Цифровые университеты

Цифровые университеты

Как вузы переходят в виртуальную реальность
Процесс цифровизации затронул все сферы жизни общества, в том числе образование. Ускорению цифровой трансформации учебных заведений способствовала и пандемия COVID-19, во время которой весь учебный процесс был полностью переведён в онлайн-режим. Создание цифровых университетов – главный вызов, стоящий сейчас перед всей системой высшего образования.

О цифровых университетах в образовательном сообществе активно заговорили в 2019 году. Тогда в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» (входит в нацпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации») было включено мероприятие, предполагающее создание на базе российских вузов сети центров, которые займутся разработкой модели цифрового университета. Реализацию программы финансирует Минобрнауки – ведомство уже выделило вузам пять грантов (каждый до 100 млн руб.). Их получили Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ), Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ).

В январе этого года было объявлено, что к 2021 году аналогичные гранты смогут получить ещё 15 университетских центров. Благодаря их наработкам цифровые образовательные элементы должны появиться во всех государственных вузах к концу 2023 года.

Как отметил фаундер (основатель) Фонда развития онлайн-образования Тарас Пустовой, прежде чем переходить к цифровизации университета, нужно разобраться в сути этого процесса. «Цифровизацией университета не является перевод существующих процессов в электронные формы. К примеру, нельзя считать университет цифровым, если «служебки» руководителю теперь приносят не лично, а отправляют по почте», – подчеркнул эксперт.

С этим согласен и ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал: «Существует мнение, что цифровой университет – это вуз, который готовит кадры для цифровой экономики. На мой взгляд, это не совсем так. Цифровой университет работает с цифровыми технологиями, «живёт в цифре» и благодаря этому создаёт соответствующую среду, в которой будущие специалисты приобретают навыки работы с цифровыми технологиями. IT-направления подготовки есть во многих вузах, однако эффективность обучения существенно возрастёт, если сам университет станет цифровым».

Как отметил на недавней онлайн-конференции по новым образовательным технологиям #EdCrunch специальный представитель президента страны по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, для полноценного цифрового университета мало автоматизировать бухгалтерию и перевести часть учебных курсов в онлайн. «Всё это реализовывается уже достаточно давно. Самый главный вызов, стоящий перед университетами сегодня, – то, как идёт учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата. Ключевой вопрос эффективности наших усилий – это повышение мотивации студентов и преподавателей. Образование сегодня получает доступ к огромному количеству технологий, которые позволяют оценивать эффективность каждой индивидуальной образовательной траектории», – уверен Дмитрий Песков.

В Минобрнауки подчёркивают, что глубинная цифровая трансформация должна затронуть как хозяйственную деятельность учебных заведений, так и саму суть образовательного процесса. Сама модель цифрового университета будет базироваться на четырёх основных элементах: информационной системе управления, онлайн-поддержке образовательного процесса, ключевых компетенциях цифровой экономики и управлении учебным процессом на базе индивидуальной образовательной траектории.

Предполагается, что все цифровые сервисы вуза будут работать в режиме одного окна – студенты смогут быстро получать необходимую информацию, справки, документы. В образовательный процесс наряду с онлайн-курсами планируется вводить курсы с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR-технологий). Индивидуальную траекторию образования планируется формировать с помощью искусственного интеллекта: он обработает информацию об оценках и другие сведения, полученные в режиме онлайн (какие предметы изучает студент, как он прошёл промежуточные тесты).
«Принципиально значимо, чтобы цифровой университет работал на все целевые аудитории всех стейкхолдеров процесса образования: и на самих студентов, и на исследователей, и на преподавателей, и на администрацию», – подчеркнул директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета НТИ «20.35» Олег Подольский.

Акцент в выстраивании учебного процесса будет сделан на персонализацию. «Цифровизация образования невозможна без персонализации. Важно понимать информацию о каждом студенте, чтобы эффективно ему помогать, глубже выявлять его потребности в развитии. Например, на основе обратной связи от преподавателей об успеваемости студента будет формироваться его учебный план (или включение в него определённых курсов) на следующий год; опираясь на «цифровой след» студента (его действия в Интернете. – Ред.), можно будет выстроить его образовательную траекторию», – сказал Тарас Пустовой.

Если процесс цифровизации в вузах будет реализован грамотно (а не на скорую руку из-за административного давления), студентам и преподавателям станет проще заниматься своим делом, уверен директор IT-компании SkySoft Дмитрий Нор. «Студентам не нужно будет бегать по библиотекам и кафедрам в поисках необходимой литературы, упростится процесс подписания документов и оплаты обучения. Преподавателям будет легче отслеживать успеваемость учащихся, готовить учебную программу и согласовывать её, то есть станет меньше бумажной работы», – подчеркнул он.

Опрошенные «Пультом управления» эксперты сходятся во мнении: пока в стране нет ни одного полноценного «цифрового университета». Многие образовательные учреждения при переходе в «цифру» сталкиваются с тем, что онлайн-обучение по качеству уступает традиционному очному. «Некоторые учебные заведения просто заливают свои программы в онлайн-формат. Между тем обучение – это всегда намного больше, чем техническая передача информации. Каждый раз нужно искать нетривиальный подход, чтобы лекция не превратилась в формальную часть программы из серии «Я это уже видел. Пропущу. Параллельно поработаю». Все участники должны быть «на кончиках пальцев» у лектора, поэтому онлайн-обучение – это совершенно отличный от привычного ранее формат проведения занятий, – считает HRD Группы компаний «РАМАКС» Ирина Таранова. – Конечно, дистанционная коммуникация предполагает наличие множества отвлекающих факторов, и преодолеть их проще при заинтересованности слушателей».

Также есть вопросы к организации онлайн-экзаменов, а именно – объективной и честной методике их оценки. Тут, по словам экспертов, на помощь вузам придут современные технологии. «В случаях, когда компаниям и учебным заведениям нужно провести максимально объективную проверку знаний в онлайн-формате, следует применять системы прокторинга. С помощью технологий компьютерного зрения и машинного обучения система следит, не ищет ли экзаменуемый решение задач в Интернете, не прибегает ли к помощи шпаргалок, не усадил ли он за компьютер кого-то другого. Все данные обрабатываются алгоритмами, а о подозрительных ситуациях система сообщает преподавателю, контролирующему процесс», – отметил управляющий партнёр компании Mirapolis (специализируется на создании и внедрении систем комплексной автоматизации HR-процессов) Кирилл Дьяков.

В качестве примера грамотной цифровизации внутренних процессов в университете можно привести опыт Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС). В конце апреля 2020 года в СамГУПСе был запущен проект «Цифровой университет» – цифровая образовательная платформа, включающая комплекс баз данных и сервисов. Она ориентирована на три группы пользователей: студенты, преподаватели, сотрудники вуза.

Обучающиеся получили доступ к среде электронного обучения (в разделе содержатся электронные зачётные книжки с результатами промежуточных и итоговых аттестаций, учебные планы, расписание занятий, информация о темах курсовых и выпускных квалификационных работ, приказы). Также студенты могут удалённо записаться на учебные курсы и воспользоваться онлайн-библиотекой.
«Фактически студент получает «университет в кармане», когда дистанционно можно не только качественно учиться, но и запрашивать и получать всю необходимую документацию и справочную информацию», – подчеркнул проректор по учебно-воспитательной работе СамГУПСа Андрей Булатов.

В этом году в СамГУПСе также впервые была создана виртуальная приёмная комиссия: поступающие смогли дистанционно не только подать документы, но и пройти вступительные испытания.

Для проведения занятий используются возможности видео-конференц-связи – преподаватели общаются со студентами в открытых и закрытых онлайн-комнатах. В виртуальной реальности доступен и журнал успеваемости и посещаемости.

Сотрудникам университета (в частности, бухгалтерам, IT-специалистам и хозяйственному блоку) доступен электронный документооборот с широким набором функциональных возможностей. Благодаря программе «1С: Университет» появилась возможность автоматизировать учёт, хранение, обработку и анализ информации об основных процессах вуза (поступлении студентов, оплате обучения, деятельности учебно-методических отделов и деканатов). Вся нормативно-правовая информация СамГУПСа сведена в единую автоматизированную консультационно-справочную систему.

Студенты и работники вуза получили корпоративную электронную почту, а также доступ к комплексу программного обеспечения Microsoft Office 365 (Outlook, OneDrive, Word, Excel, PowerPoint, OneNote, SharePoint, Teams, Class Notebook, Sway, Forms).

В электронной информационно-образовательной среде СамГУПСа запущена автоматизированная информационная система (АИС) «Выборы». «Она позволяет проводить в университете любые выборные процедуры (например, выборы членов учёного или учебно-методического советов). Система может обеспечить несколько голосований одновременно», – рассказал Андрей Булатов. Взаимодействие с АИС «Выборы» происходит по электронной почте: избиратель нажимает ссылку в полученном по e-mail уведомлении о голосовании, заполняет веб-форму и отправляет её в систему. Результаты подсчитываются автоматически при закрытии голосования и публикуются на сайте системы.

Ещё один пример удачной цифровизации – Московский городской педагогический университет (МГПУ), где действует Институт цифрового образования (ИЦО). Там осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов и учёных в области прикладной информатики, информационных систем и технологий, информатизации образования. «В университете идёт активная цифровизация всех сфер. С одной стороны, развивается операционный уровень – разрабатываются LMS (онлайн-система обучения), системы учёта и отчётности. Однако использование цифровых инструментов не может рассматриваться в отрыве от трансформации целей, организационных форм и методов обучения. Поэтому цифровизацию образования мы связываем с модернизацией образовательных программ, а также с обновлением целей и содержания обучения», – рассказала директор ИЦО МГПУ Екатерина Лавренова.

По её словам, при цифровизации образовательного процесса стоит уделить повышенное внимание соблюдению требований безопасности. «Многие решения в жизни мы уже принимаем на основании предложений искусственного интеллекта (ИИ): выбор покупки в интернет-магазинах, маршрута в навигационных системах. Если мы перестанем анализировать решения ИИ, а будем слепо ему доверять, например при построении индивидуальных образовательных траекторий или выборе онлайн-курсов, – это может привести к непредсказуемым последствиям», – уверена эксперт.

Юлия Антич

«Ласточка» полетит без машиниста

ОАО «РЖД» работает над созданием беспилотников

Рубрики: Цифровизация
К бою готовы
Иван Ветряк, генеральный директор ООО «РЖД-ТехСервис»,

Три кита и три принципа корпоративного сервиса

Рубрики: Цифровизация
Футуристические технологии

Отраслевые вузы внедряют искусственный интеллект

Рубрики: Цифровизация
Современные кадры
Максим Гаранин, и.о. ректора Самарского государственного университета путей сообщения,

СамГУПС трансформирует подготовку студентов

Рубрики: Цифровизация
Ушли в защиту
Сергей Ададуров, заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ»,

Как поддерживается информационная безопасность холдинга

Рубрики: Цифровизация

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять
Питер Сэловей, Дэвид Карузо
«Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять». Издательство «Питер» 2017 год
Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно
Майкл Микалко
«Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман
Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Издательство «АСТ», 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100