Цифровой уклад
Галина Пахомова
Галина Пахомова
начальник научно-исследовательской лаборатории «Информационные технологии транспорта» СГУПСа
Валерий Хабаров
Валерий Хабаров
декан факультета «Бизнес-информатика» СГУПСа, заведующий кафедрой «Информационные технологии на транспорте»

Цифровой уклад

Развитие транспортной отрасли невозможно без интеллектуализации и информатизации всех процессов
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (ЦЭ РФ) и проект «Цифровая железная дорога» (ЦЖД) призваны реформировать транспортную отрасль в целом и железнодорожный транспорт в частности. Это непростая задача, и для её решения важно задействовать весь существующий в отрасли интеллектуальный потенциал.

В условиях четвёртого технологического уклада с появлением «суммы технологий» (систем искусственного интеллекта, распределённого реестра – блокчейна, «глубокого» машинного обучения нейронных сетей, мультиагентных систем, Интернета вещей, инфокоммуникационных технологий) возможно радикально изменить отношения между субъектами экономической деятельности через внедрение искусственных интеллектуальных агентов. В результате удастся разделить и контролировать ответственность сторон, отслеживая условия договоров, автоматически реализуя финансовые операции, «приближая» клиента.

В этой связи совершенно иначе видится процесс корпоративного управления на всех уровнях через реализацию так называемых умных контрактов. Бизнес-процессы как «носители контрактов», в которых закреплена ответственность сторон, становятся главными объектами автоматизации, поддерживаемыми виртуальными интеллектуальными агентами. Гарантированная защищённость контрактов на основе технологии блокчейн становится существенным прорывом в реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Меняется парадигма корпоративной информатизации отрасли. И этот процесс запущен уже давно: можно вспомнить как минимум два этапа информатизации, закреплённых в соответствующих концепциях, принятых в МПС, а затем в ОАО «РЖД». Первый этап в основном был связан с созданием информационной инфраструктуры и информационной поддержки процесса принятия решений на всех уровнях. Второй этап обозначился переходом от информационных к информационно-управляющим системам.

Новая парадигма заключается в создании гибридного корпоративного интеллекта, сконцентрированного в виде контрактов, то есть правил взаимодействия. Такой интеллект основан на использовании корпоративных знаний, перераспределённых между искусственными и естественными корпоративными агентами-ролями.

Процесс корпоративной информатизации потребует от специалистов владения новыми компетенциями. Наряду с представлением о процессном подходе грамотные профессионалы должны будут владеть технологией управления знаниями (knowledge management) и инженерией знаний (knowledge engineering). Категория «знание» наряду с категорией «информация» становится важнейшим активом корпорации.

Актуальной становится массовая IT-профессия – инженер по знаниям. Возникает потребность и в подготовке специалистов, владеющих компетенциями в области обработки больших данных, а также специалистов, способных создавать интеллектуальных агентов. И конечно, понадобятся специалисты по управлению корпоративными знаниями.

Важно понять, что уже сейчас можно предложить в рамках программы «Цифровая железная дорога». Так, факультет «Бизнес-информатика» Сибирского государственного университета путей сообщения выделил для себя следующие ключевые направления: разработка интеллектуальных систем, основанных на применении искусственного интеллекта (экспертная система по управлению инфраструктурными транспортными объектами и экспертная система для сертификации сложных технических объектов); разработка диагностических экспертных систем (совместный опыт их создания для металлических мостов на Забайкальской магистрали есть у Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) и СГУПСа); применение агентных технологий в системах управления бизнес-процессами. Также займёмся автоматизацией перевода отраслевых регламентов (инструкций) в формат онтологий.

В фокусе внимания – разработка программно-аппаратных систем обучения, а также подготовка и аттестация оперативного персонала сортировочной горки на базе специализированных тренажёрных комплексов (ТК ОПСГ) с элементами интеллектуализации и 3D-аудиовизуального моделирования. Для этого разрабатываем методологию тренинга оперативного персонала в штатных и нештатных ситуациях.

Также займёмся моделированием транспортных систем в масштабе городов, агломераций, регионов.

Наконец, важно проанализировать, какие профессии будут востребованы в условиях цифровой экономики. В будущем предстоит заняться переподготовкой кадров в этой области.
Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование
Связанные одной целью

Студенты отраслевых университетов изучают Интернет вещей

Рубрики: Образование
Цифровой кампус

Университеты тестируют гибридную модель обучения

Рубрики: Образование
Мобильные города

РУТ (МИИТ) упростит управление транспортными системами

Рубрики: Образование
Практика покажет

В СамГУПСе создадут производственный кластер

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
«Стратегии тоже нужна стратегия»
Ривз Мартин, Джанмеджая Синха, Кнут Хаанес
««Стратегии тоже нужна стратегия»». Издательство «Эксмо» 2016 год
Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов
Лора Вандеркам
«Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов». Издательство «Бомбора» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100