Связи в Сити
Ирина Ирбитская
Ирина Ирбитская
директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС

Связи в Сити

Транспорт большого города зависит от развития территорий
Общественный транспорт в мегаполисе – это сложная система, включающая в себя сотни маршрутов, десятки мест пересечения различных видов транспорта. Развитие транспортного сообщения внутри города не только закладывает основу экономического развития территории, но и влияет на внешний облик города. Об этом «Пульту управления» рассказала директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Ирина Ирбитская.

– Ирина Викторовна, в последнее время много говорится о трансформации городов, о качественном изменении городских сред. Какая роль при этом отводится транспорту?
– Ни один город нельзя представить без связей – социальных, деловых, личных. Город образуется тогда, когда, во-первых, есть связи и, во-вторых, их много. А транспорт – это тот инструмент, который ускоряет связи. Поэтому ответ на этот вопрос очень прост: города без транспорта не существует.

– Есть ли идеальная транспортная модель, которая бы делала связи в мегаполисе максимально комфортными для людей?
– Идеальной транспортной модели, которая легла бы в основу большого города, не существует. Но есть оптимальные, предполагающие совместное функционирование нескольких уровней транспортных связей.
Первый уровень – транспорт внутриквартальный. Это, например, когда человек может перемещаться в радиусе нескольких сотен метров не только пешком, но и на велосипеде, самокате.
Второй уровень – транспорт внутригородской: метро, трамваи, автобусы.
Третий уровень – внутрирегиональный транспорт. Здесь, чтобы обеспечить связи, нужна уже плотная сеть пригородных поездов, электричек.
Четвёртый уровень связей – межрегиональный и международный.
Мы видим, что сейчас во многих городах происходит включение железнодорожного сообщения в городской транспорт.
Но тут надо понимать, что железная дорога внутри города эффективна тогда, когда она является одним из элементов мультимодальных транспортных связей, а также когда есть необходимый пассажиропоток и достаточный охват станциями.

– Таким успешным проектом признано Московское центральное кольцо: оно постоянно бьёт рекорды по перевозке пассажиров. Уже в следующем году будут запущены первые две линии центральных диаметров. Какой потенциал вы видите в новом формате этих городских электричек?
– Москва в смысле плотности населения город перегретый. Но нельзя сказать, что полностью исчерпаны ресурсы, что железнодорожная система внутри города работает максимально эффективно и некуда расти в части увеличения пассажиропотока. Московские центральные диаметры привлекут тех пассажиров, которые хотели бы преодолеть довольно большие расстояния без пересадок.

– Справедливо ли утверждение, что драйвером для роста числа потенциальных пассажиров и, следовательно, развития разных видов городского транспорта является развитие территорий?
– Есть такое понятие – транзитно ориентированные территории. Это территория, которая занимает 500–800 м в радиусе от станции. И железнодорожная компания может достигать ключевых бенефитов, когда развивается и прилегающая территория.
Исследования показывают, что люди максимально полно пользуются станцией, когда вокруг есть комфортная, благоустроенная и разнообразная городская среда: уличная торговля, рестораны, развлечения, возможность ходить пешком. Но если возле станции появляется один крупный торговый центр, то сначала происходит всплеск пассажиропотока, а со временем произойдёт спад. Люди выбирают другие места, где есть жизнь, не сконцентрированная в одном лишь молле.

– Что подразумевает комплексный подход к развитию территорий вокруг железнодорожных станций?
– Ключевой момент – количество интересантов, которые задействованы в проектах развития транзитно ориентированных территорий.
Сейчас мы видим, что принята финансово-управленческая модель развития транзитно ориентированных территорий, состоящая из трёх бенефициаров: муниципалитет, перевозчик, крупный инвестор.
Однако развитая модель подразумевает участие большего количества групп в разработке проектов. Это муниципалитет, перевозчик, крупные инвесторы, проектные и финансовые институты, эксперты в области развития территорий, представители некоммерческих организаций. Также имеет значение участие малого бизнеса, представленного на этой территории, собственников квартир, находящихся в непосредственной близости к транзитно ориентированным территориям.
Мы понимаем, что договориться всем очень сложно, но это единственный путь для комплексного устойчивого развития городского пространства. Максимальное участие всех интересантов позволяет создать сбалансированную модель, когда чей-то интерес не реализован сильнее, чем интересы других. Это минимизирует подверженность экономическим спадам, а для перевозчиков ещё и создаёт гарантию постоянного пассажиропотока.

Беседовал Виталий Маслюк
Правильный выбор

Болельщики нуждаются в городских электричках

Рубрики: Перевозки
Волгоградская электричка

В городе развиваются интермодальные перевозки

Рубрики: Перевозки
Фигурное катание

МЦК и центральные диаметры как спасение от пробок

Рубрики: Перевозки
Пункт назначения

Куда время заставляет двигаться железную дорогу

Рубрики: Перевозки
Развязать узлы

Как создание ТПУ спасает города от пробок

Рубрики: Перевозки

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100