Через методологию к познанию
Илья Скрябин
Илья Скрябин
генеральный директор ООО «Коннектив ПЛМ»
Олег Валинский
Олег Валинский
заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»
Виталий Тришанков
Виталий Тришанков
заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»
Игорь Посадов
Игорь Посадов
приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики

Через методологию к познанию

Постановка коннективной методологической системы построения бизнеса в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции
Метод есть не внешняя форма,
а душа и понятие содержания,
ибо метод есть осознание формы
внутреннего самодвижения её содержания.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель


Успешность формирования действенного института контракта жизненного цикла (КЖЦ) высокотехнологичной продукции определяется наряду с проведением логически осмысленной смены парадигмы построения бизнеса на основе эволюционной трансформации концептуальных принципов [1–8], также и с действенным становлением коннективной [Ред: Коннективность (от лат. connexio) – связность (сочленение) элементов системы, их способность к взаимодействию, приводящему к функциональной целостности системы.] системы адекватного времени методологического инструментария.

Только такое двуединое видение основ эффективного построения бизнеса в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции позволяет находиться в авангарде перемен разворачивающейся четвёртой промышленной революции [9–11]. При этом всё более очевидным становится, что формирование института контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции предстаёт в качестве одной из кардинальных операционно-управленческих платформ ведения бизнеса, отвечающих глобальным трендам и вызовам современной мировой экономики.

Надо сказать, что в настоящее время мировым научным и предпринимательским сообществом весьма активно ведётся разработка отдельных видов методологического, организационно-управленческого, информационно-технологического и технического инструментария, обеспечивающего, с одной стороны, усиление преимуществ, а с другой стороны, минимизацию рисков построения бизнеса в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции.

При этом важно во всей полноте осознавать, что системное определение надлежащего методологического инструментария для построения бизнеса в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции получает свою выраженную значимость только в контексте принятия его участниками сбалансированной корпоративной стратегии, нацеленной на воплощение лучшей практики интеграционного ведения устойчивого и взаимовыгодного бизнеса посредством достижения синергетического эффекта в формате института контракта жизненного цикла.

Успешность реализации такой целеориентированной стратегии, безусловно, определяется наличием у обоих участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции как развитой корпоративной культуры, способствующей проведению конструктивных институциональных изменений, так и сплочённых команд топ-менеджеров, обладающих корпоративными, профессиональными, лидерскими и бизнес-компетенциями для достижения успеха в динамично трансформирующейся бизнес-среде.

Исходя из принципов системного подхода первым базисным кластером коннективной методологической системы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции является его функционально-типологическая классификация методологического инструментария как постановочный этап научного познания, что представляется обоснованным отобразить в виде двухмерной матрицы (рис. 1.), где применяемый методологический инструментарий по вертикали дифференцируется на стадию постановки и стадию реализации задач КЖЦ высокотехнологичной продукции, а по горизонтали идентифицируется по функционалу реализации преимуществ и по функционалу управления рисками построения бизнеса в формате института контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции.



В результате, согласно классификационной матрице, представленной на рис. 1, первый характеристический тип включает в себя методологический инструментарий для построения бизнеса в аспекте выработки и управления интегрированным потребительским запросом на высокотехнологичную продукцию в формате контракта её жизненного цикла.

Интегрированный потребительский запрос заказчика является предметом контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции, который согласовывается с подрядчиком или форматируется путём анализа рыночных трендов.

Несоответствие требованиям интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию в части ненадлежащего выполнения проектных разработок, выпуска некачественной продукции, срыва сроков выполнения работ на стадиях её жизненного цикла и неудовлетворительного проведения сервисного обслуживания в конечном итоге приводит к признанию ненадлежащего исполнения контракта жизненного цикла.

Каждое требование интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию должно быть идентифицировано, классифицировано, управляемо и исполняемо. Требования интегрированного потребительского запроса, выявляемые в процессе разработки, производства и эксплуатации высокотехнологичной продукции, полифункциональны по своему содержанию и имеют технико-эксплуатационную, инфраструктурную, экономическую, эргономическую, экологическую направленность, включая требования к обеспечению эксплуатационной безопасности.

При этом требования интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию, как правило, детализируются для более удобного представления в информационном поле как заказчика, так и подрядчика, а также для отслеживания соответствия конструкционных программных платформ высокотехнологичной продукции с предъявляемым к ней требованиям.

В процессе жизненного цикла высокотехнологичной продукции требования интегрированного потребительского запроса подвержены изменениям, что определяет актуальность разработки и внедрения процесса их надлежащего поддержания в актуальном состоянии посредством применения специализированных методологий и программных продуктов.

В свою очередь, второй характеристический тип классификационной матрицы (рис. 1) включает в себя методологический инструментарий для построения бизнеса в аспекте управлении рисками в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции.

Возникающие в процессе реализации контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции риски негативным образом влияют на его исполнение в отношении экономических, производственных, экологических, юридических и иных аспектов бизнеса, а также становятся причиной возникновения нештатных ситуаций при эксплуатации такого вида продукции.

Методологический инструментарий для построения бизнеса в аспекте управления рисками в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции предназначен для эффективного решения таких целевых задач, как:
– идентификация возникновения рисков;
– воздействие на причину возникновения риска;
– мониторинг эффективности воздействия на причину возникновения риска;
– контроль эффективности риск-стратегии и внесение корректирующих изменений;
– оценка ущерба в случае реализации риска.

При этом организационно-методологическим инструментарием, минимизирующим ущерб бизнесу от реализации рисков, являются:
– отказ от ведения рисковой деятельности;
– снижение вероятности реализации риска;
– аутсорсинг рисковых операций;
– формирование резервов времени и ресурсов для компенсации потерь от реализации рисков.

Третий характеристический тип классификационной матрицы (рис. 1) включает в себя методологический инструментарий для построения бизнеса в аспекте исполнения обязательств участниками контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

Содержание методологического инструментария третьего характеристического типа, обеспечивающего эффективное исполнение обязательств участниками КЖЦ высокотехнологичной продукции, форматируется его стадиями, а именно:
– концептуальной разработкой высокотехнологичной продукции;
– проектированием высокотехнологичной продукции;
– экспериментальной и расчётной валидацией высокотехнологичной продукции;
– производством высокотехнологичной продукции;
– эксплуатацией высокотехнологичной продукции в формате её жизненного цикла;
– обслуживанием и ремонтом высокотехнологичной продукции;
– выведением из эксплуатации высокотехнологичной продукции и её утилизацией.

Методологический инструментарий для построения бизнеса в аспекте исполнения обязательств участниками контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции подразделяется по своей функциональной направленности на постановочный, организационный и технологический подтипы.

Разумное, своевременное, экономически обоснованное применение методологического инструментария, применяемого при исполнении обязательств участниками контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции, способствует повышению её интегрированного потребительского качества, а тем самым и росту удовлетворённости заказчика.

И наконец, четвёртый характеристический тип классификационной матрицы (рис. 1) включает в себя методологический инструментарий для построения бизнеса в аспекте управления качеством исполнения КЖЦ высокотехнологичной продукции.

Методологический инструментарий управления качеством исполнения КЖЦ высокотехнологичной продукции в своём широком понимании является комплексом действий и средств, применяемых на всех организационно-управленческих уровнях как заказчика, так и подрядчика в целях достижения высокой результативности их финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с современными управленческими подходами именно качество высокотехнологичной продукции предстаёт объединяющей и неотъемлемой корпоративной ценностью для корпораций – участников контракта жизненного цикла, обеспечивающей им инвестиционную привлекательность как на отечественном, так и на мировом рынках.

Сферами системного применения методологического инструментария для построения бизнеса в аспекте управления качеством исполнения КЖЦ высокотехнологичной продукции являются все аспекты деятельности его участников, включая корпоративное управление, управление инвестициями и финансами, проектное управление, управление производственными процессами, а также управление персоналом.

При этом представленная на рис. 1 типологизация методологического инструментария логическим образом предопределяет собой адекватную адаптацию в коннективную методологическую систему построения бизнеса в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции в качестве её второго базисного кластера такого активно развиваемого в последние годы научным сообществом и предпринимательской практикой методологического междисциплинарного подхода, как системный инжиниринг (System Engineering), который имеет своим приоритетным направлением проектное управление разработкой и выполнением процессов по созданию высокотехнологичной продукции и последующему сопровождению на протяжении всего её жизненного цикла.

Надо сказать, что системный инжиниринг в качестве методологического подхода сформировался в 70-х годах прошлого века как ответ на всё возрастающую функциональность и архитектурную сложность высокотехнологичной продукции в аэрокосмическом сегменте, а также на необходимость гарантировать её качество в течение всего жизненного цикла в соответствии с актуализированными требованиями заказчика.

Системный инжиниринг получил широкое применение для разработки программного обеспечения на этапе проектирования высокотехнологичной продукции в целях структурирования интегрированного потребительского запроса и проведения анализа соответствия характеристик спроектированного изделия требованиям заказчика.

В современном трактовании системный инжиниринг – это целостный, ориентированный на изделие методологический подход, имеющий целью комплексное создание и выполнение процессов, охватывающих все участвующие в них инженерные дисциплины и обеспечивающих удовлетворение потребностей заказчиков и непосредственных пользователей.

При этом согласно понятийному аппарату системного инжиниринга жизненный цикл высокотехнологичной продукции – это пошаговая её эволюция от концепции замысла через развитие проектных решений до производства, эксплуатации, ремонта и, наконец, окончательной ликвидации изделия.

Целостность и охват системного инжиниринга снижают вероятность принятия неверных решений в результате своевременного выявления и оценки возможных рисков на каждой стадии разработки высокотехнологичной продукции, а сам процесс принятия решений становится более осознанным и обоснованным.

При этом ключевым методологическим инструментарием, применяемым в системном инжиниринге, является V-образная модель построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции (рис. 2), где левая часть латинской буквы V отображает идентификацию и группировку требований в зависимости от степени детализации проработки конструкции высокотехнологичной продукции, а правая часть латинской буквы V, в свою очередь, отображает валидацию результата разработки, а именно проверку соответствия проектируемого изделия интегрированному потребительскому запросу заказчика либо требованиям рынка (рис. 1, первый характеристический тип методологического инструментария).



Как правило, по результатам первого цикла разработки высокотехнологичной продукции не удаётся достичь её соответствия интегрированному потребительскому запросу заказчика либо требованиям рынка, а потому разработка высокотехнологичной продукции с использованием принципов системного инжиниринга представляет собой достаточно длительный итерационный процесс, каждый последующий цикл которого приближает проектируемую конструкцию изделия к запрашиваемым заказчиком либо рынком и потребительским требованиям.

В свою очередь, применение системного инжиниринга на этапе проектирования с использованием специализированных программных, технических и организационных средств способствует адекватному исполнению обязательств участниками контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции (рис. 1, третий характеристический тип методологического инструментария).

И наконец, за счёт дифференциации разработки высокотехнологичной продукции на системы и подсистемы системный инжиниринг позволяет эффективно достигать модульности продукции в результате использования одной и той же системы в нескольких продуктовых линейках, а также проводить модернизацию продукции по системам, а не целиком в зависимости от актуального состояния требований, что способствует эффективному управлению качеством исполнения КЖЦ высокотехнологичной продукции (рис. 1, четвёртый характеристический тип методологического инструментария).

Таким образом, системный инжиниринг как методологический подход включает в себя три из четырёх представленных на рис. 1 характеристических типов методологического инструментария для построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции, которые применяются соответственно:
1) при выработке и управлении интегрированным потребительским запросом к такому виду продукции;
2) при исполнении обязательств участниками контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции;
3) при управлении качеством исполнения контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

При этом заметим, что в классическом варианте системного инжиниринга управление рисками в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции (рис. 1, второй характеристический тип методологического инструментария) осуществляется лишь косвенно, путём многослойного управления и валидации требований и, следовательно, посредством нивелирования рисков, связанных с несоответствием характеристик разрабатываемой продукции требованиям заказчика либо рынка.

Что же касается внешних рисков, которые напрямую не зависят от деятельности подрядчика, то осуществление управления ими в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции на основе принципов системного инжиниринга представляется весьма сложной задачей.

Вместе с тем некоторые корпорации, разрабатывающие высокотехнологичную продукцию на принципах системного инжиниринга, дополнительно вводят практику управления внешними рисками для своевременной идентификации и минимизации вероятности их возникновения, а также устранения проистекающих отсюда негативных воздействий.

Выстраиваемая коннективная методологическая система построения бизнеса в формате института контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции приобретает сбалансированную треугольную конфигурацию при включении в неё наряду с двумя первыми базисными кластерами (функционально-типологическая классификация методологического инструментария и системный инжиниринг) третьего базисного кластера, коим является получивший широкое применение концептуальный междисциплинарный подход – всеобщее управление качеством (Total Quality Management), который согласно Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization – ISO) определяется как общеорганизационный метод, сосредоточенный на качестве, базирующийся на участии всех сотрудников корпорации и нацеленный на длительный успех, который достигается благодаря улучшению условий работы, полному удовлетворению потребителей и всех членов общества.

Философия всеобщего управления качеством состоит в ориентировании на расширенное понимание качества всеми сотрудниками корпорации-подрядчика как совокупности её качественного управления организацией самой продукции, оценки и предсказания уровня удовлетворённости заказчика.

Отсюда качество – это не только то, что следует отслеживать или добавлять на каждом этапе жизненного цикла высокотехнологичной продукции, это и сущность корпоративной культуры корпорации, нацеленной на непрерывное повышение качества всех организационных процессов посредством использования таких характеристических типов методологического инструментария, как управление качеством и управление требованиями.

Здесь как нельзя лучше уместен афоризм Генри Форда: «Качество – это желание сделать всё возможное, даже если это не имеет значения».

Методологический подход всеобщего управления качеством находит своё широкое распространение в корпорациях, выпускающих высокотехнологичную продукцию как ответ на всё возрастающую сложность проектируемых и эксплуатируемых изделий, а также на постоянно повышающиеся требования к их надёжности и качеству.

Тем самым всеобщее управление качеством как методологический подход предстаёт третьим базисным сегментом коннективной методологической системы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции посредством непрерывного повышения качества всех организационных процессов.

При рассмотрении вопроса, каким образом приведённые на рис. 1 характеристические типы методологического инструментария для построения бизнеса в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции корреспондируются с его отдельными стадиями, целесообразно обратиться к широко применяемому понятию «петля качества» как концептуальной модели взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество высокотехнологичной продукции на всех стадиях её жизненного цикла от определения потребностей до оценки их удовлетворения (рис. 3.).



По сути, архитектоника коннективной методологической системы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции (рис 4.) синергетическим образом вбирает в себя сущностное содержание, во-первых, принципов функционально-типологической классификации методологического инструментария в качестве базисного кластера системного построения и ведения бизнеса в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции, во-вторых, принципов системного инжиниринга как базисного кластера воплощения необходимых действий по осуществлению эффективного конструирования всех бизнес-процессов и, наконец, в-третьих, принципов всеобщего управления качеством как базисного воплощения достаточных действий по обеспечению непрерывного повышения качества исполнения этих процессов.

Представленное в виде тетраэдра (рис. 4.) пространственно-структурное отображение архитектоники коннективной методологической системы построения бизнеса в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции даёт наглядное представление о диалектическом соотнесении всех трёх базисных кластеров как триединой методологической основы обретения лучшей практики формирования института контракта жизненного цикла.

При этом формирование единой методологической платформы из трёх базисных кластеров приобретает своё зримое выражение в качестве своего рода центра коннективности (позиция z) как основания вертикальной оси Z, определяющей собой к качестве целеполагания обретение лучшей практики формирования коннективной методологической системы построения бизнеса в формате института контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

Рассмотрение показывает, что концентрация усилий на выработку коннективной методологической системы построения бизнеса в формате института контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции получает всё большую актуальность в условиях разворачивающейся четвёртой промышленной революции [9–11] как всеобъемлющий инструментарий системного осмысления.

При этом вполне очевидно: концептуальные принципы, определяющие архитектонику коннективной методологической системы построения бизнеса в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции (рис. 4.), обретают свою действенность только при формировании на их основе соответствующей целостной коннективной системы развития компетенций менеджеров корпораций – участников таковых деловых взаимоотношений.

В заключение же правомерно констатировать: успешное ведение дел по разработке целостной системы методологического инструментария при построении и ведении бизнеса в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции позволяет как заказчику, так и подрядчику радикальным образом повысить свою клиентоориентированность, конкурентоспособность и рентабельность на основе их долгосрочного скоординированного сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла // Пульт управления. – 2018. – № 3 (37). – С. 46–51.
2. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения // Пульт управления. – 2018. – № 4 (38). – С. 54–59.
3. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Концептуальные основы формирования интегрированного потребительского запроса как предмета контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Пульт управления. – 2019. – № 1(39). – С. 34–37.
4. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Концептуальные основы определения оценки стоимости жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Экономика железных дорог. – 2019. – № 2. – С. 26–32.
5. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Диалектика построения бизнеса в формате «институт контракта жизненного цикла» // Пульт управления – 2019. – № 3 (41). – С. 18–23.
6. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Парадигма построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла как ответ на глобальные вызовы и тренды современной мировой экономики» // Пульт управления – 2019. – № 4 (42). – С. 38–45.
7. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Архитектоника коннективной модели построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Пульт управления – 2019. – № 5 (43). – С. 38–45.
8. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Построение бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: преимущества и риски для его участников // Пульт управления – 2019. – № 6 (44). – С. 40–47.
9. Шваб, Клаус. Четвёртая промышленная революция. Перевод с англ. / Клаус Шваб. – Москва: Издательство «Э», 2017. – 208 с.
10. Шваб, Клаус. Технологии четвёртой промышленной революции. Перевод с англ. / Клаус Шваб, Николас Девис. – Москва: Эскимо, 2018. – 320 с.
11. Блуммарт Т. Четвёртая промышленная революция и бизнес: как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Тью Блуммарт, Стефан ван дер Брук при участии Эрика Колтофа. Перевод с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019, – 204 с.
Цифровизация сервисов

Логистические услуги приближаются к клиентам

Рубрики: Революция 4.0
Синергия возможностей

РЖД развивают цифровые логистические сервисы

Рубрики: Революция 4.0
Льготы в онлайн
Александр Недорезов, начальник отдела развития социальной сферы и реализации проектов Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Цифровизация социальной сферы ОАО «РЖД» продолжается

Рубрики: Революция 4.0
Окно возможностей

Утверждена концепция цифровизации блока организации, оплаты и мотивации труда РЖД

Рубрики: Революция 4.0
Компания на передовой

ОАО «РЖД» стало лидером по внедрению квантовых коммуникаций

Рубрики: Революция 4.0

Рубрики

Содержание номера


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru