Круглосуточный университет
Владимир Тимонин
Владимир Тимонин
первый проректор Российского университета транспорта (МИИТ)

Круглосуточный университет

РУТ (МИИТ) превратится в многофункциональный технологический кластер
На базе Российского университета транспорта (МИИТ) планируется создание Многофункционального технологического кластера (МТК) «Образцово». Он станет флагманской площадкой для кадрового развития отрасли и внедрения инноваций на транспорте. До конца этого года завершатся предпроектные работы для определения всех параметров и характеристик будущего объекта. О том, что собой будет представлять кластер и когда он начнёт функционировать, «Пульту управления» рассказал первый проректор РУТ (МИИТ) Владимир Тимонин.

– Владимир Сергеевич, для решения каких отраслевых задач создаётся МТК «Образцово»?
– Создание МТК «Образцово» на базе Российского университета транспорта – прямое поручение Владимира Путина по итогам его выступления на пленарном заседании Съезда транспортников России 5 марта 2018 года в Москве.
Зачем университету новые здания? Скажем прямо, увеличение площади – не самоцель. Современный учебный процесс предполагает совершенно новые образовательные форматы – интерактивные, командные, проектные. Реализовать их в классических аудиториях, созданных для лекционных и семинарских занятий, практически невозможно. Нужны помещения другого типа – коворкинги, проектные мастерские, оснащённые по последнему слову техники лаборатории.
Вторая задача – размещение новых инжиниринговых и исследовательских центров. Конечно, и сегодня в университете работает целый ряд научно-технических школ, но их активности явно недостаточно для обеспечения расширяющегося спектра потребностей отрасли.
МТК «Образцово» станет кампусом, построенным по стандартам XXI века. Современные корпуса, высокотехнологичные лаборатории привлекут в университет не только больше замотивированных абитуриентов (в том числе благодаря строительству новых общежитий), но и больше талантливых преподавателей, инженеров. Не секрет, что сейчас идёт активная борьба за «мозги», поэтому университету крайне важно предлагать комфортные условия для работы и самореализации. Мы хотим создать такую среду, попав в которую у человека начнут меняться мышление, рабочие подходы, компетенции.

– Уже определено, какие объекты войдут в состав кластера?
– У нас есть понимание, чего и в каком объёме мы хотим. Проведена большая работа по согласованию видения того, как должно быть устроено «Образцово», в эту работу было вовлечено значительное число людей. До конца этого года продлятся изыскания, благодаря которым удастся понять, какие площади можно будет застроить с учётом реальных условий. Что именно войдёт в финальный проект, станет известно только после проведения проектных работ, которые запланированы на 2021 год. Пока же могу обозначить, какие объекты мы бы хотели видеть.
Планируем несколько локаций. Основная часть объектов расположится в Москве. Ядром МТК должна стать серия зданий учебного и научно-исследовательского назначения. Мы хотели бы перенести в этот центр и все наши инженерные институты – Институт управления и цифровых технологий, Институт пути, строительства и сооружений, Институт транспортной техники. Здесь же должен расположиться комплекс научно-испытательных лабораторий, который будет в основном ориентирован на развитие цифровых технологий (в частности, BIM, цифровые двойники, цифровое моделирование).
Важный запрос к новым зданиям – формирование пространства для командной работы студентов. Современный университет должен включать максимально гибкие пространства, легко приспособляемые под развитие различных компетенций. Неправильно делать аудиторию под конкретную дисциплину, потому что она может оказатьcя неактуальной через несколько лет, хотя, конечно, существуют и исключения. При проектировании кластера этот момент обязательно будет учтён.
Техническое задание на данный момент также включает строительство спортивного комплекса с бассейнами и современными залами. Нелишне напомнить, что среди студентов РУТ (МИИТ) уже сейчас – чемпионы Олимпийских и Паралимпийских игр, мира, Европы, России. Для них, а также преподавателей и всех, кто желает заниматься спортом, нужен многофункциональный спортивный центр, работающий в круглосуточном режиме.
Планируем построить дополнительные общежития – в прошлом году количество только иностранных студентов у нас увеличилось на 40%, и в целом контингент студентов в университете растёт. Комфортные условия для проживания – важное конкурентное преимущество любого вуза.
Есть необходимость модернизации и существующей материально-технической базы, поэтому строительство новых объектов будет вестись параллельно с реконструкцией имеющихся учебных корпусов. Так, в отреставрированном первом корпусе университета, построенном больше 120 лет назад, должны разместиться часть административных помещений, большой музейный комплекс и историческая библиотека. На сегодняшний день научно-техническая библиотека университета включает порядка 3 млн экземпляров книг, из которых около 10 тыс. являются редкими экземплярами (среди них есть и уникальные инженерные альбомы XIX века). Эти книги должны быть доступны для всех желающих. Библиотека должна стать ультрасовременным центром научно-технической информации по всем видам транспорта, а также местом коммуникации и интеллектуальных мероприятий.
Также планируется передать под реконструкцию университетский Дворец культуры.
Ещё одна локация кластера – образовательный центр РУТ (МИИТ) в подмосковном городе Пушкино. Планируем, что там будут реализовываться программы повышения квалификации, а также различные выездные мероприятия (спортивные соревнования, форумы, проектные сессии).

– Как финансируется проект?
– МТК «Образцово» – это проект Министерства транспорта РФ, поэтому финансирование идёт из бюджета ведомства.
Замечу, что чаще всего проектные бюджеты министерств направлены на поддержку инфраструктуры профильных отраслей и мало кто вкладывается непосредственно в подготовку кадров, хотя именно люди – двигатель любой отрасли. Минтранс России – одно из приятных исключений, поэтому на развитие университета как места подготовки будущих лидеров изменений выделяются существенные средства.

– Какие образовательные программы будут реализовываться в новом университетском комплексе?
– Пока сложно сказать, потому что полноценный запуск кластера запланирован на 2025–2026 годы. До этого времени, естественно, появятся новые программы, специальности.
Президент России Владимир Путин во время своего выступления на пленарном заседании Съезда транспортников России, о котором говорилось выше, напомнил о необходимости введения новых программ обучения и повышения квалификации по самым современным и востребованным направлениям подготовки кадров. В этой связи необходимо будет расширять штат компетентных специалистов, привлекать прежде всего тех, кто обладает практическим опытом и знаниями для разработки различных кросс-дисциплинарных программ.
Уже сейчас мы занимаемся образовательным прогнозированием, в том числе с привлечением наших ключевых партнёров, в частности ОАО «РЖД». В настоящий момент основными содержательными приоритетами образовательной и научной деятельности университета должны стать цифровая трансформация транспортной отрасли, BIM-технологии, проектирование транспортных систем агломераций, международная логистика, беспилотный транспорт, «мобильность как услуга». Разумеется, один из приоритетов – вопросы строительства транспортной инфраструктуры, включая обустройство границ и развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны.

– Получат ли доступ к инфраструктуре МТК «Образцово» внешние посетители, в частности представители научных организаций, бизнеса?
– Одно из самых больших зол для университета – его герметичность, закрытость. Меня удивляют учебные заведения, которые открываются, например, в 8.00 и закрываются в 21.00, и в иное время студентов и преподавателей просто не пустят на порог, не говоря уже о внешних посетителях.
Современный университет должен быть открытым, круглосуточным не только для своих студентов и преподавателей, но и для всех, кто способен привнести что-то новое. Поэтому мы планируем создать множество пространств для командной работы, куда смогут прийти студенты, учёные, эксперты, работодатели и вместе поработать над важными транспортными проектами. При этом мы понимаем, что крайне важно обеспечение безопасности, но это, скорее, вопрос техники и технических возможностей. В пространстве интеллектуальной работы мы должны быть максимально открыты.

– На ваш взгляд, может ли кластер стать центром транспортных инноваций?
– Уверен, что да. Мы и сейчас создаём инновационные продукты, востребованные транспортными компаниями, в частности для ОАО «РЖД» и города Москвы. Речь идёт в основном об IT-разработках. Но, конечно, это должно быть не единичной практикой, а постоянной профильной деятельностью университета.
РУТ (МИИТ) должен содействовать комплексному развитию транспортной отрасли России через решение не только кадровых, но и инженерных, исследовательских проблем. Университет должен стать драйвером транспортных инноваций. Причём инноваций не только для сегодняшнего дня, но и для будущего. С текущими задачами бизнес часто справляется самостоятельно и достаточно оперативно, а вот заглянуть за горизонт, посмотреть, какие технологии будут востребованы через несколько лет, должны университеты.

– В экспертных кругах звучит мнение, что отраслевые университеты готовят не инженеров в широком смысле этого слова, а прикладных специалистов, способных решать исключительно узкие, эксплуатационные задачи. В этой связи можно ли ожидать, что в состав МТК «Образцово» войдёт, например, конструкторский институт или появятся соответствующие направления подготовки?
– Такой опыт в университете был, и частично он есть и сейчас. Но, безусловно, мы бы хотели усилить конструкторскую компетенцию, и определённые шаги в этом направлении уже делаются. Не только в плане чистого конструирования, но и в смежных программах, например со следующего учебного года мы планируем запустить новую образовательную программу «Промышленный дизайн на транспорте». Мы продолжим анализировать востребованность конструкторских специальностей, и не исключено, что они откроются в будущем.

– В состав РУТ (МИИТ) в прошлом году вошла Академия водного транспорта. Можно ли в будущем ожидать открытия авиационного направления подготовки?
– Академия водного транспорта (бывший филиал Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова) вошла в состав РУТ (МИИТ) в соответствии с решением Минтранса России. Конечно, мы хотели бы открыть в МТК «Образцово» центры компетенций по всем видам транспорта. Но, разумеется, надо понимать, что здесь мы стараемся искать новые ниши, а не пытаться наступать на пятки другим вузам. Это непростая задача, но, уверен, мы с ней справимся.

Беседовала Юлия Антич

Кадры для цифровой экономики

Отрасль заинтересована в специалистах по информационному моделированию транспортных объектов

Рубрики: Образование
Резервный фонд

Транспортные вузы должны вести опережающую подготовку кадров для отрасли

Рубрики: Образование
Открытая школа
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, д.т.н., профессор ,

Транспортное образование России конкурентоспособно на мировом рынке образовательных услуг

Рубрики: Образование
Индивидуальный подход

Какие тренды будут актуальны в сфере корпоративного обучения

Рубрики: Образование
Учить жизни

Разработана Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Теория невероятности
Татьяна Мужицкая
«Теория невероятности». Издательство «Эксмо» 2020 г.
Эмоциональный интеллект
Дэниел Гоулман
«Эмоциональный интеллект». Издательство «Альпина Паблишер» 2020 г.
Бесконечная игра. В бизнесе побеждает тот, кто не участвует в гонке
Синек Саймон
«Бесконечная игра. В бизнесе побеждает тот, кто не участвует в гонке». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100