Открытая школа
Борис Лёвин
Борис Лёвин
президент Ассоциации вузов транспорта, д.т.н., профессор

Открытая школа

Транспортное образование России конкурентоспособно на мировом рынке образовательных услуг
Рынок образовательных услуг давно вышел за пределы национальных границ, и любой вуз действует в условиях жёсткой международной конкуренции. С 2008 года доля иностранных студентов в России выросла более чем в два раза, говорится в докладе «Государственные программы образовательной мобильности в разных странах» Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково». Наиболее приоритетные направления подготовки, которые выбирают иностранцы в российских вузах, – экономика и управление, клиническая медицина, образование и педагогические науки, а также транспорт. О положении отраслевых вузов на международном образовательном рынке «Пульт управления» побеседовал с президентом Ассоциации вузов транспорта Борисом Лёвиным.

– Российские транспортные университеты в последнее время всё чаще попадают в различные образовательные рейтинги, в том числе в международные («Три миссии университета», QS). Однако в этих рейтингах отраслевые вузы занимают достаточно скромные позиции. Что им мешает подняться выше?
– Стремление российских вузов (и не только транспортных) участвовать в названных рейтингах находится в русле федеральной политики по повышению глобальной конкурентоспособности российского профессионального образования. Высокое место в рейтинге – это рост общероссийского и международного престижа вуза, интереса федеральных и региональных властей, работодателей, абитуриентов.
Скромные позиции отраслевых вузов можно объяснить двумя причинами. Во-первых, составители рейтингов практически не учитывают специфику отраслевого образования; во-вторых, критерии оценки эффективности вузов, с нашей точки зрения, являются далеко не бесспорными. Есть некоторое противоречие между отнюдь не лидирующими позициями в рейтингах российских транспортных вузов и самыми высокими оценками, которые дают зарубежные партнёры (к примеру, из Китая и Франции) качеству подготовки наших специалистов и системе российского транспортного образования в целом.

– Можно ли считать рейтинги важным показателем качества отраслевого образования?
– На позиции вузов в рейтингах существенно влияет уровень ЕГЭ абитуриентов. Но, согласитесь, показатель ЕГЭ – это всё-таки в первую очередь оценка качества среднего общего образования. Разумеется, вузы транспорта заинтересованы, чтобы их студенческий контингент пополнялся «отличниками» ЕГЭ. Но, к примеру, для железнодорожных вузов приём на бюджетные места на основные специальности преимущественно идёт в рамках целевого обучения по направлениям железнодорожных предприятий. Среди поступающих подавляющее большинство составляет молодёжь из глубинки из семей потомственных железнодорожников. Эти люди по объективным причинам имеют невысокие баллы ЕГЭ, но желают работать в отрасли. И наша задача, чтобы на выходе из вуза они стали высококлассными специалистами с соответствующим уровнем фундаментальной, профессиональной и практической подготовки. Поэтому одним из главных критериев эффективности вуза является не уровень ЕГЭ абитуриентов, а уровень подготовки и востребованность молодых специалистов в транспортной отрасли.
Ещё пример. На место вуза в рейтингах существенно влияет публикационная активность его учёных, индексы научного цитирования в российских и международных базах (РИНЦ, Scopus, Web of Science). Но эти индексы всё же определяют рейтинг конкретных учёных, а не вуза в целом. Нередко наши учёные имеют скромные индексы цитирования, но в то же время являются высококвалифицированными преподавателями, а их разработки активно внедряются в образовательный процесс и на производстве. Именно это должно быть определяющим показателем, причём в количественном выражении. Например, каков экономический эффект от внедрения научных разработок, сколько образовательных программ модернизированы или вновь созданы с учётом использования этих разработок.

– О недооценке специфики отраслевого образования и необходимости создания рейтинга транспортных университетов постоянно говорит Минтранс России. Каково ваше мнение на этот счёт?
– Ректоры транспортных вузов России всегда поддерживали позицию Министерства транспорта РФ по данному вопросу. Более того, считаем, что этот рейтинг должен иметь международный статус. Но здесь есть некоторые объективные факторы, которые надо учитывать.
На сегодняшний день транспортные вузы существуют только в Китае, России и некоторых странах СНГ (Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане). Есть отраслевые вузы на Украине и в Латвии, но, к сожалению, сегодня мы не можем рассматривать их как активных партнёров.
Если суммировать количество чисто транспортных вузов в названных странах, их будет около ста. Этого вполне достаточно для формирования рейтинга отраслевых вузов. Но чтобы это сделать, надо определить подходы к рейтинговым критериям, которые соответствовали бы интересам всех вузов. Необходимо также учитывать, что в разных странах отраслевые университеты принадлежат различным ведомствам (национальным органам транспорта или национальным органам образования). Поэтому вопрос надо решать с их участием, то есть на высоком государственном уровне.

– А российские отраслевые вузы составляют конкуренцию иностранным транспортным университетам?
– Чисто транспортные вузы, как говорилось выше, существуют только в странах СНГ и в Китае. Вузы транспорта СНГ в своё время создавались и развивались с учётом опыта ведущих транспортных университетов СССР. Сегодня отраслевые вузы государств Содружества имеют несомненные достижения, но, как они сами отмечают, двигаются вперёд на основе опыта работы в единой советской транспортной системе. Отраслевые вузы Китая, как и вся система железнодорожного образования и транспортной науки этой страны, в своё время также были созданы благодаря поддержке советских транспортных вузов. И вот что примечательно: граждане Китая предпочитают обучаться экономике, праву, бизнесу, социологии в США, Европе, Австралии и других странах, но за получением транспортного образования едут в Россию, в наши транспортные университеты. При этом руководители и специалисты китайских транспортных предприятий и вузов постоянно отмечают, что система транспортного образования России лучшая в мире.
В Европе чисто транспортных университетов сегодня уже нет. Специалистов для отрасли там готовят технические университеты общего профиля. Дипломированный специалист такого вуза – это не инженер-транспортник, а инженер общего профиля.
Рассмотрим на примере Франции начальный этап деятельности такого общепрофильного специалиста на транспорте. В течение нескольких месяцев после прихода выпускника вуза на транспортное предприятие его «доучивают» с учётом специфики и профиля будущей деятельности. Фактически на предприятии такой специалист получает дополнительные знания и только потом начинает работать самостоятельно.
В России же молодой специалист-транспортник приходит сразу на рабочее место. Разумеется, некоторое время ему уделяют внимание опытные наставники, но главное в том, что он с первого дня начинает работать по специальности.
Многие выпускники наших вузов приходят на производство не как на «непознанную землю», а уже начиная с третьего курса они ориентированы на работу на конкретных предприятиях, проходят там (в рамках образовательного процесса) обучение, производственную практику, выполняют курсовые и дипломные работы по тематике предприятий под руководством их ведущих специалистов.

– Что можно предпринять уже сейчас, чтобы повысить престиж и узнаваемость отраслевых вузов на международной образовательной арене?
– Международный престиж и привлекательность российских отраслевых вузов имеют устойчивую динамику к повышению. Но многое зависит от них самих. Каждый вуз сам должен определять круг партнёров, механизмы его расширения, формы и методы сотрудничества в научно-образовательной сфере с учётом специфики подготовки кадров для различных видов транспорта, географической близости партнёров, региональных потребностей в специалистах-транспортниках.
За последние 15–20 лет эта тактика «точечного партнёрства» конкретных отраслевых вузов подтвердила свою эффективность, в том числе в плане повышения международного авторитета отечественного транспортного образования. По моим сведениям, на сегодняшний день транспортные университеты России имеют более двухсот соглашений о сотрудничестве с вузами, научными центрами, транспортными компаниями из 70 стран мира. Причём среди этих партнёров – ведущие вузы Китая и стран Евросоюза, предприятия и компании с мировыми брендами.
Основные формы сотрудничества: реализация совместных образовательных программ двух дипломов; академические и студенческие обмены, включая стажировки; научное сотрудничество; совместная деятельность в формате международных авторитетных объединений транспортников; использование передового опыта партнёров в инфраструктурных проектах и их научном сопровождении.
Ведущие российские отраслевые вузы обладают достаточным авторитетом на площадке программы Европейского союза Erasmus+ по обмену студентами и преподавателями между университетами.
Наши студенты, аспиранты, молодые учёные регулярно становятся победителями и призёрами различных международных конкурсов, «пробивают» свою нишу на площадке мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills.

– Пандемия COVID-19 ускорила цифровизацию образования и переход на дистанционные технологии обучения. На ваш взгляд, удастся ли отраслевым вузам, используя возможности электронных технологий, привлечь иностранных студентов?
– Одно могу сказать с уверенностью: пандемия в этом плане не застала врасплох транспортные вузы, которые начали внедрять в образовательный процесс дистанционные технологии как минимум 5–6 лет назад. Сейчас наша главная задача – использовать полученный опыт для расширения дистанционного формата.
В этом году отраслевые университеты успешно провели в онлайн-режиме приёмную кампанию, у каждого вуза есть свои наработки по цифровизации образования, в том числе в плане повышения привлекательности для иностранных граждан. К примеру, в РУТ (МИИТ) студенты из Китая и других стран успешно изучают русский язык в дистанционном формате. Это большой плюс для повышения интереса иностранных граждан к университету.

– Отраслевые вузы активно наращивают сотрудничество с китайскими партнёрами. Чем объясняется повышенный интерес к Поднебесной?
– Для России Китай – главный стратегический партнёр в экономике. Это партнёрство имеет географическую (если судить по протяжённости границ) и историческую основу. Уже говорилось, что система транспортного образования в КНР была создана усилиями учёных и специалистов советских транспортных вузов. Сейчас часто говорят о том, что на рубеже XX–XXI веков транспорт Китая совершил беспрецедентный прорыв в своём развитии, в первую очередь в области скоростного и высокоскоростного движения. Во многом это личная заслуга одного из самых известных выпускников МИИТа – академика Фу Чжихуаня, который занимал пост министра железных дорог Китая с 1998 по 2003 год.
Есть ещё причина активного развития партнёрства транспортных вузов России и Китая. Эти страны единственные в мире, где существуют не отдельные отраслевые вузы, а системы транспортного образования. И за счёт расширения объёмов и форм сотрудничества между конкретными вузами эти системы эффективно взаимодействуют, взаимопроникают, обеспечивают изучение опыта партнёров, что, конечно же, повышает международный престиж не только вузов, но и транспортного образования двух стран в целом.
В 2014 году была создана Ассоциация ректоров транспортных вузов России и Китая. Она появилась по инициативе президента Международной корпорации «Евразия» Фэн Яоу и ведущих транспортных вузов двух стран. На сегодняшний день членами ассоциации являются представители порядка 90 транспортных вузов двух стран.
Первый форум ассоциации прошёл в 2014 году на базе Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. С этого времени форумы проходят каждый год попеременно в российских и китайских транспортных вузах. Седьмой по счёту форум должен был пройти в ноябре этого года в России на базе Сибирского государственного университета путей сообщения. Но из-за пандемии COVID-19 он перенесён на 2021 год.

Беседовала Юлия Антич
Сразу к делу

Студенты траспортных вузов решают бизнес-кейсы

Рубрики: Образование
Открытая школа

Вузы и бизнес развивают будущих специалистов

Рубрики: Образование
Передовики инженерного образования

Отраслевые вузы совершенствуют подготовку кадров

Рубрики: Образование
Российско-китайские дипломы

Отраслевые вузы двух стран расширяют сотрудничество

Рубрики: Образование
В правовом поле

РУТ (МИИТ) развивает подготовку юристов для отрасли

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru