Год рождения – 2019-й

Год рождения – 2019-й

Как будут развиваться Московские центральные диаметрыКак будут развиваться Московские центральные диаметры
Ключевой проект развития Центрального транспортного узла – Московские центральные диаметры (МЦД) – 21 ноября отметил первый день рождения. Запуск первых двух маршрутов МЦД задал принципиально новый уровень организации движения пригородных электричек и обслуживания пассажиров. Каким был первый год МЦД и как в перспективе будет развиваться проект, выяснил «Пульт управления».

Накануне первой годовщины запуска МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Подольск – Нахабино ОАО «РЖД» и ГУП «Московский метрополитен» были удостоены премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения». Премия вручалась на полях «Транспортной недели – 2020», которая проходила с 16 по 20 ноября в Москве. МЦД стали победителями в номинации «Лучший инфраструктурный проект регионального уровня». «Несмотря на название номинации, проект МЦД – в духе мировых трендов. Это называется «введением железной дороги в тело города». Это большой успех», – отметил председатель жюри премии, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин.

По словам генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, за год Московские центральные диаметры перевезли 130 млн человек. «Абсолютно новый уровень комфорта пассажиров, железнодорожный подвижной состав новый, комфортный», – отметил он.


С чего всё начиналось

В ноябре 2017 года Олег Белозёров и мэр Москвы Сергей Собянин представили президенту России Владимиру Путину проект МЦД, который получил своё название благодаря сквозному характеру пересечения города электричками.

Тогда глава государства поддержал идею организации движения по диаметрам и спустя всего два года – 21 ноября 2019 года – стал одним из первых пассажиров МЦД. По мнению Владимира Путина, подобные проекты очень нужны столице, поскольку позволяют решать её транспортные проблемы.

К запуску первых диаметров железнодорожниками была проделана большая работа: построено и реконструировано почти 160 км путей и более 200 км контактной сети, 7 мостов и тоннелей, 39 пассажирских платформ и 21 разноуровневый пешеходный переход.

В первые недели работы на диаметрах появилось 25–30 тыс. новых пассажиров, которые раньше никогда не пользовались пригородным железнодорожным транспортом. С ноября 2019-го по февраль 2020 года средний ежесуточный пассажиропоток превышал полмиллиона человек. По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов Олега Тони, такое количество пассажиров сопоставимо с населением таких городов, как Рязань (по данным Росстата, в городе проживает порядка 540 тыс. человек), Астрахань (534 тыс.) или Набережные Челны (534 тыс.).

Однако росту пассажиропотока на МЦД помешала пандемия коронавируса – с введением ограничений и режима самоизоляции в марте – апреле 2020 года число поездок сократилось почти на 80% по сравнению с февралём.

Но в июне пассажиропоток стал восстанавливаться, и 12 сентября городская электричка перевезла 100-миллионного пассажира.

Перевозчиком МЦД является АО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК).

Сейчас на МЦД-1 (Одинцово – Лобня, Белорусско-Савёловский диаметр) и на МЦД-2 (Нахабино – Подольск, Курско-Рижский диаметр) ежедневно курсирует около 180 поездов. Из них 39 – поезда «Иволга», которые были разработаны специально для МЦД.

Вагоны поезда нового поколения представлены на МЦД уже двумя сериями: «Иволга 1.0» и «Иволга 2.0». В составах использована технология пневмоподвешивания – она обеспечивает плавный ход, низкий уровень шума и вибрации. Дверные проёмы увеличены до 140 см и смещены в центр вагона – это ускоряет посадку и высадку пассажиров. В каждом кресле оборудованы USB-розетки. Поручни в «Иволге» имеют тёплое покрытие. В первом и последнем вагонах есть биотуалеты.

В новой ковидной реальности на первый план вышла безопасность поездок для пассажиров. «Иволги» оснащены современной системой обеззараживания воздуха – ультрафиолетовые лампы способны полностью очистить воздух от вредоносных микроорганизмов. «Все поезда, курсирующие по маршрутам МЦД, дезинфицируют не менее трёх раз в день. В ночное время все составы в депо обрабатывают холодным туманом. Кроме этого, каждые два часа на станциях дезинфицируют поверхности, с которыми контактируют пассажиры: обрабатывают кассы, автоматы по продаже билетов, турникеты, валидаторы, стойки SOS», – рассказали «Пульту управления» в пресс-службе перевозчика.

Пока «Иволга» продолжает работать на двух диаметрах в смешанном режиме с другими электропоездами – пассажиров перевозят «Ласточки» (на МЦД-2), аэроэкспрессы (на МЦД-1) и поезда серии ЭП2Д. На сегодняшний день средний возраст парка на диаметрах не превышает трёх лет. «Обновление подвижного состава – одна из приоритетных задач компании, направленных на удобство, комфорт и безопасность пассажиров», – отметил исполнительный директор ЦППК Иван Конев.


Продолжение следует

РЖД совместно с правительством Москвы и сейчас продолжают развитие диаметров. Всего за год было открыто пять новых станций – Волоколамская, Пенягино, Остафьево, Курьяново на МЦД-1 и Славянский Бульвар на МЦД-2.

Завершена модернизация пассажирской инфраструктуры на станциях Сетунь, Новодачная, Долгопрудная (МЦД-1) и Опалиха, Нахабино (МЦД‑2). Железнодорожниками на объектах произведён большой комплекс работ. В частности, построены новые платформы и конкорсы, пешеходные переходы с лифтами и эскалаторами.

Продолжается реконструкция станций Баковка, Тимирязевская (МЦД-1) и Каланчёвская, Подольск (МЦД-2).

Всего к 2024 году на первых двух диаметрах планируется построить шесть новых станций – Петровско-Разумовская, Дмитровская (МЦД-1) и Марьина Роща, Котляково, Печатники, Щукинская (она заменит станцию Покровское-Стрешнево, МЦД-2).

Программа развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла подразумевает до 2024 года запуск движения по МЦД-3 (Крюково (Зеленоград) – Раменское, Ленинградско-Казанский), МЦД-4 (Апрелевка – Железнодорожная, Киевско-Горьковский), а также разработку проекта пятого диаметра (Пушкино – Домодедово, Ярославско-Павелецкий).

Длина МЦД-3 с 42 остановками составит 85 км. Уже сейчас РЖД ведут работы по строительству путепроводной развязки возле станции Николаевка и тоннеля на казанском направлении МЖД, осуществляют переустройство Митьковской ветки, которая соединяет несколько направлений МЖД.

23 ноября Олег Белозёров и мэр Москвы Сергей Собянин открыли станцию Ховрино на Октябрьской железной дороге, которая войдёт в состав будущего МЦД-3. Новый транспортный объект будет интегрирован в будущую высокоскоростную железную дорогу в сторону Санкт-Петербурга. «Интермодальная станция выполняет функции связи и между районами города, и между различными видами транспорта. На этой линии в недалёкой перспективе появится ещё один вид транспорта – высокоскоростное движение между Москвой и Санкт-Петербургом. В определённой части это тоже диаметр, поскольку время движения по МЦД-3 составит больше часа и порядка двух часов поезд будет следовать в Санкт-Петербург», – отметил Олег Белозёров.

Предполагается, что поезда ВСМ будут делать остановки на станциях Крюково (Зеленоград) и Петровско-Разумовская. «Многие горожане смогут отправляться в Санкт-Петербург, не тратя времени на поездку на Ленинградский вокзал, а пассажиры, прибывающие из Северной столицы, смогут пересесть на городской транспорт, не доезжая до центра города. Интеграция проектов приведёт также к созданию первоклассных транспортных хабов, которые свяжут между собой диаметры, метро и высокоскоростную железнодорожную магистраль», – рассказали в мэрии.

Что касается МЦД-4 (Апрелевка – Железнодорожная, Киевско-Горьковский), то его протяжённость составит 86 км, здесь расположится 39 остановок. Уже построены станции Славянский Бульвар, Остафьево, Курьяново, Пенягино, Волоколамская, Санино, которые войдут в состав четвёртого диаметра. Продолжается строительство станций Переделкино, Внуково, Толстопальцево, Кокошкино, Крёкшино, Апрелевка, Матвеевская, Очаково, Мещерская.

Железнодорожники ведут строительство третьего главного пути на участке Солнечная – Апрелевка и четвёртого на участке Москва – Апрелевка, третьего и четвёртого главных путей на участке Курский вокзал – Каланчёвская, четвёртого главного пути на участке Курский вокзал – Карачарово, а также соединительной ветки между киевским и белорусским направлениями МЖД.

Одним из самых сложных участков всей программы развития Центрального транспортного узла является реконструкция участка Курский вокзал – Каланчёвская протяжённостью 4 км.
«Строители развернули здесь работы по укладке двух дополнительных главных путей с полной реконструкцией Каланчёвского путепровода и строительством нового ТПУ Каланчёвская, реконструкцией одного пешеходного и трёх автомобильных путепроводов. Завершить работы предполагается в начале 2023 года. Это на полтора года раньше, чем планировалось изначально», – уточнили в РЖД.

Строительство и реконструкция станций ведутся железнодорожниками по специальной технологии – круглосуточно и без остановки движения поездов.
«При проектировании станций МЦД применяются новейшие технологии, используется лучший мировой опыт, – говорит директор Научно-исследовательского и проектного института городского транспорта Москвы Алексей Поляков. – Дополнительно создаются пешеходные маршруты, чтобы людям удобно было добираться пешком до станций из дома, от автобусной остановки, поликлиники, садика, школы».

Станции создаются с учётом безбарьерной среды. Ими удобно пользоваться пожилым людям, родителям с колясками, пассажирам с ограниченными возможностями здоровья.

Вокруг станций постепенно формируются и современные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Сейчас пересадку с МЦД на метро, МЦК, другие направления Московской железной дороги (МЖД) можно совершить на 20 станциях. К 2024 году их количество увеличится до 27. По словам заместителя руководителя транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы Дениса Власова, связанность станций МЦД с другими видами транспорта повышает для пассажиров привлекательность этого вида транспорта. По его словам, пассажиропоток на МДЦ продолжит расти.

После запуска всех пяти диаметров их длина в общей сложности составит 375 км. На МЦД будет 182 станции, транспортное обслуживание улучшится почти для 7 млн человек. По расчётам, пассажиропоток диаметров составит более 650 млн человек в год. Нагрузка на существующую транспортную инфраструктуру Москвы уменьшится на 10–12% – разгрузятся линии и станции метро, вокзалы и автомобильные дороги.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Программа развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учётом организации перспективных диаметральных маршрутов рассчитана до 2024 года. Её финансирование осуществляется из трёх источников. Собственные инвестиции РЖД в проект составят 203,8 млрд руб. Из средств Москвы планируется направить 160,9 млрд руб. Из федерального бюджета изначально планировалось направить 155,7 млрд руб.
16 ноября комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил предложение правительства и Минфина о выделении из федерального бюджета дополнительных средств ОАО «РЖД» на развитие Центрального транспортного узла.
Предполагается, что за счёт взносов, осуществлённых ранее на реализацию проекта интеграции остановочных пунктов радиальных направлений МЖД, МЦК ОАО «РЖД» сможет использовать до 457,56 млн руб. на реализацию проекта «Строительство объектов железнодорожной инфраструктуры киевского направления МЖД». Ещё до 3,415 млрд руб. компания будет вправе направить на организацию пригородно-городского пассажирского движения на участке Подольск – Нахабино. По словам председателя бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, ещё одна поправка в федеральный бюджет устанавливает возможность предоставления взноса в уставный капитал ОАО «РЖД» для реализации проектов развития инфраструктуры Центрального транспортного узла в пределах средств, поступающих из бюджета Москвы. «Москва предлагает в данном случае направить на эти цели средства в объёме до 26 млрд руб.», – пояснил депутат.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru