Индивидуальный подход

Индивидуальный подход

Какие тренды будут актуальны в сфере корпоративного обучения
Согласно результатам исследования «Международные тенденции в сфере управления персоналом – 2020» консалтинговой компании Deloitte, более 75% из 9 тыс. опрошенных руководителей считают управление знаниями главным приоритетом HR-политики своих предприятий.

По мнению респондентов, постоянное развитие сотрудников – это гарантия стабильности бизнеса в быстро меняющемся мире. Но глобальные изменения влияют и на саму систему корпоративного образования. Яркий пример тому – пандемия COVID-19, ставшая акселератором цифровизации сферы обучения. Сегодня компании активно ищут и пробуют новые подходы к обучению персонала, и это неудивительно, ведь грамотное следование образовательным трендам является реальным средством улучшения бизнеса, а не напрасной тратой времени и бюджета.

На сегодняшний день существует целый ряд исследований, посвящённых будущему развитию образования. Правдивость некоторых из них уже подтверждена на практике. Так, в марте 2014 года консалтинговая компания NRG провела «Форсайт корпоративного обучения – 2024», в котором приняли участие 100 экспертов, в числе которых были бизнес-тренеры, HR-специалисты и руководители крупных международных компаний. Они выделили семь ключевых трендов корпоративного образования будущего: акцент на развитии сильных сторон, талантов; увеличение роли смыслов и предназначения в обучении и повышении вовлечённости сотрудников; научный подход к обучению (обучение – не передача набора знаний, а изменение поведения); внимание к нейрофизиологии (работа с мозгом обучающегося; разрушение старых привычек и методов, а также освоение нового); баланс между «обучением как проектом» и «обучением как событием»; «подтягивающее» и непрерывное обучение; новые акценты в обучении и развитии лидеров.

В 2018 году участники Международной конференции ATD-2018 резюмировали: рынок T&D (Training and Development, или обучение и развитие персонала) находится в состоянии переживания как раз тех трендов, которые были обозначены экспертами в 2014 году. И эти образовательные траектории будут только усиливаться.

Между тем многие исследователи настаивают: корпоративное обучение находится не в вакууме, оно тесно связано с общемировыми событиями и тенденциями, предугадать которые крайне сложно и порой невозможно. Так, в 2020 году на глобальное общественное и экономическое развитие оказала влияние пандемия новой коронавирусной инфекции. В этой связи значительные изменения произошли и в сфере образования.
«После запрета на face-to-face-взаимодействие встал выбор: либо мы учимся в дистанционном формате, либо в моменте не учимся никак, ставим наше взаимодействие на паузу. Это подтолкнуло компании вплотную заняться темой внедрения инноваций в систему обучения, – подчеркнула заместитель первого проректора НИУ ВШЭ Наталья Шумкова. – Самая большая ошибка, которую можно совершить, – это напрямую перевести контент для очных занятий в дистанционный формат. Здесь нужны принципиально другие технологии взаимодействия с аудиторией. Но понимание того, что учиться можно либо дистанционно, либо никак, помогает выходить из привычных моделей обучения».

Дистанционное обучение – главный и самый актуальный тренд в образовании. «Собственно, это давний тренд. Но сейчас в онлайн ушли даже те, кто туда не собирался в ближайшее время или не хотел в принципе, – рассказала заместитель директора по обучению и развитию персонала IT-компании ICL Services Оксана Томилец. – Наша компания работает на международном рынке, и изучение сотрудниками английского языка – рабочая необходимость. До пандемии обучение проходило в очном формате. С уходом на «удалёнку» мы перенесли языковые курсы в онлайн (площадкой стала платформа MS Teams). График занятий не изменился – три раза в неделю по два часа. А вот география участников заметно расширилась».

По мнению Оксаны Томилец, в условиях всеобщей «перекормленности» онлайн-контентом требуется вкладывать больше усилий как в саму учебную онлайн-программу, так и в вовлечение работников в дистанционный процесс обучения.
«Более пристальное внимание сейчас уделяется всем техническим деталям – повысились требования к онлайн-платформам, наличию встроенных и интегрируемых инструментов. Пересматриваются критерии оценки эффективности работы тренера и группы – динамика онлайн-группы отличается от динамики офлайн-группы, и здесь нужны особые тренерские навыки, поскольку одной харизмы уже недостаточно», – отметила она.

Меняются и сами форматы корпоративного обучения. «Если на стыке 2019–2020 годов все компании смотрели в сторону Blended Learning (смешанное обучение, включающее очный, дистанционный и самостоятельный формат, а также внутреннее и внешнее обучение), то сейчас на первый план выходит Micro Learning (микрообучение), – рассказала директор по работе с людьми РГС Банка Екатерина Васильева. – Становятся популярными короткие обучающие форматы, так как люди стремятся тратить минимум времени на изучение материала и максимально быстро достигать результата. В обучении становятся важными контент, смысл, применимость и скорость, а также происходит его индивидуализация. Фокус с массовой обязательной обученности меняется на достижение эффективности обучения здесь и сейчас».

В РГС Банке для «продающих» сотрудников в пилотном режиме запущено образовательное мобильное приложение с быстрыми обучающими форматами. Также создан обучающий проект Clever Club, который даёт возможность сотрудникам получать полезные и актуальные знания в формате Micro Learning от экспертов в определённых областях, делиться экспертизой и знаниями с коллегами внутри организации, обсуждать наиболее актуальные темы. «Помимо этого мы разработали специальный проект для наших сотрудников – блог о саморазвитии Step by Step, где каждый может найти тот или иной полезный инструмент для самостоятельного развития и обучения. Блог мы регулярно пополняем анонсами книг, курсов, фильмов, видео и подкастов по различным тематикам и направлениям», – подчеркнула Екатерина Васильева.

Ключевой навык будущего – уметь быстро учиться. Соответственно, компании продолжат развивать короткие форматы обучения, считает основатель образовательного сервиса courseburg.ru Александр Альхов: «В последнее время корпоративные клиенты заказывают у нас и наших партнёров локальные короткие курсы по узким темам, чаще всего связанным с цифровой трансформацией компании и гибкими методами управления командами, а также по маркетинговым инструментам и инструментам увеличения продаж. Эра стабильных бизнес-процессов и обычных карьер прошла. Поэтому основной тренд – это гибкое персонализированное обучение под конкретную задачу».

Ещё один образовательный тренд – индивидуализация обучения.
«Можно предположить, что корпоративное обучение будет всё больше становиться персонализированным. На смену стандартным базовым курсам приходят персональные продукты, учитывающие потребности работодателя и запросы сотрудника. Люди будут тратить меньше времени на поиск информации, система будет сама вычислять, что необходимо изучить и как встроить это в рабочий процесс», – рассказал специалист по отбору и развитию персонала, основатель карьерных онлайн-сервисов TestOnJob.ru и MyResume.ru Борис Сысоев.

Что касается самих корпоративных университетов, то их роль будет только усиливаться. «Количество корпоративных университетов будет расти, а спрос на свободных тренеров-фрилансеров снижаться. Сегодня уже недостаточно проводить тренинги или оплачивать специалистам курсы. Основной задачей становится создание собственной обучающей экосистемы, в которой каждый будет осознавать себя элементом большого целого и полученные навыки будут адаптированы под цели компании. Обучение становится не разовым актом, а непрерывной частью рабочего процесса. Преподавателям со стороны справиться с такой задачей сложно, поэтому всё больше работодателей приходят к необходимости создания собственных корпоративных институтов. Это стало основным трендом времени», – уверен Борис Сысоев.

При этом слушатели корпоративных университетов будут больше заинтересованы в программах, повышающих мобильность внутри компаний.
«Очень часто эта мобильность – не просто возможность карьерного перемещения. Новые навыки, например по Data Science или Java-разработке, могут помогать в реализации собственной функции сотрудника, – отметил во время недавней онлайн-конференции РБК «Корпоративное образование – 2020: тренды и инструменты развития компаний» проректор Корпоративного университета Сбербанка Игорь Баранов. – Очень важно дать слушателям возможность осваивать новые инструменты и немедленно проверять их на реальных кейсах».

Юлия Антич

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мария Савина,
заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»:
0
– Сегодняшние подходы к дистанционному обучению в ОАО «РЖД» формируются на основе комбинации нескольких глобальных трендов из мировых практик корпоративного обучения. Мы их не просто заимствуем, а адаптируем к особенностям нашей большой компании.
Один из прижившихся трендов в электронном обучении – микрообучение. Современные дистанционные курсы обычно не выходят за рамки одного часа. Как правило, у слушателя уходит 20–40 минут на прохождение одного курса. Это позволяет гибко встраивать обучение в рабочий график или личное время.
В компании активно используется мобильное обучение. Система дистанционного обучения (СДО) и сами курсы технически адаптированы под обучение с использованием смартфонов и планшетов.
В последнее время мы привлекаем к созданию обучающих дистанционных курсов самих сотрудников ОАО «РЖД». Это ещё один важнейший современный тренд в корпоративном обучении – User Generated Content in Learning (UGC), или обучающий пользовательский контент. Первыми в эту работу включились сотрудники Департамента управления персоналом. Они разработали и в октябре выложили в свободный доступ девять дистанционных курсов, которые помогут специалистам по управлению персоналом подтянуть свои навыки и профессиональные компетенции. В учебных материалах рассматриваются практические вопросы работы с персоналом: от планирования потребности подразделения в работниках и нюансов оценки сотрудников по системе Единых корпоративных требований к персоналу до цифровизации кадрового делопроизводства и организации обучения руководителей и специалистов.
Благодаря экспертным знаниям наших коллег, участвующих в создании курсов, акцент делается не на теорию, а на обучение работника конкретным рабочим действиям. Благодаря моделированию ситуаций из рабочей практики слушатели осваивают те знания и навыки, которые необходимы им в ежедневной работе.
Дистанционные курсы – это преимущественно асинхронное обучение (слушатели сами выбирают время для получения знаний). Однако очень важно включать и живое общение, дополняя дистант вебинарами. Тандем синхронного и асинхронного форматов позволяет существенно повышать эффективность обучения за счёт вовлечения слушателей во взаимодействие друг с другом и преподавателями. Данный формат эффективно реализуется в отдельных образовательных программах Корпоративного университета РЖД.

Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование
Связанные одной целью

Студенты отраслевых университетов изучают Интернет вещей

Рубрики: Образование
Цифровой кампус

Университеты тестируют гибридную модель обучения

Рубрики: Образование
Мобильные города

РУТ (МИИТ) упростит управление транспортными системами

Рубрики: Образование
Практика покажет

В СамГУПСе создадут производственный кластер

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
«Стратегии тоже нужна стратегия»
Ривз Мартин, Джанмеджая Синха, Кнут Хаанес
««Стратегии тоже нужна стратегия»». Издательство «Эксмо» 2016 год
Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов
Лора Вандеркам
«Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов». Издательство «Бомбора» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100