Неограниченные возможности

Неограниченные возможности

Железная дорога становится всё более комфортной для маломобильных пассажиров
Создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья – один из приоритетов работы «Российских железных дорог». Модернизация вокзальных комплексов, закупка специализированных вагонов, улучшение сервисного обслуживания маломобильных пассажиров позволили ОАО «РЖД» стать самым крупным перевозчиком особенных клиентов. «Пульт управления» выяснил, как удалось этого добиться и что ещё предстоит сделать в этом направлении.


Поезда для всех

РЖД ведут системную работу по улучшению условий и повышению доступности поездок для пассажиров с ограниченными физическими возможностями в поездах дальнего следования, отмечает генеральный директор АО «Федеральная пассажирская компания» Пётр Иванов.

По итогам 2018 года ФПК было перевезено 143,8 тыс. пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, это почти в два раза превышает аналогичный показатель 2017 года.

Тенденция роста спроса сохраняется и в этом году. «За первые три месяца 2019 года поездами дальнего следования холдинга воспользовались 49,4 тыс. пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, это на 64% больше, чем за аналогичный период 2018 года, когда услугами холдинга воспользовались 30,1 тыс. маломобильных пассажиров», – пояснили в пресс-службе ФПК.

Для перевозки пассажиров используются специализированные вагоны, в которых предусмотрены подъёмные посадочные устройства, увеличенная ширина дверей вагона, тамбурной зоны и коридора. В купе имеются вспомогательные ремни, позволяющие пассажиру без посторонней помощи пересесть в кресло. Спальная полка устанавливается в любое удобное для пассажира положение. Низко расположенные выключатели, розетки и кнопки вызова проводника снабжены табличками с надписями, выполненными шрифтом Брайля, и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию.

Только в I квартале 2019 года в эксплуатацию было введено 25 таких вагонов: 15 новых и 10 прошедших капитальный ремонт. Всего на сети в настоящее время эксплуатируется 734 специализированных вагона.

В скоростных поездах «Сапсан» перевозки маломобильных пассажиров за три первых месяца текущего года также показали рост на 17% относительно аналогичного периода прошлого года и составили 4,7 тыс. человек. Всего в 2018 году «Сапсаны» перевезли 19,9 тыс. маломобильных пассажиров (годом ранее – 14 тыс.).

Места в скоростных поездах тоже обустроены с учётом особенных потребностей пассажиров: стол здесь не имеет ножки и откидывается вверх, есть кнопка вызова проводника. В вагоне оборудована специальная уборная.

При покупке билетов в специализированное купе поездов дальнего следования формирования АО «ФПК» для инвалида и его сопровождающего действует скидка 50%, а на специализированные места в поездах «Сапсан» – скидка 40%.

Если в составе пассажирского поезда дальнего следования отсутствует вагон с купе для лиц с ограниченными физическими возможностями, его могут включить по заявке пассажира, поданной через Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» (см. справку) или билетную кассу. Условие одно: заявку нужно оформить за 50–60 дней до отправления поезда.
«РЖД – та компания, которая нацелена на создание доступности. Как итог – люди активно поехали по стране», – отметил заместитель начальника социально-правового управления Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Денис Горшко.


Удобные вокзалы

Работа над созданием безбарьерной среды ведётся и на вокзальных комплексах. Как сообщили в Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ), на сегодня полностью адаптированы 69 железнодорожных вокзалов. Среди них вокзалы Саранск, Екатеринбург, Ростов-Главный, Самара, Нижний Новгород, Волгоград-1, Калининград-Южный, а также вокзалы Санкт-Петербурга и Москвы. До конца 2019 года их количество планируется увеличить до 93. Безбарьерная среда создаётся для всех четырёх групп маломобильных пассажиров: слабослышащих, слабовидящих, перемещающихся с помощью опоры и инвалидов-колясочников.

В рамках модернизации обеспечивается беспрепятственный доступ ко всем функциональным зонам вокзала. «Например, в местах перепада высот установлены пандусы, лифты и другие подъёмные механизмы. В кассовых залах предусмотрены специальные кассы для инвалидов-колясочников, другие кассы оборудованы индукционными системами для слабослышащих. В залах ожидания обеспечены места отдыха для маломобильных пассажиров, оборудованные индукционными системами, а в санитарных комнатах – специализированные доступные кабины для людей, передвигающихся на креслах-колясках», – пояснили в пресс-службе ДЖВ.

Навигационные и информационные указатели адаптированы для людей с нарушениями зрения – установлены тактильно-контрастные указатели и знаки, пиктограммы, мнемосхемы, информирующие тактильные таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля.
«За последние годы РЖД сделали очень много для создания доступной среды. К минимуму сведены неудобства, которые были заложены при проектировании зданий в советское время», – отметил заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев.

Сегодня необходимую помощь в оформлении билетов, перемещении ручной клади и багажа, а также в сопровождении по территории вокзала (кассовые залы, залы ожидания, камеры хранения, медпункт, платформы и т.д.) маломобильные пассажиры могут получить на 690 вокзалах и остановочных пунктах. Планируется, что до конца года будут приспособлены ещё 50 вокзалов. В 2018 году сотрудники вокзалов и Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» обслужили 210 тыс. пассажиров с ограниченными физическими возможностями, в 2017 году – 175 тыс. человек.


МЦК не отстаёт

Станции Московского центрального кольца (МЦК) оборудованы пандусами и лифтами. Для ориентации слабослышащих пассажиров на станциях МЦК установлены подвесные, настенные и световые информационные указатели, а на эскалаторах размещены пиктограммы о правилах пользования ими. В вагонах электропоездов имеются схемы и правила пользования МЦК, установлены электронные информационные устройства. На 25 транспортно-пересадочных узлах (ТПУ) установлены лифты и эскалаторы, на пяти ТПУ – специальные подъёмники. Сопровождение осуществляется сотрудниками Центра обеспечения мобильности пассажиров.

Опыт по созданию безбарьерной среды будет учтён и при запуске Московских центральных диаметров (МЦД). «Интересы маломобильных групп населения в обязательном порядке учитываются при развитии инфраструктуры МЦД, строительстве и реконструкции платформ. Также мы готовы совместно с оператором МЦД-1 и МЦД-2 – АО «Центральная ППК» – увеличивать количество кассовых окон для маломобильных граждан, если такие запросы поступят от наших пассажиров», – отметил начальник Управления развития рельсовых видов транспорта Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Андрей Акимов.


Как дома

Все 15 вокзалов Приволжской региональной дирекции железнодорожных вокзалов являются участниками Центра содействия мобильности ОАО «РЖД». «Для обеспечения доступности вокзальной инфраструктуры и услуг маломобильным пассажирам на вокзалах проводятся мероприятия по адаптации зданий и прилегающих территорий для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Работа проводится постоянно и планируется на перспективу», – говорит начальник Приволжской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Павел Сахошкин.

Так, в 2019 году запланировано проведение работ по адаптации вокзального комплекса Астрахань. В комнатах длительного отдыха для маломобильных пассажиров появятся отдельные номера с выделенными санитарно-гигиеническими комнатами, в зале ожидания будет оборудована зона отдыха для маломобильных граждан со всеми необходимыми удобствами. Навигацию по вокзалу для инвалидов по зрению выполнят дублирующими таблицами с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Сейчас железнодорожный вокзал Астрахань частично оборудован пандусами, имеются подъёмная вертикальная платформа для посадки граждан с нарушением опорно-двигательного аппарата с платформы в вагон, гусеничный ступенькоход, аппарель. На вокзале установлен телефон для слабослышащих, обеспечена двусторонняя связь с дежурным помощником начальника вокзала через кнопку вызова персонала. На первом этаже обустроена отдельная санитарно-гигиеническая комната для маломобильных пассажиров, в том числе для инвалидов-колясочников. Для транспортировки маломобильных граждан имеются кресла-коляски, круглосуточно работает медпункт.

Проект реконструкции железнодорожного вокзала Саратов предусматривает адаптацию вокзальной инфраструктуры и для маломобильных пассажиров. «Наша цель – сделать всё, чтобы каждый пассажир с ограниченными возможностями на каждом вокзале чувствовал себя комфортно, как дома, чтобы мог путешествовать самостоятельно и не испытывать при этом какого-либо дискомфорта», – говорит Павел Сахошкин.


Заявок на обслуживание становится больше

В Куйбышевской региональной ДЖВ также уделяют особое внимание формированию доступной среды для маломобильных пассажиров и посетителей вокзальных комплексов. На всех вокзалах дирекции обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп в здания вокзалов. Окна билетных касс оборудованы с учётом требований доступности для инвалидов-колясочников. Санитарно-гигиенические комнаты вокзалов оснащены специализированными кабинами. На территории вокзалов места, где пассажиры с ограниченными способностями могут передвигаться самостоятельно, обозначены специальными пиктограммами.

В конце 2018 года по инвестиционной программе Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» на вокзалы Бугульма и Набережные Челны поступили механические подъёмные платформы для оказания помощи в посадке маломобильных пассажиров в вагоны. Вокзалы Ульяновск-Центральный и Нурлат оснащены гусеничными лестничными подъёмниками для оказания помощи маломобильным пассажирам при следовании по лестничным маршам. На территории вокзала Самара обустроена специализированная зона отдыха для маломобильных пассажиров, в которой есть и оснащённая санитарная комната.

По словам начальника Куйбышевской региональной ДЖВ Андрея Комаровского, на 2019 год разработана программа по обеспечению доступности вокзалов для маломобильных пассажиров, которая включает положения об улучшении информирования на вокзалах о месте оказания необходимых услуг, дополнительном оснащении подразделений вокзалов специализированным оборудованием и инвентарём, а также вопросы оказания услуг помощи и сопровождения маломобильных пассажиров на территории вокзальных комплексов.

Например, в этом году запланировано дополнительное оснащение всех вокзалов тактильными мнемосхемами и информационными табличками с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Во II квартале будет выполнена модернизация санитарных комнат вокзалов Пенза-1 и Набережные Челны с адаптацией для потребностей маломобильных граждан. На входных группах вокзалов Сызрань-1 и Сызрань-Город установлены пандусы для маломобильных групп населения, изготовленные с учётом требований законодательства.

Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» за I квартал 2019 года выполнил 2248 заявок на оказание услуг помощи и сопровождения маломобильных пассажиров, что на 25% больше аналогичного периода 2018 года. Рост количества заявок связан с улучшением информирования пассажиров о возможностях вокзалов и их доступности для маломобильных граждан посредством официального сайта ОАО «РЖД» и мобильного приложения «РЖД Пассажирам».


Планомерное развитие

Начальник Свердловской дирекции пассажирских обустройств Сергей Кочуров отмечает: на СвЖД нужно адаптировать 22 вокзала, 95 пассажирских зданий и 802 остановочных пункта и станции. На данный момент полностью доступны для пассажиров из числа инвалидов три здания вокзала: Талица, Чусовская, Кизел.

В 2018 году были проведены работы на остановочном пункте Первомайский по укладке тактильной плитки (с конусообразными и продольными рифами) для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования. Оборудованы пандусы для передвижения людей, использующих кресла-коляски, и индукционная система «Исток» для усиления звука для людей со слуховыми аппаратами. Были проведены работы по устройству тактильных направляющих на перронах станций Дружинино (две платформы), Кольцово (островная платформа), Лечебный, Колюткино, Приобье (береговая платформа) и внутри зданий вокзалов Верхнекондинская и Верхотурье.
«На 2019 год Свердловской дирекцией пассажирских обустройств запланировано приобретение информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании. Запланировано приобретение индукционной системы в кассу, тактильных табличек со шрифтом Брайля на 13 станций и остановочных пунктов: Верещагино, Ивдель-1, Гороблагодатская, Верх-Нейвинск, Невьянск, Кунгур, Дружинино, Талица, Ялуторовск, Заводоуковск, Егоршино, Алапаевск, ВИЗ», – рассказал Сергей Кочуров.

На станции Верхнекондинская до конца апреля 2019 года будут установлены мнемосхемы со шрифтом Брайля.

Собственными силами дирекции проводится работа по устройству тактильной плитки в 10 зданиях вокзалов на станциях Алапаевск, Егоршино, Ишим, Дружинино, Талица, Заводоуковск, Кунгур, Ялуторовск, Невьянск, Верх-Нейвинск. Работы будут выполнены до 1 июня 2019 года.


Тонкая настройка

Одним из самых показательных примеров создания доступной среды на Юго-Восточной железной дороге является реконструкция вокзала в Тамбове. На работы будет выделено 16,6 млн руб., их завершение запланировано на конец года. «Это памятник архитектуры, его сейчас реконструируют, сохраняя облик здания. Однако удаётся при этом и обеспечить доступность мест и беспрепятственность перемещения всех категорий маломобильных групп. Будут установлены тактильно-контрастные напольные указатели. Сейчас ведётся монтаж оборудования, позволяющий дублировать необходимую для пассажиров речевую и зрительную информацию, – это информационные табло и терминалы, где происходит дублирование звуковой информации световыми сигналами. Кроме того, будут смонтированы телефоны с пониженным расположением с функцией регулирования громкости», – рассказала ведущий инженер отдела организации работы железнодорожных вокзалов Юго-Восточной ДЖВ Ольга Бокова.


С заботой о пассажирах

На вокзале Комсомольск Дальневосточной региональной ДЖВ практически полностью реализована программа адаптации пассажиров с ограниченными возможностями. «Остаётся оборудовать комнату отдыха, специально отведённую для маломобильных граждан, сейчас туда завозится мебель. Она размещается на первом этаже вокзала, и вход в помещение будет предусмотрен прямо с перрона. Пассажир с ограниченными возможностями сможет самостоятельно пройти туда. Если же ему понадобится помощь, на фасаде здания и внутри имеются тревожные кнопки, сигнал от которых поступает к дежурному по вокзалу, причём у последнего появляется информация, где именно находится этот человек», – поясняет начальник вокзала Комсомольск Дарья Зелёная.

Улучшение доступной среды на транспорте ведёт к росту перевозок маломобильных групп пассажиров. Это связано и с обновлением подвижного состава. Так, в фирменном пассажирском поезде «Юность» (Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре) появились новые вагоны с подъёмной платформой для инвалидов-колясочников и со спецкупе. «Большую лепту в общее дело вносит созданный при РЖД Центр содействия мобильности, благодаря чему человек может не только заказать билет, но и подать заявку на сопровождение, оказание различной помощи на вокзальных комплексах. Ведь маломобильные граждане – это не только инвалиды, это и мамы с маленькими детьми, беременные женщины, пожилые люди, которым тяжело передвигаться. Если такая заявка касается нашего вокзала, она поступает к нам, мы её затем отрабатываем и отчитываемся.

Хочу отметить, что поступает много положительных отзывов. Плюс мы плотно работаем с местным обществом инвалидов, их представители приходили к нам, принимали работу по созданию безбарьерной среды. Замечаний высказано не было», – говорит Дарья Зелёная.


Привлекли специалистов

Начальник отдела вокзалов Южно-Уральской региональной ДЖВ Максим Седых отмечает, что для реализации проекта Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» дирекция заключила на 2019 год договоры со специализированной организацией на оказание содействия маломобильным группам населения по вокзалам Челябинск, Оренбург и Курган.

Кроме того, по его словам, по вокзалам дирекции разработан порядок обслуживания маломобильных групп населения на вокзалах, он согласован с местными обществами инвалидов.
«В марте нынешнего года выполнены строительно-монтажные работы по адаптации вокзального комплекса Бузулук на сумму 25,3 млн руб. Завершено устройство тактильных указателей внутри здания и на привокзальной площади, установлены индукционные петли, оборудованы комнаты отдыха, санитарные комнаты, установлены видеотерминал для предоставления справочных услуг и табло на двух платформах. В текущем году планируется устройство тактильных предупреждающих указателей вдоль краёв платформ на вокзалах Вязовая, Орск, Шумиха, на привокзальной площади в Кургане, со стороны моста», – рассказал Максим Седых.

Игнат Вьюгин

СПРАВКА

В 2012 году на полигоне Северо-Западного структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) был запущен пилотный проект по созданию Центра содействия мобильности. Его задача – повышение качества обслуживания маломобильных пассажиров и уровня их информированности об услугах, которые холдинг предоставляет людям, имеющим ограничения по здоровью. В 2014 году центр заработал по всей сети. Благодаря специалистам центра маломобильные пассажиры могут получить необходимую помощь в оформлении проездных документов, сопровождении пассажиров по территории вокзального комплекса (кассовые залы, залы ожидания, камеры хранения, медпункты и т.д.) до посадки в поезд.
Дороги большого города

Рельсовый транспорт в мегаполисах мира

Рубрики: Стратегия роста

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru