность как специалиста. К примеру, Deloitte выпускает обзоры развития отраслей, а Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF) – перспективы конкретных профессий.
Работодатели со своей стороны также должны организовывать регулярные тренинги или курсы повышения грамотности для руководителей и специалистов компании. Это позволит не отстать и повысит вовлечённость сотрудников и их лояльность бизнесу.

– Пандемия COVID-19 в России идёт на спад. Как, на ваш взгляд, она отразилась на рынке труда?
– Есть несколько трендов. Я выделю основные.
Во-первых, прошедший год понёс за собой повсеместное распространение удалённой работы. По данным ProPersonnel, до 60% переведённых на дистанционный режим сотрудников российских компаний останутся работать в таком формате после нормализации эпидемиологической ситуации. Бизнес обнаружил плюсы такого решения: сократились расходы на офис, открылась возможность поиска специалистов из других регионов.
Во-вторых, прошедший год стал примером того, как внезапно стали востребованы профессии, которые раньше не были в фокусе внимания образовательных учреждений, бизнеса и молодых людей.
Когда пандемия коронавируса за считаные месяцы охватила всю планету, стало ясно, что не хватает медицинских работников как таковых, а также узких специалистов: вирусологов, фармацевтов, биоинженеров. Выяснилось, что в большинстве стран недостаточно мощностей для производства лекарства в нужных объёмах, а для этого тоже нужны специалисты.
В 2020 году позиции работодателей на рынке труда усилились из-за роста числа свободных специалистов. Конкуренция между соискателями, соответственно, обострилась. Это позволило работодателям повысить требования к кандидатам.
С конца января 2021 года работодатели на рынке труда стали более активны, чем кандидаты. Если количество вакансий выросло с начала года на 22%, то число резюме – всего на 6%.
Рынок труда адаптировался к новым условиям, бизнес стремится компенсировать потери и увеличить доходность.
По данным нашего агентства, в феврале 2021 года на одну вакансию в среднем претендуют девять соискателей. На позиции руководителей или главных специалистов претендуют 20–70 человек.

– Меняются ли требования к руководителям?
– Работодателям в условиях новой, ковидной реальности интересны управленцы с опытом риск-менеджмента, привлечения внешнего финансирования, взаимодействия с бизнесом из разных отраслей экономики.
В свою очередь, в период пандемии COVID-19 и оптимизации расходов многие топовые руководители в частных компаниях задумались о смене работодателя. Такие соискатели ищут работу прежде всего в госкорпорациях и на госслужбе, которые представляются им более стабильными.
Отмечу, что чаще всего собственники бизнеса сталкиваются с проблемой поиска управленцев из-за того, что не готовят заранее руководителей внутри компании. В этой ситуации быстрый рост компании неизбежно приводит к кадровой проблеме.
Темпы развития бизнеса могут превышать рост квалификации имеющихся руководителей или главных специалистов, из которых можно вырастить собственных менеджеров. В такой ситуации оказываются многие компании, особенно молодые.
Талантливый руководитель, как правило, имеет много амбиций. Его волнуют в большей степени не компенсация или требования, а возможности личного развития в компании, её репутация (ведь он становится одним из главных носителей бренда своего работодателя), а также корпоративная атмосфера.
Нередко владельцы бизнеса или топ-менеджеры делают ошибки: наращивают штат исполнителей, не пытаясь менять управленческую структуру, или назначают на должность руководителя бывшего главного специалиста. Последний часто не обладает нужными организационными навыками, что даже приносит ущерб бизнесу.
По прогнозу консалтинговой компании Korn Ferry Hay, к 2030 году на российском рынке труда будет недоставать 2,8 млн специалистов, из-за чего экономика потеряет до $297 млрд. Причём нехватка будет ощущаться при поиске не только специалистов и низкоквалифицированных кадров, но и руководителей.

Беседовал Виталий Маслюк

Карьерный лифт

Железнодорожники стали финалистами конкурса управленцев

Рубрики: Кадры
Предиктивная аналитика
Алла Кравчук, эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» ,

В РЖД используют инновации в нормировании труда

Рубрики: Кадры
База для жизни

РЖД развивают социальную инфраструктуру на Восточном полигоне

Рубрики: Кадры
Переход на новый уровень

В Дирекции тяги продолжает развиваться система наставничества

Рубрики: Кадры
Семейное счастье

РЖД укрепляют и сохраняют традиции

Рубрики: Кадры

Рубрики

Содержание номера


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru