Кадры для цифровой экономики

Кадры для цифровой экономики

Отрасль заинтересована в специалистах по информационному моделированию транспортных объектов
Внедрение цифровых инструментов строительства (в частности, технологий информационного моделирования промышленных и гражданских объектов – BIM) является одной из задач нацпроекта «Цифровая экономика».

Как сообщил в ходе недавнего заседания Правительственной комиссии по региональному развитию вице-премьер Марат Хуснуллин, в ближайшие два года использование цифровых моделей строительных объектов станет обязательным при выполнении госзаказов. В настоящее время, по данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, уровень развития рынка BIM в целом по стране недостаточно высокий. Инновационную цифровую технологию используют всего 5–7% компаний, по большей части в крупных городах и для реализации мегапроектов. Например, ОАО «РЖД» начало применять технологии информационного моделирования при проектировании ВСМ Москва – Санкт-Петербург. В прошлом году в компании был создан Центр компетенций по внедрению технологии информационного моделирования для объектов инфраструктуры, а в феврале этого года утверждена дорожная карта научно-технического сопровождения BIM-технологий в строительном комплексе.

Среди факторов, тормозящих развитие BIM в области строительства, эксперты называют недостаток квалифицированных специалистов и соответствующих программ обучения. Как подчеркнула президент Ассоциации организаций по развитию технологий информационного моделирования в строительстве и ЖКХ (BIM-Ассоциация) Александра Никульцева во время недавней онлайн-дискуссии по вопросам развития BIM-технологий и BIM-образования, организованной Российской открытой академией транспорта Российского университета транспорта (РОАТ РУТ (МИИТ), дело осложняется тем, что в стране пока не существует такой профессии, как специалист по информационному моделированию в сфере строительства. «По этой причине у учебных заведений нет единого понимания, как и для кого готовить таких работников», – отметила она.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в прошлом году BIM-Ассоциация разработала профессиональный стандарт, в котором подробно описаны трудовые функции, требования к образованию и опыту работы BIM-специалистов. Документ был внесён в комиссию по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства и архитектурно-строительного проектирования при Совете по профессиональным квалификациям в строительстве. Однако профстандарт до сих пор не утверждён в Минтруда.
«Мы надеемся, что в следующем году он всё же будет принят. И тогда наш следующий шаг – участие в разработке группы отраслевых профессиональных стандартов для специалистов по информационному моделированию в различных сферах, в частности на транспорте», – подчеркнула Александра Никульцева.


Обучение BIM-специалистов

Подготовка профессионалов в сфере применения цифровых технологий – один из приоритетов федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (входит в нацпроект «Цифровая экономика»).

В рамках реализации федерального проекта в прошлом году было запущено бесплатное онлайн-обучение по программам повышения квалификации в сфере цифровой экономики. Обучением занимаются передовые образовательные организации страны. Гражданам, желающим получить новую профессию (претенденты должны быть старше 18 лет, но не пенсионеры, иметь среднее профессиональное или высшее образование), предоставляются персональные цифровые сертификаты. Стоимость одного сертификата в среднем эквивалентна 28 тыс. руб. и возмещается учебному заведению из средств федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

В 2019 году обучение в пилотном режиме прошли 5000 человек. В этом году было выдано уже 22 тыс. персональных цифровых сертификатов. Предполагается, что до конца 2024 года «цифровую» переподготовку пройдут свыше 1 млн россиян.

В программный портфель включены направления, связанные в том числе с применением BIM-технологий. В их числе «BIM: технологии информационного моделирования в строительстве»; «Информационное моделирование зданий (BIM)»; «BIM: технологии информационного моделирования в проектировании объектов капитального строительства»; «BIM: технологии информационного моделирования в эксплуатации объектов капитального строительства»; «BIM: технологии информационного моделирования для руководителя»; «BIM-менеджер»; «Автоматизация сметных расчётов в строительстве»; «BIM: экспертиза проектов, выполненных с применением технологий информационного моделирования», «BIM: технологии информационного моделирования в работе экономиста и инженера-сметчика».

BIM-обучение организуют три учебных заведения: Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова (филиал Донского государственного аграрного университета); Вологодский государственный университет; Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук. Присоединиться к реализации проекта могут и другие вузы, если подадут заявку и успешно пройдут отбор, который ежегодно проводит АНО «Университет НТИ 2035».

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий длится 72 часа. В программе – изучение законодательных и нормативных актов, специализированной литературы в области проектирования с применением технологий информационного моделирования, а также программного обеспечения в сфере BIM. Преподаватели, в числе которых представители сферы бизнеса, образования и органов власти, проводят видеолекции и вебинары. Более 50% занятий программы повышения квалификации – практические занятия, включающие уроки по работе в программных продуктах и выполнение практических работ.

Учебная программа для слушателей, приступивших к обучению в этом году, завершится в январе 2021 года. Выпускники при успешном выполнении итогового тестирования получат удостоверения о повышении квалификации вуза – организатора программы. О старте нового набора на программы обучения будет объявлено позднее.

Программы повышения квалификации для обучения слушателей технологиям информационного моделирования объектов строительства некоторые вузы внедряют самостоятельно. Как подчеркнула во время конференции BIM Education DAY специалист по образовательным программам компании – разработчика BIM-решений Graphisoft Мария Калашникова, ожидается, что профессии BIM-менеджера, BIM-координатора и BIM-модельера будут пользоваться высоким спросом на рынке труда, открывая перед молодыми специалистами широкие перспективы.
«На данном этапе очень важно заложить правильные основы именно в учебный процесс, чтобы уже через несколько лет на рынок выходили грамотные специалисты в области BIM с самыми актуальными знаниями. Если бизнес-среда сейчас всесторонне обеспечивается необходимой информацией о новейших тенденциях рынка, то образовательной среде только предстоит погрузиться в актуальные тренды», – рассказала она.

Транспортные вузы не остаются в стороне от заданного тренда и также реализуют программы профессиональной переподготовки кадров в области BIM. Так, в ноябре этого года на базе РОАТ РУТ (МИИТ) открылся Центр цифровых технологий управления жизненным циклом транспортной инфраструктуры. Планируется, что в следующем году на базе центра будет реализована образовательная программа «Технологии информационного моделирования в проектировании и строительстве транспортной инфраструктуры». Она разработана при поддержке Национальной ассоциации инженеров-консультантов в строительстве (НАИКС). Преподаватели вместе со слушателями рассмотрят вопросы информационного моделирования, разработки информационных моделей линейных объектов, применения инструментов и методов формирования сводной информационной модели, а также проведения аудита и оценки качества. По завершении обучения выпускники программы смогут пройти аттестацию и получить сертификат Международной ассоциации buildingSMART (разрабатывает открытые цифровые стандарты в области BIM для строительной отрасли). «На сегодняшний день программа международной сертификации buildingSMART является одной из самых авторитетных в мире. В России она реализуется с августа 2020 года. Помимо РУТ (МИИТ), buildingSMART сотрудничает также с МГУ им. М.В. Ломоносова, СпбПУ и другими российскими университетами», – рассказала исполнительный директор НАИКС Ольга Кубанская.

В Дальневосточном государственном университете путей сообщения действует научно-исследовательская лаборатория «Беспилотные и цифровые технологии на транспорте и в строительстве», среди задач которой проведение исследований в области технологий информационного моделирования промышленных и гражданских объектов, а также внедрение в практическое обучение студентов и слушателей курсов повышения квалификации по направлениям BIM-технологий. Обучающиеся получили возможность участвовать в разработке дополненной и виртуальной реальности для решения задач различных отраслей экономики и бизнеса.

При поддержке отраслевых работодателей прикладное образование и профессиональную сертификацию в области BIM также организует компания – поставщик программного обеспечения для промышленного и гражданского строительства Autodesk. Она реализует программу «Autodesk Civil 3D – Железные дороги». В рамках курса слушатели учатся создавать BIM-модели железной дороги. «Спрос на текущие навыки ослабевает, но есть возможность приобрести новые современные компетенции и уверенно продвигать себя на рынке труда. Мы видим, что и работодатели заинтересованы в переквалификации своих сотрудников. Они понимают, что за BIM-технологиями будущее», – отметила технический эксперт по направлению «Инфраструктура» российского представительства компании Autodesk Алла Землянская.

Разработанный Минтрансом проект Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года предполагает, что в отраслевых вузах должны также появиться программы уровней «специалитет» и «бакалавриат» по направлениям обучения в области создания информационных моделей строительства транспортных инфраструктурных объектов. Однако пока говорить об этом рано, считает директор РОАТ РУТ (МИИТ) Олег Покусаев. «Поскольку нет профессионального стандарта, нет и соответствующего образовательного стандарта для обучения будущих BIM-специалистов. И в этой связи учебные заведения сталкиваются с проблемой – либо встраивать курсы по BIM в учебный план студентов-строителей, либо студентов-айтишников, – отметил он. – Пока решение этой проблемы ложится на плечи самих университетов. В любом случае подготовкой кадров в сфере информационного моделирования строительных объектов заниматься нужно уже сейчас. Иначе отрасль останется без квалифицированных специалистов и применять BIM-технологии будет попросту некому».

Так, основы BIM изучают студенты Института пути, строительства и сооружений РУТ (МИИТ), обучающиеся по специальности «информатика и вычислительная техника» (профиль «Системы автоматизированного проектирования»). Выпускники получают квалификацию «бакалавр» и могут работать инженерами-конструкторами, инженерами-проектировщиками, а также BIM-мастерами, BIM-проектировщиками и BIM-инженерами.

Как отметила заместитель начальника Департамента капитального строительства ОАО «РЖД» Светлана Муравьёва, определить профессиональные границы BIM-специалистов действительно крайне сложно, ведь их функционал относится сразу к нескольким сферам. «Технологии информационного моделирования являются сквозными для многих организаций. Знания в этой сфере нужны строителям, IT-специалистам, экономистам, сметчикам, сотрудникам отделов закупок. И особенно важно BIM-образование для управленцев, – подчеркнула она. – В этой связи следует переработать уже существующие программы обучения, добавив в них блоки, связанные с применением BIM в соответствующих сферах».

Юлия Антич
Резервный фонд

Транспортные вузы должны вести опережающую подготовку кадров для отрасли

Рубрики: Образование
Круглосуточный университет
Владимир Тимонин, первый проректор Российского университета транспорта (МИИТ),

РУТ (МИИТ) превратится в многофункциональный технологический кластер

Рубрики: Образование
Открытая школа
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, д.т.н., профессор ,

Транспортное образование России конкурентоспособно на мировом рынке образовательных услуг

Рубрики: Образование
Индивидуальный подход

Какие тренды будут актуальны в сфере корпоративного обучения

Рубрики: Образование
Учить жизни

Разработана Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Бесконечная игра. В бизнесе побеждает тот, кто не участвует в гонке
Синек Саймон
«Бесконечная игра. В бизнесе побеждает тот, кто не участвует в гонке». Издательство «Бомбора» 2020 год
Пиши, сокращай
М. Ильяхов, Л. Сарычева
«Пиши, сокращай». Издательство «Альпина Паблишер» 2020 год
Слушать Нельзя Указывать
Эдгар Шейн
«Слушать Нельзя Указывать». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2015 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100