Резервный фонд

Резервный фонд

Транспортные вузы должны вести опережающую подготовку кадров для отрасли
По данным консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG), в мире 1,3 млрд человек находятся в «квалификационной яме», так как их навыки и знания не соответствуют требованиям работодателей. В России квалификационный разрыв затрагивает 45% трудоспособного населения. В группе риска – выпускники вузов. Недостаток у них практических навыков отметило абсолютное большинство работодателей – 91% из 1500 респондентов, опрошенных ВЦИОМ. Представители бизнеса подчеркнули: недавно принятых на работу сотрудников зачастую приходится переучивать. При этом большинство из них не готовы проявлять инициативу, чтобы развивать свои навыки с оглядкой на требования работодателей. Чтобы удовлетворять запросы компаний-работодателей, университеты должны организовать не просто практико-ориентированную подготовку кадров, но и систему опережающей подготовки. Техника и технологии в отраслях постоянно совершенствуются, поэтому специалисты должны быть готовы к работе на самом передовом оборудовании. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, прошедшего в рамках деловой программы IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».


Компетенции будущего

Как рассказал заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, в сентябре этого года правительством страны был утверждён План развития движения «Ворлдскиллс» в России до 2030 года. В качестве одного из приоритетных направлений в нём обозначена разработка совместно с университетами дорожной карты по новым профессиям, включая компетенции будущего (Future Skills). «Уже сейчас 36 компетенций Future Skills внедряются в 61 вузе», – отметил Дмитрий Афанасьев.

Компетенции будущего (в частности, «Изготовление прототипов», «Интернет вещей», «Промышленный дизайн», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Инженерия космических систем») уже интегрированы в образовательные программы таких вузов, как Московский политехнический университет, Ставропольский государственный аграрный университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Тюменский государственный университет.

Со следующего учебного года новая образовательная программа «Промышленный дизайн на транспорте» может появиться в Российском университете транспорта (МИИТ). «Технологии на транспорте постоянно совершенствуются – уже сейчас появляются «цифровые двойники» объектов транспортной инфраструктуры, развиваются транспортные системы агломераций. В этой связи перед отраслевыми учебными заведениями стоит важная задача – своевременная и даже опережающая подготовка кадров. Мы работаем в направлении формирования новых образовательных программ», – рассказал ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов.

По словам Александра Климова, в настоящее время наблюдается отставание в целом всех вузов от тех технологий, которые уже становятся обыденностью и нормой в практической жизни. «Чтобы в будущем транспортная отрасль не осталась без инновационных кадров, вузам уже сейчас необходимо разрабатывать план действий совместно с учредителями и компаниями», – подчеркнул он.


Навыки для будущего

Большое внимание в процессе обучения должно быть уделено формированию так называемых навыков будущего. Под этим понятием чаще всего скрываются soft skills, или «мягкие», надпрофессиональные навыки – способность ставить цели и достигать их; способность к саморефлексии; способность системно мыслить и решать проблемы; способность управлять эмоциями; способность постоянно учиться и другие.

Особое внимание работодатели также уделяют умению сотрудников работать в команде. «Профессионал, способный решать задачи во взаимодействии, в грядущем десятилетии будет цениться выше профессионала-индивидуалиста. Работник должен будет грамотно и оперативно входить в коллектив, быстро в нём адаптироваться и по факту уметь работать с кем угодно над поставленными задачами. Работодатели, в свою очередь, будут всё больше переходить к практике найма или привлечения сработавшихся команд», – рассказал основатель международной платформы Global Education Futures профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша.

Один из успешных примеров развития у студентов навыков командной работы – программа Минобрнауки России и Агентства стратегических инициатив «Стартап как диплом». В течение нескольких лет его реализуют ведущие вузы страны, в частности Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Программа направлена на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства, поддержку стартапов на начальной стадии и их развитие в будущем. «Выпускная квалификационная работа в формате «Стартап как диплом» представляет собой бизнес-проект, разработанный несколькими обучающимися. Студенты занимаются тем, что им действительно нравится, прокачивают свои soft и hard skills», – рассказал ранее ректор ДВФУ Никита Анисимов.

Предполагается, что в 2021 году к программе «Стартап как диплом» присоединятся ещё 40 российских вузов.


Обновление учебных лабораторий

Как подчеркнул Александр Климов, качественно обучить будущих специалистов возможно благодаря использованию современных образовательных технологий – тренажёрных комплексов и имитационных моделей. Задача по обновлению учебно-лабораторной базы транспортных университетов поставлена Минтрансом в рамках «Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года», которая была представлена на итоговом заседании коллегии Министерства транспорта РФ в октябре (в настоящее время документ ещё не утверждён).

В ОАО «РЖД» действует собственная Программа взаимодействия с университетскими комплексами железнодорожного транспорта. Она включает в том числе мероприятия по развитию инфраструктуры отраслевых вузов. Компанией разработан организационно-правовой механизм закупки и передачи оборудования в отраслевые вузы через договор о сетевой форме реализации образовательных программ.

По всем учебным заведениям сформирован перечень недостающего оборудования и программного обеспечения. В некоторых вузах в настоящее время уже ведётся работа по обновлению учебно-лабораторной базы. Так, в начале декабря в эксплуатацию запущена лаборатория «Железнодорожные станции и узлы» в филиале Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) в Нижнем Новгороде. Она предназначена для практических занятий по ряду дисциплин: «Железнодорожные станции и узлы», «Управление эксплуатационной работой», «Технология перевозочного процесса» и другим.

Лаборатория заменила привычные наглядные пособия (стенды, плакаты, макеты), теперь в составе лабораторного комплекса – большой настенный монитор, на котором отображаются заданная преподавателем картина перевозочного процесса, 11 мест для учащихся за компьютерами и четыре тренажёра. Оборудование имитирует работу электрической централизации железнодорожных станций, блокировки на перегонах, движение поездов. Преподаватели могут смоделировать любую нестандартную ситуацию, в том числе ложную занятость или ложную свободность путей, неисправность стрелок, а задача студента – правильно действовать в таких ситуациях.

Занятия студентов в лаборатории начнутся в следующем семестре, пока новое оборудование осваивает преподавательский состав филиала СамГУПСа.

Планируется, что учебно-лабораторная база во всех отраслевых вузах будет обновлена до конца 2025 года.

Некоторые предприятия также помогают учебным заведениям оснащать оборудованием площадки для проведения чемпионатов профессионального мастерства. Так, например, в этом году IT-компания Softline предоставила Пермскому химико-технологическому техникуму оборудование для подготовки студентов к участию в различных соревнованиях по стандартам Ворлдскиллс. «Мы стремимся развивать партнёрские отношения с бизнесом. Некоторые производители предоставляют учебным заведениям прототипы техники, которой ещё нет на производстве, чтобы на ней обучать специалистов будущего. Это правильный подход, выгодный всем сторонам», – уверен генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов.


Роль педагогов

Исключительно инфраструктурной модернизации учебных заведений для качественной подготовки профессионалов будущего недостаточно, уверены эксперты. Необходимо изменить саму структуру преподавания учебных курсов и дисциплин. «Традиционная система подготовки имеет ряд недостатков. Дефицит практических и прикладных занятий в образовательной программе, позднее – погружение в практическую деятельность ведут к потере интереса к будущей профессии, а порой и к смене профессиональной деятельности, – подчеркнул Дмитрий Афанасьев. – На фоне стремительно развивающихся технологий обучающиеся должны получить не только набор теоретических базовых знаний, но и навыков практической работы, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда».

Качество подготовки специалистов во многом зависит от профессионализма преподавателя. «Конкретный образовательный результат формируют именно педагоги. В связи с этим появляется потребность в создании тренингов для преподавателей, а также механизмов мотивации руководства университетов для внедрения таких подходов и технологий», – отметил Александр Климов.

Для выявления и распространения лучшего преподавательского опыта, внедрения инноваций в систему подготовки рабочих кадров ОАО «РЖД» проводит конкурсы профессионального мастерства среди преподавателей профильных образовательных организаций.

Как подчеркнул ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский, крайне важно, чтобы перспективных специалистов обучали преподаватели из отраслей. «Кому как не им знать, как будет развиваться та или иная производственная сфера. Компетенции будущего они чувствуют буквально кончиками пальцев», – уверен он.

Представители ОАО «РЖД» активно участвуют в подготовке будущих специалистов. Так, уже несколько лет в отраслевых вузах реализуется обучение по технологии «авторский класс», позволяющее обеспечить опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов по актуальным для отрасли направлениям. Такая подготовка кадров предусматривает, что параллельно с освоением стандартной образовательной программы в соответствии с учебным планом небольшая группа студентов (5–10 человек), обучающихся на 4–5-м курсах, проходит обучение по дополнительной профессиональной программе. Она согласована с Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД» и профильным филиалом-заказчиком, который в дальнейшем трудоустроит выпускников.

К чтению лекций и проведению занятий в «авторском классе» привлекаются ведущие руководители и специалисты филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», а также научных институтов – АО «НИИАС», АО «ВНИИЖТ», АО «ИЭРТ».

В разное время были организованы «авторские классы» по таким направлениям, как «Информационные технологии в управлении транспортным бизнесом», «Эффективное управление парком грузовых вагонов», «Современные технологии управления перевозками по твёрдым ниткам графика движения», «Проблемы и перспективы развития высокоскоростного движения на сети ОАО «РЖД», «Клиентоориентированный маркетинг пассажирских перевозок», «Управление человеческими ресурсами», «Повышение эффективности взаимодействия участников перевозочного процесса в местах зарождения и погашения грузопотоков на железнодорожном транспорте».

Юлия Антич
Кадры для цифровой экономики

Отрасль заинтересована в специалистах по информационному моделированию транспортных объектов

Рубрики: Образование
Круглосуточный университет
Владимир Тимонин, первый проректор Российского университета транспорта (МИИТ),

РУТ (МИИТ) превратится в многофункциональный технологический кластер

Рубрики: Образование
Открытая школа
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, д.т.н., профессор ,

Транспортное образование России конкурентоспособно на мировом рынке образовательных услуг

Рубрики: Образование
Индивидуальный подход

Какие тренды будут актуальны в сфере корпоративного обучения

Рубрики: Образование
Учить жизни

Разработана Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Бесконечная игра. В бизнесе побеждает тот, кто не участвует в гонке
Синек Саймон
«Бесконечная игра. В бизнесе побеждает тот, кто не участвует в гонке». Издательство «Бомбора» 2020 год
Пиши, сокращай
М. Ильяхов, Л. Сарычева
«Пиши, сокращай». Издательство «Альпина Паблишер» 2020 год
Слушать Нельзя Указывать
Эдгар Шейн
«Слушать Нельзя Указывать». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2015 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100