Баланс бизнес-отношений
Илья Скрябин
Илья Скрябин
генеральный директор ООО «Коннектив ПЛМ»
Олег Валинский
Олег Валинский
заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»
Виталий Тришанков
Виталий Тришанков
заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»
Игорь Посадов
Игорь Посадов
приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики

Баланс бизнес-отношений

Диалектика построения бизнеса в формате Института контракта жизненного цикла
Гармония мира натянута в противоположные стороны, как у лиры и лука.
Гераклит Эфесский


Глобальное наступление четвёртой промышленной революции под брендовым названием «Индустрия 4.0» неуклонно входит в фазу технологической сингулярности, оказывает кардинальное и повсеместное воздействие на ценностное переосмысление фундаментальных основ построения, организации и ведения предпринимательской деятельности от зарождающихся технологических прорывов цифровой экономики до выработки архитектоники формирования коннективной системы корпоративного управления, в основе которой лежат принципы гибкости и пропорциональности регулирования в корпоративной сфере, определённые Организацией экономического сотрудничества и развития.

Одной из радикальных метаморфоз, порождаемой влиянием четвёртой промышленной революции, является происходящая ныне смена парадигмы построения предпринимательства с поточного производства стандартизированной продукции, ориентированной на массовый запрос потребительского рынка, на воплощение целостного концептуального воззрения на предмет бизнес-деятельности в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции, который действует между заказчиком и единым подрядчиком и предусматривает выполнение полного цикла работ – от построения проектно-конструкторского замысла к осуществлению производства и выпуска, проведению сервисного обслуживания и ремонта, модернизации и до утилизации.

Построение системы долгосрочных бизнес-отношений между заказчиком и подрядчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции, безусловно, характеризуется нормативно-правовыми атрибутами договора, порождающими гражданские права и обязанности сторон сделки, равно как и регламентацию их взаимодействия.

Вместе с тем сущностная основа системы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции несёт в себе, согласно концептуальному видению «Индустрии 4.0», глубокий преобразовательный смысл: формирование скоординированных партнёрских бизнес-отношений между заказчиком и подрядчиком на протяжении всего жизненного срока высокотехнологичной продукции предопределяет собой насущность их институализации посредством образования сбалансированного в интересах обеих сторон контракта ассоциативных форм управления.

Следует заметить, что в известной степени «Институт контракта жизненного цикла» по своей концептуальной природе вполне вправе отнести к числу мегатрендов четвёртой промышленной революции.

Длительность бизнес-взаимоотношений сторон в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции диктует каждому из его участников необходимость обладать адекватным стратегическим мышлением, навыком постоянно анализировать техническую и технологическую политику, способностью концептуально переосмысливать выбор ценностных приоритетов, умением своевременно оценивать и принимать новые инновационные решения, а также готовностью трансформировать действующую модель собственного бизнеса.

По сути дела, важнейшей постановочной задачей в равной степени и для заказчика, и для подрядчика при построении эффективной системы бизнес-отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции является разработка для своих корпораций перспективных ценностно-ориентированных стратегий, которые отвечают радикальным изменениям, происходящим в условиях динамично трансформирующегося экономического ландшафта.

Этим обуславливается актуальность совместной выработки топ-менеджментом и заказчика, и подрядчика адекватной вызовам наступающей «эпохи сингулярности» синергетической парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции. Данная парадигма основывается на проведении выверенной оценки потенциальных выгод и возможных рисков гибких технологических платформ в контексте динамичного развития взаимосогласованных партнёрских отношений на весь период жизни высокотехнологичной продукции, что может длиться десятилетиями.

Фундаментальной основой построения такой долгосрочной сбалансированной системы бизнес-отношений между заказчиком и подрядчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции является согласованное определение целей и ценностных ориентиров; установление атмосферы делового доверия; внедрение отвечающих лучшей практике этических норм организационной (корпоративной) культуры; радикальное качественное повышение человеческого капитала посредством эффективного наращивания персоналом профессиональных, корпоративных, лидерских и бизнес-компетенций.

Фактически старые «нишевые рынки», объединяющие клиентов со сходными потребительскими запросами, теперь начинают преобразовываться в рынки «с единственным заказчиком», что предстаёт характеристическим признаком новой бизнес-реальности.

При этом важнейшим инструментарием построения действенных форм ведения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции являются содержательное раскрытие и конструктивное последовательное воплощение выработанных временем диалектических принципов установления и развития делового сотрудничества.

Так, построение бизнеса в формате контракта жизненного цикла в контексте первого закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей – создаёт универсальную общность делового сотрудничества заказчика и подрядчика, имеющую своей целью обретение взаимной выгоды и избежание реализации возможных угроз. Тем самым и заказчик, и подрядчик совместно форматируют двуединую парадигму построения бизнеса, функционирующую как Институт контракта жизненного цикла.

В то же время в соответствии с дуалистической сущностью закона единства и борьбы противоположностей у участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции наряду с ведением совместной предпринимательской деятельности также имеется и объективная противоречивость деловых позиций, занимаемых каждой из сторон в социально-экономическом пространстве. А это порождает собой закономерно выраженный конфликт бизнес-интересов в формате осуществления контракта жизненного цикла.

Отсюда следует концептуальный вывод: в основу парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции должна закладываться архитектоника конструктивного разрешения закона единства и борьбы противоположностей, что в диалектическом понимании призвано выступать источником самодвижения и эффективного развития предпринимательских отношений, доходящих до тождества, а не приобретать разрушительный, антагонистический характер.

Уже сам по себе факт возможности заключения контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции во многом способствует сближению позиций участников на переговорах, поиску взаимоприемлемых решений при формировании договорных условий и положений, которые обеспечивают соблюдение баланса интересов обеих сторон сделки, установление оптимального соотношения между планируемыми выгодами и издержками, а также определяют способы урегулирования вероятностных конфликтных ситуаций.

Выстраивая бизнес в формате контракта жизненного цикла с проведением выверенной оценки потенциальных выгод и возможных рисков, и заказчик, и подрядчик создают тем самым гибкую и пропорциональную платформу для развития своих корпораций на долгосрочный период. Так, получение заказчиком гарантии от подрядчика на соответствие требованиям интегрированного потребительского запроса приобретаемой высокотехнологичной продукции на протяжении всего её жизненного цикла компенсируется получением подрядчиком гарантий от заказчика по авансированию или сокращению сроков проведения оплаты за выполняемые работы и услуги по обслуживанию и ремонту высокотехнологичной продукции в течение её жизненного цикла.

Длительность действия контракта жизненного цикла позволяет его участникам достоверно прогнозировать сроки и объёмы своих платежей и выручки вплоть до даты окончания договорных отношений, что способствует формированию стабильного и устойчивого финансового положения бизнес-партнёров. А это, в свою очередь, даёт импульс инновационному развитию их бизнеса как посредством совершенствования производственных процессов, связанных с проектированием, выпуском, эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом и модернизацией высокотехнологичной продукции в течение всего срока её жизненного цикла, так и вследствие выстраивания системы взаимовыгодных отношений с ключевыми поставщиками и клиентами.

Таким образом, осознанное воплощение первого закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей как фундаментального методологического принципа при построении бизнеса в формате контракта жизненного цикла – составляет основу установления скоординированных взаимовыгодных бизнес-отношений между заказчиком, представляющим собой своего рода «рынок единственного потребителя», и подрядчиком, являющимся своего рода «уникальным поставщиком» всех видов работ и услуг на протяжении всего жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

В результате базирующегося на первом законе диалектики утверждения парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла обе его стороны – и заказчик, и подрядчик – обретают системообразующий вектор своего долгосрочного и эффективного развития, синергетическая природа которого определяется действенностью второго закона диалектики – закона перехода количественных изменений в качественные.

Протекание этих преобразований на принципах контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции приводит к выстраиванию деловых отношений между заказчиком и подрядчиком на качественно новом уровне развития за счёт происходящего синергетического роста их бизнес-потенциала.

Необходимость постоянного поиска радикальных путей повышения эффективности бизнес-деятельности партнёров по ведению контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции объективно стимулирует активизацию взаимодействия их менеджмента, от успешности предпринимательской деятельности которого зависит полнота реализации приобретаемых выгод и возможностей по обеспечению кардинального роста бизнеса участников контракта, а отсюда – повышение их рейтингового позиционирования в предпринимательском сообществе. Так, реализация контракта жизненного цикла позволяет заказчику сконцентрироваться на развитии ключевых производственных компетенций и получении выгод в процессах, связанных с эксплуатацией высокотехнологичной продукции, а подрядчику – поднять компетенции и повысить эффективность в области проектирования, производства, сервиса и модернизации высокотехнологичной продукции.

В свою очередь, осуществление эффективного взаимодействия участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции при её эксплуатации позволяет и заказчику, и подрядчику сформировать уникальную базу сведений о соответствии продукции требованиям интегрированного потребительского запроса заказчика, а также приобрести опыт по реализации совместных действий, которые направлены как на улучшение характеристик продукции, так и на повышение эффективности процессов её обслуживания, ремонта и модернизации.

Вызовы современной мировой экономики определяют собой неуклонное стремление как заказчика, так и подрядчика к совершенствованию ведения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции за счёт прорывного роста производственно-технологического, инвестиционного, а главное, интеллектуального потенциала.

Тем самым обретает объективное воплощение третий закон диалектики – закон отрицания, выражающий собой механизм стимулирования участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции к целенаправленным действиям: во-первых, в отношении формирования организационно-управленческой структуры, обеспечивающей стабильное и устойчивое развитие бизнес-деятельности; во-вторых, в аспекте постоянного совершенствования и развития производственных систем; в-третьих, в целях установления бизнес-партнёрских взаимоотношений, наделённых возможностью осуществления гибкого и адаптивного реагирования на внутренние и внешние воздействия за счёт мультипликативного роста и вовлечённости в него интеллектуального потенциала персонала.

При этом концептуальное построение контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции должно предусматривать правомерность проведения трансформации отдельных положений договора в ответ как на вероятностные изменения рыночной конъюнктуры, так и на возникающую необходимость внесения коррективов в интегрированный потребительский запрос заказчика на высокотехнологичную продукцию, обусловленную целесообразностью осуществления её апгрейда в случае появления новых передовых материалов или иных технических новшеств. По сути дела, становление Института контракта жизненного цикла является явственным выражением третьего закона диалектики – закона отрицания отрицания, определяющим собой диалектическую направленность, поступательность и преемственность развития бизнес-отношений.

Это происходит посредством дизруптивной смены традиционного управленческого мышления в формате «рыночной экономики масштаба», ориентированного на удовлетворение запроса унифицированного потребителя, на радикально отличную парадигму построения бизнеса, которая обусловлена экспоненциальным ростом высокотехнологичной продукции, который сопровождается формированием у конкретного заказчика интегрированного потребительского спроса на её эксплуатационные характеристики и обеспечение единым подрядчиком их сервисного поддержания на протяжении всего жизненного цикла такого рода продукции.

В итоге Институт контракта жизненного цикла представляет собой в рамках понимания сущности закона отрицания отрицания концептуальную платформу для проведения кардинальной трансформации бизнес-отношений между заказчиком и подрядчиком, обеспечивающей получение синергетического эффекта в результате ведения сбалансированной эффективной предпринимательской деятельности на поприще долгосрочного сотрудничества.

Как отметил Клаус Шваб в своей книге «Четвёртая промышленная революция», «ключевая идея здесь – «совместно». И далее: «В мире, где больше нет ничего постоянного, одной из важнейших ценностей становится доверие. Доверие можно заслужить и сохранять только при том условии, что те, кто принимает решения, являются естественной частью сообщества и принятие решений всегда осуществляется в общих интересах, а не в погоне исключительно за достижением личных целей».



Представленное в виде тетраэдра (см. рисунок) пространственно-структурное отображение архитектоники коннективной модели воплощения лучшей практики интеграционного построения и ведения долгосрочных и устойчивых бизнес-отношений участников в формате Института контракта жизненного цикла даёт наглядное представление о его соотнесении с предметно выраженной содержательной сущностью трёх законов диалектики. При этом триединое взаимоувязанное действие законов диалектики обретает своё зримое выражение в качестве своего рода центра (позиция d) коннективности (связность, сочленение элементов системы, их способность к взаимодействию, приводящему к функциональной целостности системы. – Ред.) как основание вертикальной оси Z, определяющей целевую направленность построения Института контракта жизненного цикла в аспекте формирования целостной системы методологических и методических принципов лучшей практики интеграционного ведения бизнеса на протяжении всего жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

По существу, выстраивание бизнес-партнёрских отношений в формате Института контракта жизненного цикла в виде устойчивой тетраэдрической пирамиды, в основе которой лежит принцип коннективности, раскрывает собой гибкую и пропорциональную диалектическую платформу кардинальных преобразований парадигмы ведения корпоративного бизнеса, обеспечивающих эффективное управление полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции в эпоху динамично трансформирующейся бизнес-среды.

Отсюда проистекает далеко идущий вывод: институциональная архитектоника коннективной модели управления предстаёт концептуальным положением, предопределяющим успешность построения предпринимательской деятельности на основе фундаментального единства воплощения как лучшей практики корпоративного управления корпорацией в качестве необходимого условия, так и лучшей практики ведения бизнеса в формате контракта жизненного цикла в качестве достаточного условия.

Здесь просто нельзя не заметить своего рода проявления структурной гармонии устройства «природы вещей» хотя бы уже потому, что в основе кристаллической решётки алмаза также лежит центрированный тетраэдр.

Заключение контракта жизненного цикла является весомым стимулом проведения как заказчиком, так и подрядчиком целостной совокупности организационных и производственных действий в отношении определения приобретаемых преимуществ и вероятностных рисков, а также оценки результативности и эффективности предпринимательской деятельности в аспекте надлежащего соответствия продукции интегрированному потребительскому запросу конкретного заказчика. При обнаружении же проблемных обстоятельств определяется необходимость проведения реорганизации, вплоть до полной перестройки всей цепочки создания потребительской ценности продукции.

В результате построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла и заказчик, и подрядчик высокотехнологичной продукции получают уникальную возможность развивать свой бизнес в расчёте на долгосрочную перспективу, находиться в активном состоянии эффективного поиска и совершенствования своей предпринимательской деятельности, приобретать уникальный опыт сотрудничества и коммуникаций, повышать интеллектуальный и творческий потенциал своих сотрудников.

Всё это – в условиях стабильного и прогнозируемого финансово-хозяйственного положения участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции – позволяет им демонстрировать устойчивый рост рентабельности, конкурентоспособности и клиентоориентированности как на рынке товаров и услуг, так и на рынке капитала и труда, повышать стоимость своих брендов, а значит – становиться всё более надёжными и привлекательными для имеющихся и потенциальных партнёров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шваб, Клаус. Четвёртая промышленная революция: перевод с английского / Клаус Шваб. – Москва: Издательство «Э», 2017. – 208 с.
2. Шваб, Клаус. Технологии Четвёртой промышленной революции: [пер. с англ.] / Клаус Шваб, Николас Девис. – Москва: Эскимо, 2018. – 320 с.
3. Блуммарт Т. Четвёртая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Тью Блуммарт, Стефан ван дер Брук при участии Эрика Колтофа; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019, – 204 с.
4. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла // Пульт управления. – 2018. – № 3(37). – С. 46–51.
5. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения // Пульт управления. –2018. – № 4 (38). – С. 54–59.
6. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Концептуальные основы формирования интегрированного потребительского запроса как предмета контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Пульт управления. – 2019. – № 1 (39). – С. 34–37.
7. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Концептуальные основы определения оценки стоимости жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Экономика железных дорог. – 2019. – № 2. – С. 26–32.
8. Посадов И.А., Белинский А.А., Смольников П.С. Институциональная архитектоника построения коннективной модели системы корпоративного управления хозяйственным обществом. // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: Материалы X Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25–27 апреля 2018 г. / Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. Том 5., С. 7–15.
Среда инноваций

Западно-Сибирская магистраль в этом году намерена перейти на цифровой документооборот для экспортных перевозок

Рубрики: Революция 4.0
Новая нефть

Большие данные превратились в ценный актив

Рубрики: Революция 4.0
Кто на новенького
Александр Зажигалкин, начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД»,

В 2019 году будет создана интернет-площадка для взаимодействия по стартапам

Рубрики: Революция 4.0

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Принципы. Жизнь и работа
Рэй Далио
«Принципы. Жизнь и работа». Издательство Манн, Иванов, Фербер 2019 год
Теория поколений. Необыкновенный Икс
Евгения Шамис, Евгений Никонов
«Теория поколений. Необыкновенный Икс». Издательский дом университета «Синергия» 2017 год
От хорошего к великому
Джим Коллинз
«От хорошего к великому». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2007 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100