Кто нужен на рынке труда
Елена Сазонова
Елена Сазонова
главный специалист Департамента по организации, оплате и мотивации труда
Ирина Хромова
Ирина Хромова
начальник отдела организации и нормирования труда Департамента по организации, оплате и мотивации труда

Кто нужен на рынке труда

Профессиональные стандарты являются важным элементом Национальной системы квалификаций
За последние несколько лет в нашем трудовом законодательстве произошли изменения, которые оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения работников и работодателей. В частности, речь идёт о внедрении системы профессиональных квалификаций в России. Это механизм, который должен обеспечить соответствие между интересами работодателей, системой образования и персоналом.

Сегодня в стране ощущается нехватка профессиональных кадров. Мы пожинаем плоды 1990-х годов, когда приоритеты в подготовке кадров менялись в сторону гуманитарных и экономических профессий, а также существенно снизилась рождаемость.

Во многих отраслях сегодня ощущается кадровый голод, зачастую некого брать на работу (особенно это касается отдалённых регионов).

Также необходима новая нормативная база для того, чтобы имеющие подтверждение квалификации в виде сертификата могли бы работать на любом предприятии, в любом регионе, где такие специалисты требуются. Рассматривается также возможность привлечения квалифицированных специалистов из-за рубежа. Такая практика уже действует в авиации не только в России, но и в большинстве зарубежных стран. Выход на международный уровень очень важен – не только мы сможем принимать специалистов из других стран на вакансии в российские компании, но и наши люди получат возможность выходить на международный рынок труда.

Профессиональные стандарты являются важным элементом Национальной системы квалификаций, который позволяет использовать работников сквозных специальностей в разных отраслях и в любом регионе с одинаковой базовой подготовкой.

Сегодня под профстандартом понимается комплекс характеристик квалификации, необходимый работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности или, другими словами, для выполнения определённой трудовой функции.

Являясь многофункциональным документом, профстандарт содержит следующие разделы:
– общие сведения, включающие наименование вида профессиональной деятельности, краткое его описание, отнесение к видам экономической деятельности;
– описание трудовых функций, входящих в профстандарт с указанием их уровня (подуровня) квалификации;
– характеристика обобщённых трудовых функций. Раздел содержит наименование обобщённой трудовой функции, уровень квалификации (разряд, категорию), наименования должностей, вошедших в профстандарт, требования к уровню образования, профессионального обучения, к опыту работы, а также особые условия допуска к работе.

Содержание профстандарта показывает нацеленность на кардинальное повышение профессиональной квалификации персонала за счёт синхронизации потребности работодателей и задач системы образования.

Наша компания занимается разработкой профстандартов практически с момента издания Указа президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Национальным советом на базе объединения работодателей «Желдортранс» в числе первых в стране был создан Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте под председательством заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова. В его состав вошли руководители компании, Московского метрополитена, «Промжелдортранса», Роспрофжела, отраслевых учебных заведений и других организаций. В совете были созданы четыре рабочие группы по сферам деятельности: по разработке профстандартов, по независимой оценке квалификаций работников и внедрению профстандартов, по их применению в системе обучения и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Постановлением Правительства Российской Федерации определён конкретный порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, которого мы придерживаемся в этой работе.

Так, сначала формируется проект профессионального стандарта, согласовывается с причастными железнодорожными подразделениями. Затем начинается сложный процесс экспертизы и общественного обсуждения путём размещения на сайте Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (www.ooorzd.ru), проведения совещаний с представителями объединения «Желдортранс», Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, научных и образовательных организаций.

После этого проект проходит оценку рабочими группами в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (с размещением на его сайте) и в Министерстве транспорта Российской Федерации.

Основные решения в части разработки и внедрения системы профессиональных квалификаций уполномочен принимать Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации.

Иными словами, проверка на соответствие сотрудников их квалификации по должностям и профессиям или сертификация персонала, создание новой системы построения и аккредитации образовательных программ контролируются не только работодателем, но и государством.

В перспективе планируется поэтапная замена профстандартами справочников квалификационных характеристик профессий рабочих, должностей руководителей и других служащих. В отличие от квалификационной характеристики, наименование профстандарта не равно названию должности, так как он охватывает не конкретную профессию, а рассматривает всецело вид деятельности. Например, профстандарт «Руководитель участка производства по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава» включает в себя должности «мастер участка производства», «мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов», «начальник пункта техобслуживания вагонов», «начальник дезинфекционно-промывочной станции».

Или, например, в профстандарт «Специалист по организации процесса эксплуатации, развития и обеспечения работы устройств, аппаратуры автоматики и телемеханики железнодорожного транспорта» входят должности «инженер по эксплуатации технических средств», «технолог», «электроник», «начальник вагона по диагностике объектов инфраструктуры», «начальник лаборатории автоматики и телемеханики».

На текущий момент в ОАО «РЖД» разработано 74 специфичных для железнодорожного транспорта профессиональных стандарта, охватывающих более 620 тыс. работников ОАО «РЖД» по 162 наименованиям профессий и должностей.

До 2020 года планируется разработать профстандарты для всех специфичных для отрасли профессий и должностей.

Помимо специфичных, организациями железнодорожного транспорта используются 134 профессиональных стандарта по межотраслевым видам деятельности, разработанных сторонними организациями.

С 2014 по 2018 год в тесном контакте с Минтруда России, причастными отраслевыми советами по профессиональным квалификациям в ОАО «РЖД» проведена экспертиза более 280 проектов профстандартов, разработанных сторонними организациями, по межотраслевым видам деятельности, в 219 из них внесены предложения по изменению.

Цифровизация экономики и транспорта, поддержание конкурентоспособности создают новые ориентиры и требования к кадрам, к их квалификации. Это является мотивацией к созданию новых, перспективных по приоритетным производственным направлениям профессий.

Основными критериями востребованности новых профессий служат:
– массовый и в то же время перспективный характер деятельности;
– ключевое значение в производственном процессе;
– возможность межотраслевого применения.

С учётом этого за два прошедших года разработаны профессиональные стандарты на такие новые профессии и должности, как «монтёр по обслуживанию и ремонту железнодорожной инфраструктуры», «бригадир по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры», «электромеханик железнодорожной инфраструктуры», «мастер и начальник участка по обслуживанию и ремонту железнодорожной инфраструктуры».

Кроме того, в связи с совершенствованием технологии, производственных бизнес-процессов на основании предложений филиалов проведена актуализация профессиональных стандартов «Работник по управлению и обслуживанию локомотива» (добавлена новая профессия «машинист-оператор») и «Специалист по организации управления движением поездов, производства маневровой работы на раздельных пунктах» (добавлена новая должность «дежурный по горочному автоматизированному комплексу»).

ОАО «РЖД» постоянно взаимодействует с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам совершенствования инструментов Национальной системы квалификаций и развитию содержания «Справочника профессий» в области железнодорожного транспорта с учётом приоритетов развития.

В конце июня 2018 года совместно с ВНИИ труда Минтруда России на базе Московского учебного центра профессиональных квалификаций главные инженеры филиалов, ведущие работники, занимающиеся стратегией развития компании, организацией труда, работой с персоналом, с применением форсайта (инновационного инструмента моделирования будущего) пытались провести мониторинг новых, перспективных технологий будущего на железнодорожном транспорте; определить компетенции работников, которые необходимы для обеспечения выполнения данных технологий и которые лягут в основу новых, перспективных профессий и должностей.



В результате работы были определены направления развития отрасли в условиях цифровой экономики, высказаны предложения о потребности в новых высококвалифицированных, всесторонне развитых специалистах.

По мнению участников, в будущем на железнодорожном транспорте потребуются такие профессии, как «оператор системы управления беспилотными локомотивами», «специалист по моделированию производственных процессов в виртуальном пространстве», «оператор беспилотных летательных аппаратов», «архитектор интеллектуальных систем управления», «системный администратор сетей связи, специалист по компетенциям и оценке персонала».

Профессиональным стандартам, как новому инструменту Национальной системы квалификации, отводится очень важная роль.

На их основании будет формироваться кадровая политика; осуществляться управление персоналом, разработка программ обучения работников; проводиться аттестация работников, тарификация работ, присвоение тарифных разрядов, разработка должностных инструкций; устанавливаться система оплаты труда.

После разработки профстандартов по всем отраслям в стране появится реестр наиболее востребованных на рынке труда профессий, и для нас важно, чтобы железнодорожные специальности были на передовых позициях.

Мы осознаём, что начата большая и сложная работа, которая потребует от руководителей и специалистов кадрового блока компании мобилизации усилий, творческого подхода и проявления инициативы.

Вместе с тем мы уверены, что реализация намеченных планов даст реальные положительные результаты, которые будут выражены в привлечении высококвалифицированных кадров, а значит, в повышении производительности труда, улучшении качества услуг и в привлекательности ОАО «РЖД» как работодателя. От этого, безусловно, выиграют все: работодатели, образовательные учреждения, каждый работник в отдельности и, что самое важное, клиент – источник благополучия любого бизнеса.

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Как работать в рабочее время. Правила победы над хаосом
Сергей Бехтерев
«Как работать в рабочее время. Правила победы над хаосом». издательство «Альпина Паблишер», 2018 год
Долг: первые 5000 лет истории
Гребер Дэвид
«Долг: первые 5000 лет истории». издательство «Ад Маргинем», 2016 год
Принципы. Жизнь и работа
Рэй Далио
«Принципы. Жизнь и работа». Издательство Манн, Иванов, Фербер 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100