Лидеры изменений

Лидеры изменений

Транспортной отрасли нужны прорывные технологии и грамотные специалистыТранспортной отрасли нужны прорывные технологии и грамотные специалисты
Бурный технологический прогресс подталкивает экономику к новой промышленной революции, называемой индустрией 5.0. Она сделает «сотрудничество» людей и машин ещё более продуктивным. Формулировать и реализовывать проекты трансформации целых отраслей должны будут не просто компетентные специалисты, а лидеры изменений. Их подготовка – вызов, стоящий перед современной системой образования.

Сейчас мы живём в эпоху промышленной революции 4.0, где производство стало умным благодаря интеграции Интернета вещей, искусственного интеллекта, киберфизических систем, а также облачных и когнитивных вычислений. Однако промышленность продолжает развиваться с невероятной скоростью. И вот уже многие футурологи замечают на горизонте промышленность 5.0, благодаря которой появятся высокоточные автоматизированные системы с когнитивными навыками критического мышления человеческого мозга. Это вовсе не означает, что люди будут постепенно выведены из производственного цикла. Напротив, индустрия 5.0 позволит полностью делегировать однообразные, повторяющиеся задачи роботам и открыть творческую, инновационную деятельность для человека.

Стоять у руля новой промышленной революции должны будут лидеры изменений – активные профессионалы, которые создадут динамичную, креативную бизнес-экосистему. «Лидеры изменений должны инициировать новые прорывные проекты. Это специалисты, которые нацелены на генерацию инновационных идей, совершенствование продуктов, процессов и технологий», – подчеркнул председатель совета директоров холдинга «Синара – Транспортные машины» Александр Мишарин, выступая в сентябре на панельной дискуссии «Образование-2035: подготовка лидеров изменений» форума «Транспортное образование и наука».

По словам Александра Мишарина, практически во всех отраслях, в том числе на транспорте, активно идёт процесс цифровизации – создаются цифровые двойники продуктов и производств. И эта работа будет только усиливаться. «Для работы с цифровыми технологиями работники должны обладать лидерскими качествами: умением концентрироваться, встраиваться в любые рабочие системы, проявлять инициативу и добиваться результата. Нам нужны цифровые лидеры», – подчеркнул он.

Заниматься подготовкой лидеров изменений университеты должны уже сейчас, считают многие эксперты. И первые шаги в этом направлении сделаны: в июне 2020 года на заседании правления Российского союза ректоров глава Минобрнауки Валерий Фальков представил проект образовательной программы стратегического академического лидерства, в основу которой легли принципы интеграции и кооперации научных и образовательных организаций, а также конкуренции и открытости.

Направления программы совпадают с национальными целями и стратегическими задачами развития страны до 2024 года, которые содержатся в указе президента от 7 мая 2018 года, – это ускорение технологического развития, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий, вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора.

В этом году планируется отобрать до 150 вузов, которые станут первыми участниками программы. «Задача этих университетов – повышение глобальной конкурентоспособности отечественного высшего образования. Их выпускники должны стать ведущими специалистами в своих профессиональных областях – лидерами мирового уровня», – подчеркнул ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Михаил Стриханов.

Подготовка лидеров изменений потребует перестройки всей образовательной системы. И это очень сложная задача. «Образовательный процесс достаточно консервативен, все программы утверждает Минобрнауки. Поэтому на начальном этапе университетам стоит не столько бороться за изменения в содержании образования, сколько придумывать что-то новое в зоне своей ответственности, в частности создавать научные, исследовательские кластеры, в которых студенты будут учиться взаимодействовать, проявлять лидерские качества, генерировать идеи», – уверен ректор Российского университета транспорта (МИИТ) Александр Климов.

Сейчас в транспортной отрасли страны создаётся первый в своём роде многофункциональный технологический кластер (МТК) «Образцово». Эта работа ведётся в соответствии с поручением Владимира Путина, которое он дал по итогам своего выступления 5 марта 2018 года на пленарном заседании Съезда транспортников России. Кластер расположится на территории РУТ (МИИТ). Его строительство разделено на несколько этапов. Ядром МТК «Образцово» станет Национальный центр цифрового инжиниринга, прототипирования, испытаний и сертификации интеллектуальных транспортных систем, а также комплекс соответствующих научно-испытательных лабораторий. Сдача в эксплуатацию первой очереди планируется в 2022 году. А уже в 2024 году первые студенты приступят к обучению на этой площадке.
«Транспортной отрасли необходим единый технологический центр, который будет оснащён по последнему слову техники, в котором будут вестись передовые научные исследования. Кластер «Образцово» станет точкой роста для транспортного образования и всей транспортной отрасли в целом», – подчеркнул Александр Климов.

Одно из направлений работы МТК «Образцово» – проектирование объектов транспортной инфраструктуры на базе цифровых инженерных технологий. И это важный шаг на пути возвращения транспортному образованию конструкторских специальностей.
«Лидеры на транспорте – это технологические лидеры. Но нам нужны ещё и лидеры-разработчики. Мы должны не только эксплуатировать, но и участвовать в создании транспортной техники. И соответствующие переговоры с Минобрнауки сейчас ведутся», – подчеркнул директор Административного департамента Минтранса РФ Константин Пашков.

Ещё одно важное условие для эффективной подготовки лидеров изменений – наличие междисциплинарной, или конвергентной, образовательной среды. Повышение сложности социального мира, слияние ранее дифференцированных областей экономики и появление новых сфер труда не укладываются в рамки привычных образовательных программ, поэтому получить новые знания становится возможным только на стыке дисциплин. Речь идёт не просто об усвоении специалистами смежных предметов, но и о расширении профиля их подготовки. «Это очень сложно для университетов, привыкших к советской системе образования. Но надо понимать, что лидеры должны обладать не только профессиональными навыками и знаниями в своей сфере, но и быть разносторонними личностями. Например, наши студенты вне зависимости от специальностей изучают непрофильные для себя дисциплины, в частности ядерную медицину», – подчеркнул Михаил Стриханов.

Международный тренд в высшем образовании – переход на индивидуальные образовательные траектории, когда происходит смещение фокуса с коллективного обучения на индивидуальную деятельность и её сопровождение. Первопроходцем в этом направлении стал Массачусетский технологический институт (США), где магистранты и докторанты могут выбрать одну из существующих междисциплинарных программ или же создать собственную образовательную траекторию при поддержке факультета. В целом любая программа подразумевает возможность выбора предметов для изучения при условии, что итоговый учебный план удовлетворяет требованиям основной специализации.

В этом году в послании Федеральному собранию Владимир Путин отметил, что студентам российских вузов нужно дать возможность после второго курса выбирать новые направления и программы обучения, включая смежные профессии. Предполагается, что это позволит резко снизить количество отчислений на первых курсах вузов из-за разочарования студентов в выбранной при поступлении специальности. В 2021 году в рамках пилотного проекта студенты некоторых регионов получат такую возможность, а ещё через год практика может быть распространена по всей стране.

К слову, в России уже есть успешные примеры реализации подобных программ. Так, студенты Тюменского государственного университета с первого курса могут формировать индивидуальные образовательные траектории. Со второго курса такая возможность есть у студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Высшая школа экономики с 2014 года перешла на новый образовательный стандарт бакалавриата, который предусматривает выбор так называемого майнора – дополнительного профиля к основному ядру образовательной программы для изучения на втором и третьем курсах. Главное ограничение – направленность выбираемого майнора не должна совпадать с основным направлением подготовки студента.

В Дальневосточном и Уральском федеральных университетах студентам в течение первого курса доступен перевод на новое направление подготовки.

Один из возможных вариантов попробовать себя в профессии ещё на момент обучения в вузе, чтобы в будущем не разочароваться в ней, – участие в чемпионатах профмастерства. Самые масштабные из них проводит Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Под эгидой этого движения проходят всероссийские чемпионаты по пяти направлениям: региональные соревнования между студентами колледжей и техникумов (их победители встречаются в национальном финале «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»; корпоративные чемпионаты для молодых рабочих; чемпионат для студентов и работников IT-сектора – DigitalSkills; отраслевой чемпионат среди молодых сотрудников компаний сектора сельского хозяйства – AgroSkills; межвузовский чемпионат по стандартам «Ворлдскиллс».

Поскольку технологии развиваются со скоростью, за которой не успевают педагогические методики и дидактики, то освоение профессии на практике приобретает важный смысл.
«Чемпионаты определяют лидеров в своей сфере. Их победители, как правило, добиваются хороших результатов в работе, поскольку они более продуктивны и привыкли добиваться результата, – рассказал генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов. – Однако иногда наши победители сталкиваются с проблемой: если они оказываются в среде не мотивированных, не привыкших проявлять инициативу сотрудников, то могут стать белыми воронами. Ведь если такой работник предлагает, например, удешевить или оптимизировать производство, тем самым добившись лучших результатов, привыкший работать по инструкциям коллектив может просто не принять его. И в таком случае крайне важна роль руководителя, который должен поддержать этого специалиста и суметь грамотно применить его энтузиазм».

Для подготовки настоящих лидеров недостаточно наличия современного оборудования и смены учебных планов. Учить лидеров должны лидеры, уверен Константин Пашков: «Нам нужна такая образовательная среда, попадая в которую студенты начинают учиться под руководством сильного, профессионального педагогического состава. Крайне важен личный контакт с профессорами, потому что лидера во многом определяют харизма, внутренняя уверенность. И если эти качества не даны изначально, то развить их можно, но только видя перед собой пример хорошего наставника».

Существующая система повышения квалификации преподавателей лишена адресности и не удовлетворяет запросам педагогов на изучение лучших педагогических практик и методик, считают многие эксперты. «В новых условиях программы повышения квалификации преподавателей тоже должны трансформироваться. Например, будет эффективно, если хотя бы заведующие кафедрами, деканы и проректоры смогут периодически выезжать на профильные производства, чтобы своими глазами видеть, как создаются и работают передовые техника и технологии. Но без дополнительного финансирования со стороны государства сделать это практически невозможно, – подчеркнул Константин Пашков. – Наши педагоги-транспортники не могут позволить себе регулярно посещать воздушные и морские судна, современные железнодорожные подвижные составы. Встаёт вопрос: как эффективно обучать студентов, не видя, чем дышит отрасль?»

Связь с работодателем – важнейшее условие подготовки профессионалов будущего. «Именно работодатели диктуют требования к компетенциям потенциальных работников. Железнодорожным вузам повезло, ведь наш стратегический партнёр – ОАО «РЖД». Связь с производством никогда не прерывается. Хотелось бы, чтобы эти профессиональные отношения продолжили развиваться», – подчеркнул Александр Климов.

Юлия Антич
Карьерный лифт

Железнодорожники стали финалистами конкурса управленцев

Рубрики: Кадры
Предиктивная аналитика
Алла Кравчук, эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» ,

В РЖД используют инновации в нормировании труда

Рубрики: Кадры
База для жизни

РЖД развивают социальную инфраструктуру на Восточном полигоне

Рубрики: Кадры
Переход на новый уровень

В Дирекции тяги продолжает развиваться система наставничества

Рубрики: Кадры
Семейное счастье

РЖД укрепляют и сохраняют традиции

Рубрики: Кадры

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru