Оцифровал – выиграл
Илия Димитров
Илия Димитров
общественный омбудсмен по цифровой экономике, член правления «Опоры России»

Оцифровал – выиграл

Экономикой будут управлять динамические прогнозные модели
Цифровизация железнодорожного транспорта даст существенный толчок развитию экономики страны, убеждён Илия Димитров, общественный омбудсмен по цифровой экономике, член правления «Опоры России».

– Цифровизация транспорта является одним из ведущих трендов как в России, так и за рубежом. Все крупные железнодорожные компании движутся в сторону цифровизации. Торговля практически полностью уходит в Интернет. Государственные закупки осуществляются онлайн. Эпоха цифровой экономики уже наступила?
– Нет ещё, конечно! Сейчас по разным отраслям цифровизация достигла от 3 до 10%. Цифровая экономика будет отличаться от существующей тем, что в ней ВВП не будет иметь никакого значения
Вот сейчас, например, производитель сначала производит некое количество товара (к примеру, 100 столов), при этом несёт определённые затраты, а потом пытается их продать. И вот совокупность всех произведённых в стране товаров и даёт тот самый ВВП. В цифровой экономике решение о производстве того или иного количества товара принимается на принципиально новой основе – производится ровно столько товара с определёнными характеристиками, сколько требуется, согласно прогнозу.

– Как это происходит на примере железнодорожного транспорта?
– Роль железнодорожного транспорта в цифровой экономике будет зависеть от того, как будет выглядеть сама эта экономика. Когда все процессы и явления в экономике будут оцифрованы, она станет персонализированной и прогностической.
Спрос, риск и события можно будет прогнозировать. Поэтому поведение покупателей и производителей товаров полностью изменится. Покупатель сможет формулировать запрос на товар с конкретными характеристиками, а производитель будет точно знать, условно говоря, что ему нужно сделать всего два стола – один красный, другой белый – и сотню стульев. И он будет точно знать, когда, куда и кому эти столы и стулья должны быть доставлены. Производитель сможет работать таким образом, построив своё производство на основе таких технологий, как 3D-печать, например. Соответственно, с этим изменятся и все логистические цепочки.
Безусловно, компания «Российские железные дороги» должна делать то, что она делает сейчас, – цифровизировать инфраструктуру, подвижной состав и системы управления, роботизировать поезда, переходить на обслуживание технологических систем «по состоянию».
У нас одна из наиболее протяжённых железных дорог в мире. Безусловно, цифровизация и роботизирование обслуживания такой сложной и протяжённой инфраструктуры может колоссально снизить затраты на её поддержание.
Введение беспилотного движения позволит повысить безопасность и пропускную способность. Цифровизация управления энергетикой тоже важное направление, поскольку энергоэффективность – важный аспект снижения себестоимости. Но это ещё не всё! Одна железная дорога трансформироваться не может. Работа железной дороги зависит от грузопотоков, пассажиропотоков, состояния всей инфраструктуры в целом, от энергетики. То есть цифровизации только одной железной дороги как таковой мало.

– Что ещё нужно?
– Железная дорога должна быть заинтересована в понимании скорости появления того или иного груза в реальном времени и управлении им в виде графовой модели (графовая вероятностная модель – это модель, в которой в виде графа представлены зависимости между случайными величинами, вершины графа соответствуют случайным переменным, а рёбра – непосредственным вероятностным взаимосвязям между случайными величинами. – Ред.), то есть в наличии динамических прогнозных моделей экономики страны. А это невозможно без цифровизации экономики в целом.
Наличие данных и динамических прогнозов экономики позволит РЖД резко сократить временное плечо и наиболее оперативно управлять перевозочным процессом.
Это, в свою очередь, даст возможность РЖД более гибко управлять тарифной политикой и либо вовремя снижать тарифы, либо получать сверхприбыль, то есть становиться более конкурентоспособными. Переход управления железнодорожным транспортом на динамическую прогнозную модель даст существенный толчок развитию не только железнодорожного транспорта, но и всей экономики страны.

– Мы готовы к таким изменениям?
– Пока к ним никто не готов. За исключением, наверное, только трёх компаний – Uber, его конкурента Lyft и «Яндекс.Такси». Они первыми научились использовать данные для построения динамических прогнозных моделей и в режиме реального времени прогнозировать спрос, управлять ценой, предложением и получать за счёт этого сверхприбыль. Все остальные – нет.
Все пытаются, грубо говоря, засунуть старые системы, отрасли и оборудование в компьютер – обвешивают всё датчиками, собирают данные и т.д. А должны стремиться к тому, чтобы управление всеми технологическими и экономическими процессами было построено на основе динамических прогнозов и осуществлялось в один клик на иконке с выбором «да/нет».

Беседовал Лев Кадик
Процесс идёт

Новые подходы к управлению направлены на повышение эффективности работы компании

Рубрики: Развитие компании
Выход к платформам

Цифровая железная дорога: от теории к практике

Рубрики: Развитие компании

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Впереди перемен
Джон Коттер
«Впереди перемен». Издательство «Олимп-Бизнес» 2016 год
Как работать в рабочее время. Правила победы над хаосом
Сергей Бехтерев
«Как работать в рабочее время. Правила победы над хаосом». издательство «Альпина Паблишер», 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100