Цифровой уклад
Галина Пахомова
Галина Пахомова
начальник научно-исследовательской лаборатории «Информационные технологии транспорта» СГУПСа
Валерий Хабаров
Валерий Хабаров
декан факультета «Бизнес-информатика» СГУПСа, заведующий кафедрой «Информационные технологии на транспорте»

Цифровой уклад

Развитие транспортной отрасли невозможно без интеллектуализации и информатизации всех процессов
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (ЦЭ РФ) и проект «Цифровая железная дорога» (ЦЖД) призваны реформировать транспортную отрасль в целом и железнодорожный транспорт в частности. Это непростая задача, и для её решения важно задействовать весь существующий в отрасли интеллектуальный потенциал.

В условиях четвёртого технологического уклада с появлением «суммы технологий» (систем искусственного интеллекта, распределённого реестра – блокчейна, «глубокого» машинного обучения нейронных сетей, мультиагентных систем, Интернета вещей, инфокоммуникационных технологий) возможно радикально изменить отношения между субъектами экономической деятельности через внедрение искусственных интеллектуальных агентов. В результате удастся разделить и контролировать ответственность сторон, отслеживая условия договоров, автоматически реализуя финансовые операции, «приближая» клиента.

В этой связи совершенно иначе видится процесс корпоративного управления на всех уровнях через реализацию так называемых умных контрактов. Бизнес-процессы как «носители контрактов», в которых закреплена ответственность сторон, становятся главными объектами автоматизации, поддерживаемыми виртуальными интеллектуальными агентами. Гарантированная защищённость контрактов на основе технологии блокчейн становится существенным прорывом в реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Меняется парадигма корпоративной информатизации отрасли. И этот процесс запущен уже давно: можно вспомнить как минимум два этапа информатизации, закреплённых в соответствующих концепциях, принятых в МПС, а затем в ОАО «РЖД». Первый этап в основном был связан с созданием информационной инфраструктуры и информационной поддержки процесса принятия решений на всех уровнях. Второй этап обозначился переходом от информационных к информационно-управляющим системам.

Новая парадигма заключается в создании гибридного корпоративного интеллекта, сконцентрированного в виде контрактов, то есть правил взаимодействия. Такой интеллект основан на использовании корпоративных знаний, перераспределённых между искусственными и естественными корпоративными агентами-ролями.

Процесс корпоративной информатизации потребует от специалистов владения новыми компетенциями. Наряду с представлением о процессном подходе грамотные профессионалы должны будут владеть технологией управления знаниями (knowledge management) и инженерией знаний (knowledge engineering). Категория «знание» наряду с категорией «информация» становится важнейшим активом корпорации.

Актуальной становится массовая IT-профессия – инженер по знаниям. Возникает потребность и в подготовке специалистов, владеющих компетенциями в области обработки больших данных, а также специалистов, способных создавать интеллектуальных агентов. И конечно, понадобятся специалисты по управлению корпоративными знаниями.

Важно понять, что уже сейчас можно предложить в рамках программы «Цифровая железная дорога». Так, факультет «Бизнес-информатика» Сибирского государственного университета путей сообщения выделил для себя следующие ключевые направления: разработка интеллектуальных систем, основанных на применении искусственного интеллекта (экспертная система по управлению инфраструктурными транспортными объектами и экспертная система для сертификации сложных технических объектов); разработка диагностических экспертных систем (совместный опыт их создания для металлических мостов на Забайкальской магистрали есть у Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) и СГУПСа); применение агентных технологий в системах управления бизнес-процессами. Также займёмся автоматизацией перевода отраслевых регламентов (инструкций) в формат онтологий.

В фокусе внимания – разработка программно-аппаратных систем обучения, а также подготовка и аттестация оперативного персонала сортировочной горки на базе специализированных тренажёрных комплексов (ТК ОПСГ) с элементами интеллектуализации и 3D-аудиовизуального моделирования. Для этого разрабатываем методологию тренинга оперативного персонала в штатных и нештатных ситуациях.

Также займёмся моделированием транспортных систем в масштабе городов, агломераций, регионов.

Наконец, важно проанализировать, какие профессии будут востребованы в условиях цифровой экономики. В будущем предстоит заняться переподготовкой кадров в этой области.
Digital для ума

Чем онлайн-обучение отличается от дистанционной учёбы

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Открывая организации будущего
Фредерик Лалу
«Открывая организации будущего». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2016 год
Пять пороков команды
Патрик Ленсиони
«Пять пороков команды». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2019 год
Атлант расправил плечи
Айн Рэнд
«Атлант расправил плечи». Издательство «Альпина Паблишер» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100