Смена парадигмы
Илья Скрябин
Илья Скрябин
генеральный директор ООО «Коннектив ПЛМ»
Олег Валинский
Олег Валинский
заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»
Виталий Тришанков
Виталий Тришанков
заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»
Игорь Посадов
Игорь Посадов
приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики

Смена парадигмы

Ведение бизнеса в формате контракта жизненного цикла как ответ на глобальные вызовы и тренды современной мировой экономики
Мир – изменение, жизнь – восприятие.
Марк Аврелий


Глобальные вызовы и тренды современной мировой экономики, рассматриваемые научным и предпринимательским сообществами как четвёртая промышленная революция, четвёртая технологическая революция, четвёртая индустриальная революция и в конечном итоге получившие название «Индустрия 4.0», порождают собой в историческом контексте радикальное преобразование фундаментальных основ социально-экономического мироустройства, что является предметом системных изысканий основателя и бессменного президента Всемирного экономического форума в Давосе профессора Клауса Шваба.

В рамках феноменального понимания «Индустрия 4.0» формируются кардинально новые производственные системы, гибко взаимодействующие между собой на глобальном уровне, что находит своё воплощение в происходящей ныне радикальной смене парадигмы построения бизнеса от поточного производства стандартизированного товара к выпуску высокотехнологичной продукции, которая отвечает интегрированному потребительскому запросу конкретного заказчика.

Свидетельством тому является коренное преобразование глобальных цепочек создания стоимости высокотехнологичной продукции, что обусловлено:
– возникновением и распространением новых эффективных бизнес-моделей, основывающихся на инновационных структурах управления;
– изменением соотношения между факторами производства в пользу капитала знаний при снижении вклада материальных ресурсов;
– структурными изменениями на рынке труда;
– кастомизацией производства и потребления;
– совершенствованием логистических систем.

В условиях усиления глобальной конкуренции и ускорения научно-технологического прогресса происходят трансформация бизнес-моделей, сжатие цикла разработки высокотехнологичной продукции, создание и распространение инновационных технологий, продуктов и услуг.

Базовые модели построения бизнеса, основанные на принципах «экономики совместного потребления» и электронных платформах, характеризуются гибкой организацией производственных связей, повышением интеллектуализации продуктов и услуг, что приводит к преобразованию рынка товаров в рынок услуг.

Адаптация инноваций, опирающихся на масштабные сетевые взаимодействия, доконкурентное сотрудничество, активную торговлю технологиями и иными объектами капитала знаний, становится предметом деятельности не только крупных корпораций, но и малого и среднего бизнеса, а также научных организаций и университетов. В результате всё более актуальной становится потребность в трансформации институциональных механизмов, признанных способствовать развитию благоприятной среды для предпринимательства и совершенствованию инструментов защиты прав интеллектуальной собственности.

Доминантой новой складывающейся реальности выступают неуклонное возрастание роли экономики знаний и кардинальные изменения структуры рынка труда, поскольку интеллектуальный капитал, носителем которого является специально подобранный и подготовленный персонал, становится определяющим фактором успешного развития всех сегментов современной экономики.

При этом структура рынка труда динамично изменяется под влиянием процессов роботизации производства продукции и услуг, замены рутинного труда искусственным интеллектом, динамичного обновления требований к компетенциям и навыкам работников, роста их удалённой занятости и трудовой мобильности.

Происходящее на стыке прошлого и нынешнего веков всеохватывающее преобразование мирового бизнес-пространства в единую социально-экономическую среду, где свободно перемещаются капитал и информация, товары и услуги, где беспрепятственно распространяются идеи и передвигаются их носители, требует от предпринимательского сообщества выработки отвечающих велению времени диалектических подходов к построению эффективных моделей ведения бизнеса, обеспечивающих его прорыв на качественно новый уровень достижения клиентоориентированности, конкурентоспособности и рентабельности.

В данном контексте особую актуальность приобретает осуществление смены парадигмы ведения бизнеса от ориентации на продажу произведённой продукции к построению бизнеса в формате «Институт контракта жизненного цикла», что выступает адекватным ответом на такие глобальные вызовы и тренды современной мировой экономики (см. рис. 1), как:
I. Воплощение сервис-ориентированной бизнес-модели управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции;
II. Кастомизация производства и сервисного обслуживания высокотехнологичной продукции;
III. Тенденция увеличения длительности жизненного цикла высокотехнологичной продукции;
IV. Целостная прослеживаемость и взаимосвязанность всех этапов жизненного цикла высокотехнологичной продукции;
V. Ускоренный рост наукоёмкости высокотехнологичной продукции;
VI. Радикальное повышение энергоэффективности и эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции.

Итак, первым глобальным вызовом и трендом современной мировой экономики, определяющим актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла, выступает концептуальная установка на воплощение подрядчиком сервис-ориентированной бизнес-модели организации и управления своей предпринимательской деятельностью на протяжении всего жизненного цикла высокотехнологичной продукции в соответствии с интегрированным потребительским запросом конкретного заказчика.

В силу данного обстоятельства всё большее число компаний, производящих высокотехнологичную продукцию, выстраивают свой бизнес, руководствуясь принципом «кто производит, тот и обслуживает», отказываясь от традиционного способа его ведения только посредством продажи выпущенных изделий и запасных частей к ним.

Как следствие, это порождает и у заказчика, и у подрядчика обоюдную заинтересованность в обеспечении технической надёжности высокотехнологичной продукции в процессе эксплуатации при одновременном снижении затрат и сокращении времени её простоя за счёт оптимизации количества сервисных операций и их длительности, основываясь на разумном сочетании принципов «ремонт по состоянию» и «ремонт по регламенту».

Таким образом, адаптация парадигмы построения бизнеса на основе контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции является адекватным ответом на глобальный тренд и вызов по воплощению сервис-ориентированной модели ведения предпринимательской деятельности.

Вторым глобальным трендом и вызовом современной мировой экономики, определяющим актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла, является кастомизация производства и сервисного обслуживания высокотехнологичной продукции, ориентированная на полноценное удовлетворение интегрированного потребительского запроса конкретного заказчика посредством внесения надлежащих конструктивных и дизайнерских изменений.

Способность к созданию организационно-управленческих нововведений, инновационных технологий и, наконец, интеллектуально насыщенной высокотехнологичной продукции становится одним из ключевых факторов достижения успешной кастомизации, направленной на обеспечение подрядчиком гибкости и адаптивности производства сервисного обслуживания к интегрированному потребительскому запросу конкретного заказчика в целях его вовлечённости в единую цепочку создания ценности для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции и национальной экономики в целом.

При этом предметом конструктивной кастомизации является внесение изменений в функциональные характеристики высокотехнологичной продукции, а предметом дизайнерской кастомизации – внесение изменений в её эстетические характеристики.

Глубокая кастомизация, включающая в себя конструктивные и дизайнерские изменения, позволяет полноценно удовлетворить интегрированный потребительский запрос конкретного заказчика на высокотехнологичную продукцию и повысить её конкурентоспособность.

Приоритетная задача кастомизации – вселить в заказчика уверенность в том, что работа делается именно для него и нацелена на удовлетворение его интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию.

Так, ряд экспертов считают кастомизацию едва ли не идеалом взаимодействия между заказчиком и подрядчиком ввиду того, что она привлекает не только возможностью получения финансовой выгоды, но и своей эстетической направленностью. В результате благодаря более высокой ценности кастомизированного решения заказчик обретает конкурентное преимущество. Данная постановочная концепция получила название «сервисная фабрика».

При разработке и реализации стратегии кастомизации высокотехнологичной продукции её неотъемлемой составляющей является обеспечение подрядчиком гибкости и адаптивности производства и сервисного обслуживания высокотехнологичной продукции к интегрированному потребительскому запросу конкретного заказчика.

Кастомизированное изделие влечёт за собой изменение подходов к сервисному обслуживанию, требует наличия специализированного оборудования и оснастки, квалифицированного персонала, регламентов обслуживания, прошедших адаптацию для конкретного заказчика.

Установление парадигмы ведения бизнеса на основе контракта жизненного цикла обеспечивает адекватное осуществление кастомизации всех его стадий – от проектирования до утилизации высокотехнологичной продукции, которое приводит к построению взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком на основе принципа «одного окна» на протяжении всего жизненного цикла кастомизированной высокотехнологичной продукции. Это, в свою очередь, определяет полную ответственность подрядчика за техническое состояние и работоспособность продукции в процессе её эксплуатации заказчиком.

Теперь касательно третьего глобального тренда и вызова современной мировой экономики, определяющего собой актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла – речь идёт о тенденции увеличения длительности жизненного цикла высокотехнологичной продукции. Бизнес-логика диктует необходимость системной постановки и ведения единого производственного процесса по осуществлению качественного сервисного обслуживания, ремонта и модернизации высокотехнологичной продукции для достижения соответствия её технико-эксплуатационных показателей актуальным потребительским требованиям.

По мере увеличения длительности жизненного цикла высокотехнологичной продукции осуществление её качественного сервисного обслуживания, ремонта и модернизации становится неотъемлемым предметом деятельности подрядчика, что даёт ему возможность проведения долгосрочного планирования своей бизнес-деятельности и обеспечения более эффективной загрузки своих производственных и ремонтных мощностей.

В свою очередь, приоритетной зоной ответственности заказчика является эффективное ведение своей собственной бизнес-деятельности в процессе эксплуатации высокотехнологичной продукции. Проистекающая отсюда дифференциация предмета деятельности между заказчиком и подрядчиком высокотехнологичной продукции в полной мере реализуется в формате построения бизнеса на основе контракта жизненного цикла.

Далее предметом рассмотрения выступает четвёртый глобальный тренд и вызов современной мировой экономики, определяющий собой актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла. Его сущность состоит в необходимости обеспечения целостной прослеживаемости и взаимосвязанности всех этапов жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

Данное постановочное видение обусловлено тем, что сама сущностная основа высокотехнологичной продукции требует установления парадигмы ведения бизнеса, которая ориентирована на осуществление и заказчиком, и подрядчиком совместного эффективного контроля протекания всего жизненного цикла такого вида продукции путём последовательного отслеживания на протяжении всех его этапов: проектирования, производства, эксплуатации, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации, утилизации.

При этом получение целостной и объективной информации о полном жизненном цикле высокотехнологичной продукции позволяет заказчику производить корректирующие действия в процессе её эксплуатации, предсказывать выход изделия из строя и тем самым актуализировать интегрированный потребительский запрос на данную продукцию.

В свою очередь подрядчик получает возможность оперативного внесения изменений в конструкторскую документацию, технологические процессы, регламенты по обслуживанию и ремонту на основании анализа статистики возникновения неполадок в процессе эксплуатации высокотехнологичной продукции, что определяет собой целенаправленное накопление опыта для её проектирования в последующем с повышенными характеристиками надёжности и конкурентоспособности.

В итоге эффективная реализация таких взаимообусловленных действий как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика по осуществлению полной прослеживаемости и взаимосвязанности всех стадий жизненного цикла высокотехнологичной продукции адекватно обеспечивается системным построением бизнес-процессов в формате контракта жизненного цикла.

Обратим внимание на пятый глобальный тренд и вызов современной мировой экономики, определяющий собой актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла, который выражен в ускоренном росте наукоёмкости высокотехнологичной продукции.

Наукоёмкость – это важнейшая составляющая современного производства, которая как показатель отображает интеллектуальную насыщенность высокотехнологичной продукции в аспекте целостного функционирования и комплексности применяемых технических решений, а также использования программных систем управления и контроля.

Происходящий в современной экономике ускоренный рост наукоёмкости высокотехнологичной продукции требует и от заказчика, и от подрядчика скоординированного проведения действий по повышению профессиональных компетенций сотрудников в аспекте осуществления совместной эффективной деятельности на протяжении всего жизненного цикла такого вида продукции.

Отсюда закономерно проистекает следующий вывод: постановка и ведение бизнеса в формате контракта жизненного цикла предопределяет собой институциональную предпосылку актуальности решения, продиктованной ускоренным ростом наукоёмкости высокотехнологичной продукции, весьма значимой управленческой задачи по системному наращиванию интеллектуального капитала и инновационного потенциала как заказчика, так и подрядчика.

И наконец, шестой глобальный тренд и вызов современной мировой экономики, определяющий собой актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла. Он состоит в радикальном повышении энергоэффективности и эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции.

Прежде всего следует отметить, что повышение энергоэффективности высокотехнологичной продукции предстаёт в качестве одной из приоритетных задач как перед заказчиком, так и перед подрядчиком, поскольку, с одной стороны, кардинальным образом влияет на рост рентабельности их хозяйственной деятельности, а с другой – существенным образом снижает её экологическое воздействие на окружающую среду.

Столь же важное значение имеет и решение актуальной задачи в отношении значимого повышения эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции, поскольку в связи с увеличением длительности её жизненного цикла заметным образом повышаются риски возникновения нештатных ситуаций и происшествий, связанных с естественным износом техники и её ненадлежащим обслуживанием.

При этом со стороны заказчика повышение энергоэффективности и эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции обусловливается адекватным формированием интегрированного потребительского запроса как предмета контракта жизненного цикла.

В свою очередь, со стороны подрядчика повышение энергоэффективности и эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции определяется уровнем системного качественного выполнения им работ на всех стадиях её жизненного цикла.

Тем самым конструктивной основой обеспечения радикального повышения энергоэффективности и эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции является скоординированное построение бизнеса и заказчиком, и подрядчиком в формате контракта жизненного цикла.

В заключение правомерно констатировать: построение и ведение бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции предстаёт действенным ответом на имеющиеся глобальные вызовы и тренды современной мировой экономики, поскольку позволяет как заказчику, так и подрядчику радикальным образом повысить свою клиентоориентированность, конкурентоспособность и рентабельность на основе установления долгосрочного скоординированного сотрудничества.

Основные положения, изложенные в настоящей статье, представлены в пленарном докладе на II Всероссийской научно-технической конференции «Системы управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции в машиностроении: новые источники роста», состоявшейся 23 апреля 2019 года в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана.


ЛИТЕРАТУРА

1. Шваб, Клаус. Четвёртая промышленная революция: перевод
с англ. / Клаус Шваб. – Москва: Издательство «Э», 2017. – 208 с.

2. Шваб, Клаус. Технологии Четвёртой промышленной революции: перевод с англ. / Клаус Шваб, Николас Девис. – Москва: «Эксмо», 2018. – 320 с.

3. Блуммарт Т. Четвёртая промышленная революция и бизнес:
Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Тью Блуммарт, Стефан ван дер Брук при участии Эрика Колтофа; пер. с англ. – М.: «Альпина Паблишер», 2019. – 204 с.

4. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла // «Пульт управления». – 2018. – № 3 (37). – С. 46–51.

5. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В.
Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения // «Пульт управления». – 2018. – № 4 (38). – С. 54–59.

6. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В.
Концептуальные основы формирования интегрированного потребительского запроса как предмета контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // «Пульт управления». – 2019. – № 1 (39). –
С. 34–37.

7. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В.
Концептуальные основы определения оценки стоимости жизненного цикла высокотехнологичной продукции // «Экономика железных дорог». – 2019. – № 2. – С. 26–32.

8. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В.
Диалектика построения бизнеса в формате «Институт контракта жизненного цикла» // «Пульт управления». – 2019. – № 3 (41). – С. 18–23.

Взвешенный подход
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Коннектив ПЛМ»,

Построение бизнеса в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции: премущества и риски для его участников

Рубрики: Революция 4.0
Гармонизация бизнес-отношений
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Коннектив ПЛМ»,

Как заказчики и подрядчики должны строить бизнес в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции

Рубрики: Революция 4.0
Баланс бизнес-отношений
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Коннектив ПЛМ»,

Диалектика построения бизнеса в формате Института контракта жизненного цикла

Рубрики: Революция 4.0
Среда инноваций

Западно-Сибирская магистраль в этом году намерена перейти на цифровой документооборот для экспортных перевозок

Рубрики: Революция 4.0
Новая нефть

Большие данные превратились в ценный актив

Рубрики: Революция 4.0

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100