Какие барьеры и риски нужно преодолеть российским компаниям, чтобы не опоздать с внедрением прорывных технологий
Больше половины россиян признались, что боятся потерять работу из-за цифровизации и автоматизации бизнес-процессов в компаниях. Такие данные приводят в Аналитическом центре НАФИ по результатам социологического опроса, в котором приняли участие сотрудники российских предприятий. Развитие кадрового потенциала в условиях активной цифровизации – один из вызовов, стоящих перед бизнесом. Что ещё может затормозить внедрение новых технологий и какие задачи стоят перед РЖД, выяснил «Пульт управления».
Цифровизация в последние годы активно проникает во все сферы жизни общества. Её называют драйвером мировой экономики, ведь она позволяет создавать новые высокотехнологические производства, сокращает финансовые издержки, существенно повышает производительность и эффективность труда, а также открывает перед компаниями возможности выхода на международный рынок.
«Цифровая трансформация невозможна без двух аспектов: полноценного развития инфраструктуры и повсеместного повышения цифровой грамотности как личности, так и самой организации», – подчёркивает ректор АНО ДПО «Международный институт менеджмента объединений предпринимателей» Анна Палагина.
Эксперты убеждены в том, что цифровые технологии формируют новые возможности, но при этом несут и новые риски, которые должны быть не только учтены, но и минимизированы. Один из них – информационная безопасность.
Дело в том, что в условиях цифровой реальности перед компаниями стоит задача обеспечения сохранности данных, в том числе конфиденциальных.
«Многие российские компании уже имеют набор технологических возможностей и компетенций, чтобы осуществить цифровой рывок вперёд, например, управлять оборудованием своих предприятий дистанционно. Но они целенаправленно этого не делают по причине рисков, связанных с перехватыванием информации недобросовестными партнёрами, – поясняет исполняющий обязанности директора Института информационных технологий и автоматизированных систем управления МИСиС Сергей Солодов. – Для этого нужны новые решения, которые будут гарантировать сохранность информации, в первую очередь конфиденциальной».
Экономика новых решений
Ещё одна преграда на пути к цифровому будущему – возможность российских компаний инвестировать в «цифру».
«В нашей стране современные технологии стоят дорого. Пока не все затраты можно обосновать с точки зрения экономики конкретного предприятия», – поясняет Сергей Солодов.
По данным аналитиков, только около 58% российских компаний в настоящее время с разной степенью активности внедряют различные цифровые технологии и системы автоматизации.
«В компаниях действует электронный документооборот, используются облачные сервисы для хранения и обработки данных, используются CRM-системы, большинство компаний использует интернет-ресурсы для продвижения своих товаров и услуг. Но для успешной цифровой трансформации бизнеса этого недостаточно», – добавляет Анна Палагина.
Законы должны поторопиться
Эксперты сходятся во мнении, что многие существующие нормативно-правовые акты не успевают за развитием технологий. Из-за этого тормозится их внедрение. Особенно это ощущается в транспортной отрасли, когда речь идёт о запуске беспилотного движения.
«Согласно существующим техническим регламентам, при покидании кабины машинист обязан поставить машину на стояночный тормоз. Получается, что несмотря на то что транспорт автономный, машинист всё равно должен присутствовать. Эта одна из множества правовых коллизий», – указывает Сергей Солодов.
Тем не менее ОАО «РЖД» активно готовится к беспилотному движению. Вероятнее всего, уже с 2021 года на Московском центральном кольце (МЦК) начнётся движение таких поездов.
Сейчас холдинг работает над модулями техсредств для обновления бортовых систем беспилотного управления и гарантирования безопасности движения. А уже в следующем году, возможно, протестируют комплекс автоматического управления, если, конечно, будет принята нормативная база для беспилотников на МЦК.
Специалисты нового времени
Цифровизация ставит задачи и в части подготовки высококвалифицированных кадров и переобучения персонала.
«Уже очевидно, что процессы, происходящие на рынке труда, во многом обусловлены существенной трансформацией экономических отношений, основанных на широком внедрении и применении во всех областях экономики цифровых технологий, автоматизации процессов работы с данными. И это не тенденция или тренд, это данность мирового глобального развития», – уверен вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев.
Возвращаясь к опросу НАФИ, напомним: 65% россиян опасаются потери работы в связи с развитием новых технологий. У каждого пятого россиянина (21%) есть знакомые, которым пришлось сменить место работы, так как они не смогли освоить новые технологии.
«Действительно, работающие россияне осознают риск потери работы, если процессы автоматизации и цифровизации в компаниях будут проходить более динамично, а им не удастся получить необходимые знания для того, чтобы освоить новые технологии», – говорит руководитель направления исследований в сфере HR НАФИ Людмила Спиридонова.
Однако сами работодатели более сдержанны в своих оценках риска сокращения сотрудников. Только четверть представителей бизнеса (23%) полагают, что активная цифровизация бизнес-процессов может привести к увольнениям сотрудников.
«Очевидно, не все любят меняться. У людей перемены вызывают неприятные эмоции. Тем более что с переходом на новые технологии не исключены сокращения. Например, администрировать программное обеспечение можно удалённо или иметь сервисную бригаду, которая будет обслуживать несколько регионов присутствия компании», – продолжает Сергей Солодов.
«Всё, что связано с обработкой документации, то есть во многом механический труд, будет заменяться искусственным интеллектом, – говорит генеральный директор Израильской высшей школы IT и безопасности HackerU Олесья Горьковая. – Я считаю, что бизнесу надо активно идти в образование и формировать свой запрос на специалистов. Рынку нужны будут не исполнители, а создатели технологий и прорывных решений».
Доверять и использовать
Перед государством и бизнесом стоит задача повышения доверия людей к новым технологиям, убеждены специалисты.
«Россия активно занимается вопросами обеспечения информационной безопасности, – поясняет директор Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяна Ершова. – При этом недостаточно внимания уделяется вовлечению в этот процесс населения. Это создаёт угрозы информационной безопасности из-за отсутствия элементарной осведомлённости людей».
Как следствие, поясняет эксперт, – недоверие людей к электронной торговле, онлайн-сервисам и другим элементам цифровой экономики.
«Цифровизация неизбежно изменит не только структуру занятости, но и сам образ жизни людей. И надо признать, что не все захотят жить в том прекрасном цифровом мире, который нам сегодня рисуют футурологи. По некоторым оценкам, до 10% населения не захотят перейти к цифровому взаимодействию и останутся приверженцами традиционных способов общения с государством», – говорил ранее руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Владислав Онищенко.
Железнодорожники в первых рядах
Рынок транспортных услуг – один из самых динамично развивающихся в мире. От эффективности функционирования транспортных сетей зависит продуктивность работы других отраслей промышленности и всей экономики страны. Поэтому цифровизация железных дорог – один из приоритетов государственной политики.
«Сумма, которую мы хотели бы направить на развитие цифровизации до 2025 года, составляет порядка 150 млрд руб.», – заявил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров на панельной дискуссии «Транспорт России. Единая цифровая платформа» в ноябре прошлого года.
Благодаря внушительным инвестициям планируется, что доля грузовых перевозок, доступных к оформлению в электронном виде, вырастет до 75%, а электронных билетов в поездах дальнего следования – до 70%.
«Цифровизация для наших клиентов – это прежде всего удобство. За последнее время большое количество цифровых сервисов на железной дороге было внедрено при перевозке пассажиров и грузов. Сейчас в электронном виде себе можно заказать не только билеты, но и питание», – отметил глава холдинга.
В конце прошлого года была запущена услуга поиска утерянных в поездах вещей.
«Для розыска вещей, забытых в поезде, клиенту необходимо заполнить электронную заявку. В ней надо указать имя, номер билета, телефон, электронную почту и четыре последние цифры номера документа, по которому был оформлен билет. Также требуется составить описание забытых вещей и указать предполагаемое место в вагоне, где они были оставлены. После обработки заявки пассажиру предлагается идентифицировать свои вещи по фотографиям», – поясняют в компании.
По данным на 19 июня текущего года, этой услугой воспользовались 4500 пассажиров.
Среди реализованных проектов железнодорожников и электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП), на которой в настоящий момент зарегистрировано более 3 тыс. участников.
Кроме того, в компании приступили к реализации проекта «Инновационная мобильность». Он предусматривает объединение разных электронных сервисов для пассажиров: планирование и сопровождение поездки «от двери до двери», бронирование и покупка всех видов билетов для организации мультимодального путешествия, дополнительные услуги.
Как отметил Олег Белозёров, развитие этого проекта позволит в перспективе предложить пассажиру возможность оформления единого транспортного документа – когда появится соответствующая законодательная основа.
Как отмечают в компании, внедрение цифровых технологий позитивно скажется на внутренней эффективности ОАО «РЖД».
В частности, сейчас ведётся работа по цифровизации технологических процессов. «Часть наших технологий мы уже оцифровали и получаем хороший экономический эффект. В течение ближайших четырёх лет практически вся железная дорога будет переведена в «цифру», – сообщил глава холдинга.
Однако, по его словам, решение задачи по цифровизации невозможно без инвестиций в человеческий капитал.
«Мы привыкли к традиционным железнодорожным профессиям, а нам нужно создавать новые, основанные на применении новых цифровых технологий. Это будут настоящие железнодорожники будущего», – сказал он.
Виталий Маслюк