Digital для ума

Digital для ума

Чем онлайн-обучение отличается от дистанционной учёбы
С началом пандемии новой коронавирусной инфекции многократно возросла роль образовательных digital-технологий. Обучение перед экраном компьютера или смартфона стало неотъемлемой частью жизни школьников, студентов и даже работающих граждан. За последние несколько месяцев аналитические компании составили ряд исследований относительно эффективности дистанционного формата получения знаний. Между тем далеко не все из них учитывают, как именно респонденты учатся – в дистанционном офлайне или онлайне. А ведь нередко именно это влияет на результативность обучения.

Дистанционное обучение начало активно развиваться в России в конце 90-х годов – 30 мая 1997 года Министерство общего и профессионального образования РФ издало приказ № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». За более чем 20 лет в сфере электронных образовательных технологий сделан значительный шаг вперёд, и сегодня слушателям предлагаются различные варианты компьютеризированного обучения.

Можно выделить два основных формата дистанционного получения знаний – в режимах офлайн (асинхронное обучение) и онлайн (синхронное). «При синхронном обучении взаимодействие с образовательной системой происходит в режиме реального времени, например в рамках вебинаров, онлайн-сессий вопросов и ответов с преподавателем. Асинхронное обучение – это процесс, который не привязан к конкретному времени (нет чёткого расписания). Сюда можно отнести, например, дистанционные курсы, просмотр обучающих видеороликов, решение учебных задач», – пояснила заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Мария Савина.

Из-за того, что многие до сих пор отождествляют понятия онлайн-обучения и традиционного дистанционного (в режиме офлайн), на первое проецируются все основные недостатки второго – отсутствие обратной связи «слушатель – лектор» и контакта между обучающимися, а также низкая эффективность по сравнению с очной формой получения знаний.

По словам Марии Савиной, онлайн-обучение следует рассматривать как один из форматов дистанционного: «Дистанционное обучение некорректно сравнивать с онлайн-обучением. Первое понятие гораздо шире».


Что предлагает работодатель

В ОАО «РЖД» дистанционное обучение (во всех форматах) развивается быстрыми темпами. Так, в компании разработана корпоративная система дистанционного обучения (СДО). На данный момент в ней зарегистрированы 740 тыс. пользователей, из которых 380 тыс. заходят в систему ежемесячно. Железнодорожники в любое удобное для себя время в асинхронном режиме (дистанционном офлайне) могут изучить интересующие их курсы различной тематики. Так, например, часть курсов нацелена на повышение цифровой грамотности («Технологии цифровой железной дороги», Agile, Agile и scrum, «Информационная безопасность», «Работа в распределённой команде», «Компьютерная грамотность»). В период пандемии были разработаны курсы, посвящённые профилактике новой коронавирусной инфекции, а также организации удалённой работы («Только факты про коронавирус COVID-19», «Основные меры предосторожности для защиты от новой коронавирусной инфекции (COVID‑19)», «Работа с удалёнными сотрудниками», «Удалённая работа. Мнение экспертов»).

Самый популярный асинхронный формат обучения среди железнодорожников – лонгриды, которые содержат текстовую информацию, разбитую на части с помощью различных мультимедийных элементов (видеозаписи, фотографии, инфографика, анимация).

Развитием онлайн-обучения (синхронного) в компании также занимается Корпоративный университет РЖД. Этой весной он запустил новый образовательный онлайн-проект «Знания.live» – цикл вебинаров в СДО на темы повышения личной и профессиональной эффективности. Еженедельно в формате мастер-классов преподаватели, методисты и тренеры университета делятся экспертизой по темам, которые важны работникам, специалистам и руководителям компании. Среди них – инструменты процессного и проектного управления, эмоциональный интеллект, стресс-менеджмент, финансовая грамотность, эффективное проведение переговоров и совещаний. Длительность одного вебинара – до 2 часов.

Эффективность и выбор дистанционного формата получения знаний зависит от стоящих перед слушателем задач, считает руководитель направления обучения и развития ГК «Обувь России» Кристина Стулова. Так, классическое дистанционное офлайн-обучение хорошо зарекомендовало себя при обзорном изучении продукта. «Персонал самостоятельно изучает разработанные программы, просматривает записи вебинаров, решает задачи, при необходимости выполняет самостоятельные работы. При этом любой сотрудник всегда может обратиться за дополнительной консультацией, задать интересующие его вопросы и получить развёрнутые ответы. Особую актуальность дистанционный формат приобретает в условиях, когда сотрудники находятся в разных часовых поясах, а также при невозможности обеспечить стабильный Интернет в некоторых населённых пунктах», – отметила Кристина Стулова.

В свою очередь, онлайн-обучение в режиме получения знаний и навыков «здесь и сейчас» позволяет более глубоко погрузиться в образовательный процесс. «Эффективность такой формы обучения связана не столько с лучшим усвоением информации, сколько с возможностью обмениваться мнением с коллегами, получением обратной связи. Групповое обучение – одно из ключевых преимуществ онлайн-обучения перед другими форматами», – подчеркнула Кристина Стулова.

Особенно эффективно онлайн-обучение в отношении тех сотрудников, которым требуется более интенсивная поддержка в процессе получения знаний и освоения новых навыков. «Для такой категории сотрудников в нашей компании предусмотрен формат индивидуальных онлайн-встреч, когда дополнительное взаимодействие и ответы на вопросы позволяют снизить «градус напряжения» и перевести сотрудника в конструктивный рабочий процесс, – отметила Кристина Стулова. – Актуальное расписание онлайн-встреч всегда есть в свободном доступе для любого сотрудника нашей розничной сети».

Схожей позиции придерживаются и в компании ICL Services (IT-аутсорсинг). По мнению руководителя группы внутреннего обучения ICL Services Александры Алешковой, формат обучения должен соответствовать его содержанию и цели. «Если нужно преподнести теоретический материал, например рассказать о строении клетки или базы данных, то вполне подойдёт дистанционный курс с учебными модулями, заданиями и тестами. Если же есть необходимость научить слушателей выступлению на публике, лучше подойдёт онлайн-обучение, когда преподаватель расскажет и покажет материал, а затем обсудит его с участниками, попросит выступить и сразу же предоставит обратную связь», – подчеркнула Александра Алешкова.

Процесс обучения в ICL Services выстроен по принципу «открытого обучения»: в каждом квартале анонсируется расписание вебинаров и практикумов, и сотрудникам предлагается подать заявки на участие. «Если тема интересна и люди записываются, то мы проводим занятие. Если же нет, занятие отменяется. Но стоит учитывать, что такое случается не чаще одного раза в квартал», – подчеркнула Александра Алешкова.

По мнению опрошенных «Пультом управления» экспертов, самым эффективным будет использование микса двух форматов дистанционного обучения – асинхронного и синхронного. «Мы используем смешанное обучение: преподаватель проводит вебинары и дополняет их электронными материалами, выложенными в корпоративной системе дистанционного обучения. То есть часть обучающих материалов даётся в дистанционном курсе, а часть в онлайне», – отметила Александра Алешкова.

Мария Савина подчеркнула: «Эффективность дистанционного обучения достигается сочетанием онлайн-мероприятий и комплексов других активностей, таких как индивидуализация персональных треков обучения, промежуточный контроль знаний, разнообразие форм подачи учебного материала».


Что предлагают вузы

В связи с пандемией и рядом введённых ограничительных мер с 16 марта на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий начали переходить российские вузы, в том числе все государственные университеты путей сообщения (ГУПСы) и Российский университет транспорта (МИИТ).

Учебный процесс они выстраивали, исходя из рекомендаций Минобрнауки и собственных наработок в области digital.

Большинство университетов сразу же открыли студентам доступ к системе дистанционного обучения на внутривузовских порталах (обычно её используют студенты-заочники). «Основная часть общения преподавателей со студентами проходила на образовательном портале университета. Большую роль в освоении инженерных профессий играют практические занятия. Конечно, с этим было сложно, но мы нашли выход. Часть заданий была подкреплена обучающим видео, при этом преподаватели выдавали реальные данные с приборов и испытательных стендов, а студенты выполняли задания», – рассказал проректор по производственному обучению и связи с производством Омского госуниверситета путей сообщения (ОмГУПС) Олег Балагин.

Насколько студенты довольны классическим дистанционным образованием, говорится в аналитическом докладе «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после неё», подготовленном по инициативе Минобрнауки. Так, полностью удовлетворены дистанционной учёбой к концу мая оказались только 14% студентов. Среди основных минусов респонденты назвали отсутствие прямого контакта с преподавателями.

В связи с этим логично, что «живые» лекции, организованные учебными заведениями в онлайн-режиме, собирали настоящий аншлаг. «На открытых видеолекциях наших выдающихся профессоров (мы были ограничены только возможностями онлайн-платформы) собирались до 150 студентов. При очном обучении педагоги ведут занятия обычно для курса, на котором всего 10–25 студентов», – рассказал ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский.

В Российском университете транспорта (МИИТ) студенты обучались, используя различные вариации digital-технологий. «В университете работают пять платформ онлайн-образования. Преподаватели и студенты пользовались университетским порталом, мессенджерами, электронной почтой, сервисом для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Все зачёты и экзамены успешно прошли в дистанционном формате, защита выпускных квалификационных проектов состоялась с использованием онлайн-технологий», – подчеркнул ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов.

Сложнее дела обстоят в сфере бизнес-образования. Дистанционное офлайн-обучение неприемлемо для слушателей ведущих бизнес-школ, уверен президент Российской ассоциации бизнес-образования, проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Сергей Мясоедов. «Слушатели категорически против постоянного обучения в дистанционном формате. Им крайне важно живое общение, когда под руководством преподавателей они участвуют в мозговых штурмах, рассказывают друг другу о передовом опыте, налаживают связи, а в свободное время за чашечкой кофе обсуждают возможные совместные проекты. Получение важных практических знаний – это только треть задач программы MBA, а вот другие две трети – это обмен передовым опытом между участниками, выстраивание сети связей, которые помогают начать новый бизнес, в том числе в других регионах и даже частях света», – подчеркнул он.

Весной ИБДА РАНХиГС, Гренобльская бизнес-школа и Антверпенская школа бизнеса совместно провели несколько образовательных онлайн-сессий. «Наши клиенты приняли эти сессии, но сказали, что в следующий раз хотели бы поработать в очном формате вместе с преподавателем», – отметил Сергей Мясоедов.

Некоторые бизнес-школы, чтобы поддержать и не потерять своих слушателей, предлагают им бесплатные короткие онлайн-курсы в дополнение к основным программам, которые невозможно провести дистанционно. Так, на платформе Zoom перед слушателями ИБДА РАНХиГС выступают преподаватели, а также известные эксперты и консультанты из разных сфер бизнеса.

Юлия Антич

Сразу к делу

Студенты траспортных вузов решают бизнес-кейсы

Рубрики: Образование
Открытая школа

Вузы и бизнес развивают будущих специалистов

Рубрики: Образование
Передовики инженерного образования

Отраслевые вузы совершенствуют подготовку кадров

Рубрики: Образование
Российско-китайские дипломы

Отраслевые вузы двух стран расширяют сотрудничество

Рубрики: Образование
В правовом поле

РУТ (МИИТ) развивает подготовку юристов для отрасли

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru