Игры разума

Игры разума

Искусственный интеллект поможет создать эталонные нормы труда
В октябре Совет директоров ОАО «РЖД» утвердил Стратегию цифровой трансформации до 2025 года. Её реализация обеспечит экономический эффект для компании 150 млрд руб., а для экономики страны – 400 млрд руб.

Стратегия предусматривает создание восьми цифровых платформ по ключевым направлениям деятельности: мультимодальные пассажирские и грузовые перевозки, транспортно-логистические узлы, линейная инфраструктура, электронная коммерция, управление перевозочным процессом, тяговый подвижной состав и непроизводственные процессы. Для формирования этих платформ потребуется реализовать 55 проектов с использованием технологии Big Data, промышленного Интернета вещей и квантовых вычислений. В этом году уже дан старт нескольким пилотным проектам. Так, в РЖД приступили к созданию «цифровых двойников» объектов инфраструктуры, с их помощью можно будет прогнозировать и предотвращать отказы на основе Big Data. Пилотный проект по внедрению программных роботов для автоматизации процессов Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» позволил повысить производительность труда на 20%.

Возможности искусственного интеллекта начали использовать при управлении подвижным составом – машинное зрение позволяет локомотиву распознавать стрелки, светофоры и другие объекты инфраструктуры, замечать препятствия на путях. Эта же технология может применяться для выявления и оптимизации затрат рабочего времени, создания эталонных норм труда.

Один из базовых принципов повышения производительности труда – исключение необоснованных затрат рабочего времени при выполнении производственного процесса. В настоящее время объективно оценивать эти потери проблематично в силу человеческого фактора: качество и точность данных во многом зависят от скорости реакции наблюдателя, его зрения, способности своевременно фиксировать все изменения на разных этапах выполнения операции. Чтобы накопить достаточный объём информации для последующего анализа и оптимизации, нужно увидеть выполнение того же задания другими работниками или в другом подразделении. Для составления объективных норм труда нужно, чтобы временные параметры на разных этапах совпадали, но они не повторяются с необходимой долей стабильности из-за возникающей «погрешности» у исполнителя или у наблюдателя. Это затрудняет процесс оптимизации затрат рабочего времени.

Департамент по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» (ЦЗТ) совместно с IT-подразделениями прорабатывает возможность внедрения машинного зрения для автоматизации процесса разработки норм труда и их пересмотра при изменении технологии.
«Нейронные сети в последнее время набирают всё большую популярность, и интерес к их использованию у заказчиков растёт. Встраиваемые системы машинного зрения нового поколения на основе глубоких нейронных сетей могут быть применены в автоматизации бизнес-процесса по анализу затрат рабочего времени в структурных подразделениях филиалов компании», – сообщил первый заместитель начальника ЦЗТ Андрей Тихомиров.

При помощи машинного зрения система, как предполагается, сама будет фиксировать начало и конец производственной операции, распознавать её и используемые в процессе инструменты, идентифицировать работников, рассчитывать время выполнения работы. Все данные видеонаблюдения автоматически будут загружаться в Единую корпоративную автоматизированную систему управления трудовыми ресурсами – ЕК АСУТР (сейчас информация вводится вручную инженерами служб по организации и нормированию труда). Далее система проанализирует видеофайлы на предмет отклонений от норм времени и технологии, автоматически рассчитает нормы по среднему или лучшему результату и сформулирует эталонные технолого-нормировочные карты производственных процессов. «Эта технология может стать шагом к созданию цифровой организации труда на рабочих местах», – замечает Андрей Тихомиров.

В дальнейшем предполагается, что технолого-нормировочные карты можно будет пересылать напрямую исполнителю работ на мобильное устройство. Цепочка действий будет выглядеть так: результаты диагностики вагона-дефектоскопа в расшифрованном виде приходят в мобильное устройство дорожного мастера дистанции пути, после чего он формирует в цифровом шаблоне наряд на выполнение работ и пересылает его бригадиру и монтёрам пути бригады по неотложным работам. Далее на мобильное устройство исполнителей загружается технолого-нормировочная карта выполнения работ, характеристика пути в месте производства работ и цифровой инструктаж по охране труда, прохождение которого работники заверяют цифровой подписью. В процессе выполнения задания работнику в режиме дополненной реальности на защитные очки выводятся подсказки по технологии и нормам времени выполнения работ. В это же время производится видеофиксация выполнения работ с автоматическим выявлением ошибок или нарушений исполнителем. «Диспетчеру или мастеру передаётся информация о выполнении работ по наряду. Автоматически формируется расчёт сдельного заработка или части премии за выполнение работы с показом динамики по мере выполнения работы, этот расчёт приходит исполнителю на мобильное устройство», – уточняет Андрей Тихомиров.

Ещё одна цифровая инициатива ЦЗТ – создание единой платформы для анализа вариантов типовых управленческих решений в режиме реального времени. «Существующие подходы к аналитике и управлению данными не соответствуют современным принципам работы цифровых платформ. Отсутствуют системные механизмы построения предиктивных моделей, нет визуализации цифровых данных. Скорость обработки массива данных и принятия решений низкая, – пояснил Андрей Тихомиров. – Создание Главного центра управления ОАО «РЖД» подтолкнуло нас к решению этой проблемы. В настоящее время проходит совместная работа всех подразделений департамента с IT-блоком по разработке аналитической платформы, которая позволит представить информацию в удобном для восприятия виде».

Аналитическая платформа будет агрегировать информацию из всех источников в едином информационном пространстве. Формирование отчётов будет происходить по различным направлениям с разной степенью детализации. «Правильная визуализация информации позволит на порядок увеличить скорость восприятия и повысить эффективность принятия управленческих решений», – считает Андрей Тихомиров.

Департамент ставит перед собой задачу полной интеграции ЕК АСУТР с производственными информационными системами. Тогда появится возможность автоматического (без участия исполнителей) расчёта нормативной численности, показателей премирования, ФОТ.

Мария Абдримова
По пути новаций

Финалисты «Нового звена – 2022» реализуют свои проекты

Рубрики: Цифровизация
Гранты в дело

Отраслевые вузы становятся центрами инновационного транспортного развития

Рубрики: Цифровизация
Операции на своей системе

РЖД на пути к техническому суверенитету

Рубрики: Цифровизация
«Ласточка» полетит без машиниста

ОАО «РЖД» работает над созданием беспилотников

Рубрики: Цифровизация
К бою готовы
Иван Ветряк, генеральный директор ООО «РЖД-ТехСервис»,

Три кита и три принципа корпоративного сервиса

Рубрики: Цифровизация

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru