Цифровые следы

Цифровые следы

Какой эффект можно получить от внедрения блокчейн-технологий
О технологии блокчейн в мире заговорили в конце 2008 года, когда было объявлено о разработке первой цифровой валюты – биткоина. Тогда больше внимания уделялось самой криптовалюте, однако спустя десять лет ситуация кардинально изменилась: популярность биткоина пошла на спад, зато блокчейн вполне может стать главным цифровым трендом ближайших лет. К 2025 году, по прогнозам PwC, эту технологию возьмёт на вооружение большинство компаний, в том числе транспортной отрасли.


Запомнит всё

Термин blockchain позаимствован из английского языка и дословно переводится как «цепь из блоков». По сути, это база данных, где информация хранится в электронном виде, но от обычного облачного хранилища её отличает способ хранения информации: она записывается не на один администрирующий сервер, а вносится в распределённые реестры. Условно говоря, информация одновременно существует на всех устройствах, подключённых к сети. При этом каждый последующий информационный блок содержит в себе все данные предыдущего. Главное преимущество такого подхода – гарантированная сохранность данных.
«Данные, передаваемые блокчейном, видны всем, при этом их невозможно изменить или удалить. Децентрализованное распределение данных обеспечивает надёжность, прозрачность и защиту от взлома. Благодаря этому блокчейн является универсальным и удобным способом хранения информации и заключения сделок», – поясняет коммерческий директор Группы компаний «АРИВИСТ» (специализируется на международных перевозках грузов) Кирилл Александров.

Можно отследить любую информацию, которая вносится в распределённый реестр данных, и определить её источник по цифровому следу. Наиболее перспективной сферой для внедрения блокчейна с точки зрения потенциального экономического эффекта эксперты PwC называют ретейл: технология позволяет определить производителя товара и перемещение продукции на каждом этапе, что обеспечивает прозрачность цепочки поставок и перекрывает путь контрафакту. Крупные продуктовые сети уже разрабатывают технологию доставки «от поставщика до полки» на базе блокчейна.

Большой потенциал использования блокчейн-технологии в PwC видят и в финансовой сфере. В настоящее время центробанки разных стран, в том числе России, изучают её возможности в контексте создания национальных цифровых валют, которые в отличие от криптовалют будут официальной формой денег. Это только одна из возможностей. Блокчейн позволит ускорить транзакции, сделав их при этом более прозрачными, перевести в «цифру» ключевые банковские услуги. В августе в Германии, к примеру, предложили использовать блокчейн на фондовом рынке, заменив акции и облигации их цифровыми версиями.

К распределённой базе данных может быть подключено неограниченное количество пользователей. Это делает систему удобной для взаиморасчётов, особенно при наличии большого числа поставщиков и контрагентов. Соглашение, которое заключают участники процесса, называется «смарт-контракт». Он устанавливает правила взаимодействия с данными, которые размещены в распределённом реестре. Каждой сделке или финансовой транзакции вручную присваивается уникальный шифр, содержащий данные о времени, дате, участниках, стоимости. В результате участники получают достоверные и актуальные данные. «С помощью смарт-контрактов можно синхронизировать перевод платежа с доставкой товара, оказанием услуг и даже предоставлением финансовых инструментов. Главные преимущества смарт-контрактов связаны с их подписанием и заполнением: контракты не нужно подписывать лично, и технология автоматически создаёт аудиторский след. В случае возникновения спора блокчейн может автоматически заблокировать платежи», – говорит партнёр и руководитель международной практики оказания услуг компаниям финансового сектора PwC в Швейцарии Гюнтер Добрауз.

По прогнозам экономистов PwC, в ближайшее десятилетие максимальную выгоду от использования блокчейн-технологии получат Китай и США. Центробанк КНР уже выпустил цифровую валюту DCEP, это принесёт Поднебесной $440 млрд в ближайшее десятилетие. В США блокчейн главным образом используют в цепочках поставок.

К 2030 году внедрение технологии блокчейн может обеспечить рост мирового ВВП на $1,76 трлн, прогнозируют в PwC.


От банков до транспорта

В Россию блокчейн пришёл позже, чем в США или Китай, – первые проекты появились в 2017–2018 годах, и, по оценке экспертов, бизнес до сих пор присматривается к этой технологии. Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega, отметил, что пока это прерогатива цифровых гигантов, в частности Сбербанка и «Яндекса».

Как и в других странах, наиболее активно технологию тестируют в банковском секторе. В конце прошлого года Ассоциация развития финансовых технологий, куда входят ключевые участники российского финансового рынка, запустила в промышленную эксплуатацию децентрализованную депозитарную систему (ДДС) на блокчейн-платформе «Мастерчейн» для учёта электронных закладных. В дальнейшем эта площадка станет базой для перевода в «цифру» банковских услуг, включая ипотеку.

Ещё один амбициозный проект в этом году протестировали в регуляторной «песочнице» Банка России – эта блокчейн-платформа позволит оцифровывать ценные бумаги и другие активы. Руководитель направления «Развитие технологии распределённого реестра» Ассоциации ФинТех Анатолий Конкин, выступая на онлайн-конференции «Финтех-2020. Антикризисная цифровизация», отметил, что через год-два все финансовые продукты на рынке будут так или иначе предоставляться с использованием технологии блокчейн.

Преимущества блокчейна успели оценить и на рынке недвижимости. В 2018 году эту технологию впервые в России применили в процессе регистрации договора долевого строительства с застройщиком жилья. Тогда в ВЭБе отметили, что внедрение блокчейна обеспечивает фиксацию всех этапов процесса, что позволяет контролировать соблюдение регламентов процедур и сроков исполнения, а также исключает риск несанкционированной корректировки данных. В будущем Росреестр намерен перейти на регистрацию договоров долевого участия только с применением блокчейна, исключив бумажный документооборот.

Прозрачность внесения данных и невозможность их исправить позволяет использовать блокчейн при оказании госуслуг или в различных формах публичного голосования. К примеру, по словам руководителя Центра блокчейн-компетенций ООО «Кометрика» Николая Гюнтнера, блокчейн-система уже внедрена в сервис «Активный гражданин» и применялась во время голосования по вопросам внесения изменений в Конституцию. «Среди успешных кейсов также электронные очереди, аукционы и различные тендерные площадки. Эти примеры демонстрируют везде один важный эффект – исключение возможности фальсификации», – пояснил он.

Опрошенные «Пультом управления» эксперты заявили о большом потенциале блокчейн-технологий в сфере транспорта и логистики. «Использование в этой отрасли смарт-контрактов позволяет отслеживать передвижение грузов по всему миру через связь по GPS-датчику, сводит к минимуму возможность нарушения обязательств сторон договора при поставках. Все преимущества блокчейна позволяют нам говорить об огромных перспективах его применения в ближайшие пять – десять лет. Как раз через такой промежуток времени аналитики предсказывают бум данного направления», – заметила руководитель отдела инвестиционных услуг QBF Альфия Бергалиева.

Технологию блокчейн на протяжении нескольких лет тестируют, например, в авиакомпании S7, причём здесь нашли несколько способов её применения. В 2018 году S7 опробовали смарт-контракт на основе блокчейна при заправке самолёта – на перечисление оплаты и передачу отчётных документов ушла всего минута. Сейчас компания использует блокчейн-платформу, в том числе для продажи билетов.

Алексей Рыбаков отметил, что в лигу российских компаний, наиболее активно работающих над внедрением технологии блокчейн, входят «Российские железные дороги».

Наиболее знаковыми блокчейн-проектами РЖД, по мнению эксперта, являются блокчейн-платформа «Сервис контроля жизненного цикла грузового вагона», нацеленная на отслеживание состояния комплектующих грузового подвижного состава, а также логистическая блокчейн-платформа для повышения прозрачности и эффективности грузовых перевозок.

Об использовании этой технологии в ОАО «РЖД» впервые заговорили на Международном салоне «ЭКСПО 1520» в Щербинке в 2017 году, который был посвящён вопросам цифровой трансформации отрасли. Год спустя в РЖД запустили первый проект по отслеживанию с помощью технологии распределённого реестра жизненного цикла колёсных пар в ремонтных депо на Октябрьской дороге. В 2019 году, также на Октябрьской дороге, был реализован пилотный проект по использованию смарт-контракта в грузоперевозках – это обеспечивает прозрачность перевозочного процесса для всех участников транспортно-логистической цепи. В автоматическом режиме фиксируется выполнение договорных обязательств. В этом году, как сообщил в октябрьском интервью газете «Гудок» заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, проект расширяет свой функционал: реализуется возможность автоматизированного сопровождения договоров перевозки и сопутствующих услуг, увеличено количество визуализируемых технологических операций, которые будут отображаться по ходу перевозки на платформе распределённого реестра данных (блокчейн) и учитывать выполнение договорных и финансовых обязательств.
«Конечными целями проекта являются создание «цифрового двойника» перевозочного процесса и переход к безбумажным технологиям на всём этапе перевозки – от заключения договоров с клиентами на транспортно-логистические услуги компании в электронном виде до их полного выполнения всеми участниками процесса, – рассказал Алексей Шило. – До конца 2020 года такие перевозки планируются только на полигоне Октябрьской дороги».

В ОАО «РЖД» также готовы обмениваться опытом внедрения блокчейна с партнёрами. В октябре на площадке Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520» «Российские железные дороги» и датская компания Maersk, мировой лидер в области морских контейнерных перевозок, заключили соглашение о взаимодействии в области развития цифровых сервисов для транзитных мультимодальных перевозок с использованием блокчейна. Соглашение предусматривает обмен информацией о развитии блокчейн-платформ, сотрудничество в области их интеграции и продвижение на рынок сформированных на их базе цифровых сервисов.


Новые горизонты

Потенциал применения блокчейна ещё предстоит раскрыть, причём, как замечает Алексей Рыбаков, не нужно выбирать доминирующие отрасли и ограничиваться какой-то конкретной сферой. «Блокчейн – это такая же базовая вещь, как компьютер, которая используется и может использоваться повсюду: государственные сервисы, страхование, грузоперевозки, здравоохранение, кадры, защита данных, идентификация пользователей, голосование, энергетика, промышленность, правовая защита, киберспорт, торговля, Интернет вещей, благотворительность, энергетика, авторское право и так далее», – уверен он.

Однако есть и трудности, с которыми российским компаниям предстоит столкнуться на этом пути. Так, сложно понять, как именно можно использовать технологию применительно к конкретной компании, как встроить блокчейн в бизнес-процессы и как объяснить пользователям платформы, партнёрам и клиентам, что с этой платформой делать. «Каждая компания имеет свою особую IT-инфраструктуру, которая едва ли будет взаимодействовать с информационной экосистемой другой компании. Несмотря на то что блокчейн гарантирует экономию времени и ресурсов, этого невозможно добиться без стандартизации. Именно поэтому бизнес ждёт неких первооткрывателей, которые разработают готовый продукт и на практике покажут, что это работающая технология, которая действительно несёт много полезного», – говорит Алексей Рыбаков.

Кроме того, имеет место отсутствие необходимых правовых актов, регулирующих мир блокчейна. «Регулирование деятельности хозяйствующих субъектов госорганами должно осуществляться с учётом развития цифровых технологий, в том числе блокчейна. Как только вышестоящие органы начнут создавать условия для использования современных технологий, блокчейн с сопутствующими ему прозрачностью и надёжностью будет внедряться в различные виды деятельности, в том числе логистику», – добавляет Кирилл Александров.

Эксперты прогнозируют, что бум блокчейн-технологий в России начнётся примерно через пять – десять лет.

Мария Абдримова

Льготы в онлайн
Александр Недорезов, начальник отдела развития социальной сферы и реализации проектов Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Цифровизация социальной сферы ОАО «РЖД» продолжается

Рубрики: Революция 4.0
Окно возможностей

Утверждена концепция цифровизации блока организации, оплаты и мотивации труда РЖД

Рубрики: Революция 4.0
Компания на передовой

ОАО «РЖД» стало лидером по внедрению квантовых коммуникаций

Рубрики: Революция 4.0
Диалоги на расстоянии

Пандемия ускоряет развитие цифровых коммуникаций на предприятиях

Рубрики: Революция 4.0
Технологии в помощь
Ольга Ускова, генеральный директор компании Cognitive Pilot,

Искусственный интеллект позволит снизить число аварий на железной дороге

Рубрики: Революция 4.0

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100