Цифровые университеты

Цифровые университеты

Как вузы переходят в виртуальную реальность
Процесс цифровизации затронул все сферы жизни общества, в том числе образование. Ускорению цифровой трансформации учебных заведений способствовала и пандемия COVID-19, во время которой весь учебный процесс был полностью переведён в онлайн-режим. Создание цифровых университетов – главный вызов, стоящий сейчас перед всей системой высшего образования.

О цифровых университетах в образовательном сообществе активно заговорили в 2019 году. Тогда в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» (входит в нацпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации») было включено мероприятие, предполагающее создание на базе российских вузов сети центров, которые займутся разработкой модели цифрового университета. Реализацию программы финансирует Минобрнауки – ведомство уже выделило вузам пять грантов (каждый до 100 млн руб.). Их получили Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ), Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ).

В январе этого года было объявлено, что к 2021 году аналогичные гранты смогут получить ещё 15 университетских центров. Благодаря их наработкам цифровые образовательные элементы должны появиться во всех государственных вузах к концу 2023 года.

Как отметил фаундер (основатель) Фонда развития онлайн-образования Тарас Пустовой, прежде чем переходить к цифровизации университета, нужно разобраться в сути этого процесса. «Цифровизацией университета не является перевод существующих процессов в электронные формы. К примеру, нельзя считать университет цифровым, если «служебки» руководителю теперь приносят не лично, а отправляют по почте», – подчеркнул эксперт.

С этим согласен и ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал: «Существует мнение, что цифровой университет – это вуз, который готовит кадры для цифровой экономики. На мой взгляд, это не совсем так. Цифровой университет работает с цифровыми технологиями, «живёт в цифре» и благодаря этому создаёт соответствующую среду, в которой будущие специалисты приобретают навыки работы с цифровыми технологиями. IT-направления подготовки есть во многих вузах, однако эффективность обучения существенно возрастёт, если сам университет станет цифровым».

Как отметил на недавней онлайн-конференции по новым образовательным технологиям #EdCrunch специальный представитель президента страны по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, для полноценного цифрового университета мало автоматизировать бухгалтерию и перевести часть учебных курсов в онлайн. «Всё это реализовывается уже достаточно давно. Самый главный вызов, стоящий перед университетами сегодня, – то, как идёт учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата. Ключевой вопрос эффективности наших усилий – это повышение мотивации студентов и преподавателей. Образование сегодня получает доступ к огромному количеству технологий, которые позволяют оценивать эффективность каждой индивидуальной образовательной траектории», – уверен Дмитрий Песков.

В Минобрнауки подчёркивают, что глубинная цифровая трансформация должна затронуть как хозяйственную деятельность учебных заведений, так и саму суть образовательного процесса. Сама модель цифрового университета будет базироваться на четырёх основных элементах: информационной системе управления, онлайн-поддержке образовательного процесса, ключевых компетенциях цифровой экономики и управлении учебным процессом на базе индивидуальной образовательной траектории.

Предполагается, что все цифровые сервисы вуза будут работать в режиме одного окна – студенты смогут быстро получать необходимую информацию, справки, документы. В образовательный процесс наряду с онлайн-курсами планируется вводить курсы с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR-технологий). Индивидуальную траекторию образования планируется формировать с помощью искусственного интеллекта: он обработает информацию об оценках и другие сведения, полученные в режиме онлайн (какие предметы изучает студент, как он прошёл промежуточные тесты).
«Принципиально значимо, чтобы цифровой университет работал на все целевые аудитории всех стейкхолдеров процесса образования: и на самих студентов, и на исследователей, и на преподавателей, и на администрацию», – подчеркнул директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета НТИ «20.35» Олег Подольский.

Акцент в выстраивании учебного процесса будет сделан на персонализацию. «Цифровизация образования невозможна без персонализации. Важно понимать информацию о каждом студенте, чтобы эффективно ему помогать, глубже выявлять его потребности в развитии. Например, на основе обратной связи от преподавателей об успеваемости студента будет формироваться его учебный план (или включение в него определённых курсов) на следующий год; опираясь на «цифровой след» студента (его действия в Интернете. – Ред.), можно будет выстроить его образовательную траекторию», – сказал Тарас Пустовой.

Если процесс цифровизации в вузах будет реализован грамотно (а не на скорую руку из-за административного давления), студентам и преподавателям станет проще заниматься своим делом, уверен директор IT-компании SkySoft Дмитрий Нор. «Студентам не нужно будет бегать по библиотекам и кафедрам в поисках необходимой литературы, упростится процесс подписания документов и оплаты обучения. Преподавателям будет легче отслеживать успеваемость учащихся, готовить учебную программу и согласовывать её, то есть станет меньше бумажной работы», – подчеркнул он.

Опрошенные «Пультом управления» эксперты сходятся во мнении: пока в стране нет ни одного полноценного «цифрового университета». Многие образовательные учреждения при переходе в «цифру» сталкиваются с тем, что онлайн-обучение по качеству уступает традиционному очному. «Некоторые учебные заведения просто заливают свои программы в онлайн-формат. Между тем обучение – это всегда намного больше, чем техническая передача информации. Каждый раз нужно искать нетривиальный подход, чтобы лекция не превратилась в формальную часть программы из серии «Я это уже видел. Пропущу. Параллельно поработаю». Все участники должны быть «на кончиках пальцев» у лектора, поэтому онлайн-обучение – это совершенно отличный от привычного ранее формат проведения занятий, – считает HRD Группы компаний «РАМАКС» Ирина Таранова. – Конечно, дистанционная коммуникация предполагает наличие множества отвлекающих факторов, и преодолеть их проще при заинтересованности слушателей».

Также есть вопросы к организации онлайн-экзаменов, а именно – объективной и честной методике их оценки. Тут, по словам экспертов, на помощь вузам придут современные технологии. «В случаях, когда компаниям и учебным заведениям нужно провести максимально объективную проверку знаний в онлайн-формате, следует применять системы прокторинга. С помощью технологий компьютерного зрения и машинного обучения система следит, не ищет ли экзаменуемый решение задач в Интернете, не прибегает ли к помощи шпаргалок, не усадил ли он за компьютер кого-то другого. Все данные обрабатываются алгоритмами, а о подозрительных ситуациях система сообщает преподавателю, контролирующему процесс», – отметил управляющий партнёр компании Mirapolis (специализируется на создании и внедрении систем комплексной автоматизации HR-процессов) Кирилл Дьяков.

В качестве примера грамотной цифровизации внутренних процессов в университете можно привести опыт Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС). В конце апреля 2020 года в СамГУПСе был запущен проект «Цифровой университет» – цифровая образовательная платформа, включающая комплекс баз данных и сервисов. Она ориентирована на три группы пользователей: студенты, преподаватели, сотрудники вуза.

Обучающиеся получили доступ к среде электронного обучения (в разделе содержатся электронные зачётные книжки с результатами промежуточных и итоговых аттестаций, учебные планы, расписание занятий, информация о темах курсовых и выпускных квалификационных работ, приказы). Также студенты могут удалённо записаться на учебные курсы и воспользоваться онлайн-библиотекой.
«Фактически студент получает «университет в кармане», когда дистанционно можно не только качественно учиться, но и запрашивать и получать всю необходимую документацию и справочную информацию», – подчеркнул проректор по учебно-воспитательной работе СамГУПСа Андрей Булатов.

В этом году в СамГУПСе также впервые была создана виртуальная приёмная комиссия: поступающие смогли дистанционно не только подать документы, но и пройти вступительные испытания.

Для проведения занятий используются возможности видео-конференц-связи – преподаватели общаются со студентами в открытых и закрытых онлайн-комнатах. В виртуальной реальности доступен и журнал успеваемости и посещаемости.

Сотрудникам университета (в частности, бухгалтерам, IT-специалистам и хозяйственному блоку) доступен электронный документооборот с широким набором функциональных возможностей. Благодаря программе «1С: Университет» появилась возможность автоматизировать учёт, хранение, обработку и анализ информации об основных процессах вуза (поступлении студентов, оплате обучения, деятельности учебно-методических отделов и деканатов). Вся нормативно-правовая информация СамГУПСа сведена в единую автоматизированную консультационно-справочную систему.

Студенты и работники вуза получили корпоративную электронную почту, а также доступ к комплексу программного обеспечения Microsoft Office 365 (Outlook, OneDrive, Word, Excel, PowerPoint, OneNote, SharePoint, Teams, Class Notebook, Sway, Forms).

В электронной информационно-образовательной среде СамГУПСа запущена автоматизированная информационная система (АИС) «Выборы». «Она позволяет проводить в университете любые выборные процедуры (например, выборы членов учёного или учебно-методического советов). Система может обеспечить несколько голосований одновременно», – рассказал Андрей Булатов. Взаимодействие с АИС «Выборы» происходит по электронной почте: избиратель нажимает ссылку в полученном по e-mail уведомлении о голосовании, заполняет веб-форму и отправляет её в систему. Результаты подсчитываются автоматически при закрытии голосования и публикуются на сайте системы.

Ещё один пример удачной цифровизации – Московский городской педагогический университет (МГПУ), где действует Институт цифрового образования (ИЦО). Там осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов и учёных в области прикладной информатики, информационных систем и технологий, информатизации образования. «В университете идёт активная цифровизация всех сфер. С одной стороны, развивается операционный уровень – разрабатываются LMS (онлайн-система обучения), системы учёта и отчётности. Однако использование цифровых инструментов не может рассматриваться в отрыве от трансформации целей, организационных форм и методов обучения. Поэтому цифровизацию образования мы связываем с модернизацией образовательных программ, а также с обновлением целей и содержания обучения», – рассказала директор ИЦО МГПУ Екатерина Лавренова.

По её словам, при цифровизации образовательного процесса стоит уделить повышенное внимание соблюдению требований безопасности. «Многие решения в жизни мы уже принимаем на основании предложений искусственного интеллекта (ИИ): выбор покупки в интернет-магазинах, маршрута в навигационных системах. Если мы перестанем анализировать решения ИИ, а будем слепо ему доверять, например при построении индивидуальных образовательных траекторий или выборе онлайн-курсов, – это может привести к непредсказуемым последствиям», – уверена эксперт.

Юлия Антич

Смена стиля
Сергей Хлыбов, ведущий эксперт Центра передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения ОАО «РЖД»,

Как методология гибкого управления поможет реализовать проекты в короткие сроки

Рубрики: Цифровизация
Трудовые отношения в онлайне

Электронный документооборот в России набирает силу

Рубрики: Цифровизация
Игры разума

Искусственный интеллект поможет создать эталонные нормы труда

Рубрики: Цифровизация
Дело в шлеме

Как технологии виртуальной реальности помогают компаниям в обучении сотрудников  

Рубрики: Цифровизация
Особый подход

В ОАО «РЖД» разработана Стратегия цифровой трансформации

Рубрики: Цифровизация

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Энергия – новая валюта: Как поддерживать баланс жизненных сил
Леонид Кроль
«Энергия – новая валюта: Как поддерживать баланс жизненных сил». Издательство «Альпина Паблишер» 2020 год
Как разрешить конфликт на рабочем месте
Хода Лейси
«Как разрешить конфликт на рабочем месте». Издательство «Гиппо» 2004 год
Эволюция всего. Как на самом деле меняется мир вокруг нас
Мэтт Ридли
«Эволюция всего. Как на самом деле меняется мир вокруг нас». Издательство «Эксмо» 2016 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100