Пункт назначения

Пункт назначения

Куда время заставляет двигаться железную дорогу
Мария Роженко,
доцент Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ:

Когда мы говорим о транспортной системе будущего, нужно понимать, что в центре развития всегда стоит клиент. Клиент в пассажирских перевозках – пассажир, в железнодорожных перевозках – грузоотправитель. Развитие транспортной системы определяется как минимум двумя группами факторов: изменением технологий и повышением роли маркетинга. Рассмотрим подробнее эти две составляющие.

Технологии
Развитие технологий определяет во многом, как будет функционировать транспортная система. Основными трендами, на мой взгляд, являются:
– развитие безлюдных/беспилотных технологий, целью которых является снижение риска за счёт человеческого фактора и повышения эффективности работы транспортной системы. В качестве примеров можно привести сортировочную станцию Лужская, беспилотный автомобиль «Яндекса», беспилотные пассажирские поезда в Дубае, Сингапуре, Ванкувере;
– повышение энергоэффективности, повышение устойчивости транспортной системы. К примеру, в результате реализации мероприятий программы Roll2Rail ожидается снижение стоимости жизненного цикла железнодорожного подвижного состава более чем на 20%;
– снижение нагрузки на окружающую среду, переход на более экологичные виды транспорта (социальная ответственность). Удивительный и неожиданный факт: автомобилей Tesla Model 3 в США за 2018 год продано больше, чем автомобилей BMW всех серий;
– повышение скоростей передвижения (особенно это актуально в плане развития высокоскоростных магистралей). В Китае уже построено свыше 26 тыс. км высокоскоростных железнодорожных линий и более 10 тыс. строятся в настоящее время (что составляет 2/3 всей протяжённости строящихся высокоскоростных железнодорожных линий). Также высокоскоростные железные дороги строят Турция, Япония, Саудовская Аравия, Великобритания;
– развитие новых видов транспортных услуг, прежде всего в городе (совместное потребление – каршеринг, велошеринг; появление новых транспортных средств индивидуальной мобильности). В Москве, к примеру, за 2018 год пользователями каршеринга было совершено уже более 18 млн поездок, что в три раза больше, чем в 2017 году;
– повышение роли IT в транспортной отрасли и появление новых подходов к планированию. Ярким примером являются развитие и применение BIM-технологий;
– формирование интегрированной интеллектуальной транспортной системы, которая объединяет в себе все возможные транспортные подсистемы и транспортные средства.

Отношения с клиентами
Вторая важная составляющая – изменения интерфейса взаимодействия с клиентом. Действительно, развитие IT открывает невиданные ранее возможности для транспортного комплекса. Сегодня клиент (пассажир/грузоотправитель) хочет минимизировать свои усилия – по прокладке маршрута, покупке билета либо фрахту грузового места, причём основным средством взаимодействия уже сейчас становится мобильный телефон. Отпадает необходимость в бумажном документообороте, а время, затрачиваемое на заключение договора на перевозку, исчисляется минутами. Многие железнодорожные компании осознают это и начинают представлять IT-разработки в этом направлении. К примеру, DB Schenker выпустил приложение, позволяющее зафрахтовать место в вагоне с помощью мобильного телефона в течение 15 минут.
Вторым важным трендом является продолжение развития транспортной системы в сторону полной интеграции разных видов транспорта. Данная концепция в пассажирских перевозках получила название «Мобильность как услуга» (MaaS). IT-приложение позволяет планировать свою поездку и покупать единый билет на весь маршрут с помощью того же самого приложения. Также ведётся работа над развитием индивидуального подхода и проактивного планирования. Представляется, что IT-приложение сможет изменять маршрут в режиме реального времени, если, к примеру, что-то произошло по пути. Оно также будет знать привычки пользователя и подстраиваться под них, к примеру если пользователь любит ездить по городу в дождь на такси, то программа будет сама предлагать заказать такси в плохую погоду. Девизом является подход: Not because you forced to, что означает «свободный выбор потребителя».
Важна и информационная интеграция, подразумевающая удобное согласованное расписание различными видами транспорта, что приводит к минимизации времени ожидания при пересадке. Под этим также подразумевается возможность отслеживать движение транспортных средств в онлайн-режиме, что позволит точно планировать свой маршрут и своё время жителям регионов.
В дальнейшем предполагается интеграция с различными сервисами, к примеру ресторанами, театрами, музеями. То есть, если человек покупает билет в театр в другом городе, система автоматически предложит ему приобрести билет на скоростной поезд/самолёт. Развивается и гибкий подход к тарифному планированию: будут предлагаться индивидуальные тарифы для каждого пользователя. Расчёт стоимости услуг будет производиться в зависимости от характера использования пользователем услуг общественного транспорта, частоты, маршрутов и видов транспорта.
В наше цифровое время обязательно использование единой транспортной карты. Правда, с учётом одной из тенденций цифрового мира – минимизации количества различных карт, которые горожанин должен носить с собой – в ближайшем будущем вполне возможен отказ от стандартного физического носителя, и пользователь сможет оплачивать проезд с помощью брелока, часов или, наиболее вероятно, просто с помощью приложения на мобильном телефоне.


Дмитрий Черненок,
эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации (Управление госпрограмм и бюджетирования):

Транспортная отрасль в силу своих особенностей является обеспечивающей, и без наличия качественной транспортной инфраструктуры – железнодорожной, автомобильной, портовой и т.д. – невозможно развитие экономики страны. Отрасль вносит заметный вклад в развитие страны и напрямую, и косвенно: на долю транспортного сектора в структуре ВВП по итогам 2017 года приходилось более 6,3%, и это без учёта строительства и обслуживания инфраструктуры.
Кроме того, в последние годы идёт активная интеграция российской транспортной системы в различные торговые коридоры, например коридор Европа – Западный Китай, внутри которого конкурируют морские и сухопутные маршруты перевозок. Переориентация российских сырьевых компаний на внешние рынки сбыта бросает вызовы национальной транспортной системе и ОАО «РЖД» в частности.
В указе президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» подчёркивается значимость развития транспортной системы России. В рамках указа был сформирован Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, где особое внимание уделяется развитию железнодорожного транспорта.
Аналогичные цели в ближайшей перспективе будут стоять и перед ОАО «РЖД» в рамках реализации инвестиционной программы, которая является одной из составляющих Комплексного плана. Основные задачи для ОАО «РЖД» на перспективу до 2024 года определены четырьмя федеральными проектами в составе Комплексного плана: «Железнодорожный транспорт и транзит», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» и «Транспортно-логистические центры».
Развитие коммуникаций между центрами экономического роста и формирование высокоскоростной сети позволят повысить мобильность населения страны и инвестиционную привлекательность агломерационных территорий в основном за счёт большего охвата населения в зоне двухчасовой транспортной доступности и расширения рынков труда.
В указе президента особо подчёркнута необходимость развития основных железнодорожных артерий страны – БАМа и Транссиба, которые являются фундаментом развития международного транспортного коридора «Запад – Восток». Их суммарная провозная способность к 2024 году должна составить не менее 182 млн тонн, что в 1,5 раза больше существующей.
Решение задач Комплексного плана в перспективе до 2024 года позволит сократить сроки транзитных железнодорожных контейнерных перевозок как по маршруту МТК «Запад – Восток», так и Европа – Западный Китай в основном за счёт роста скорости транзитного контейнеропотока до 1319 км/сут., а также повысить уровень транспортной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Цели и задачи Комплексного плана увязаны с амбициозными планами грузоотправителей по наращиванию экспорта, а также ожидаемым ростом транзитных контейнерных перевозок. В этой связи среди первоочередных задач для ОАО «РЖД» на ближайшую перспективу видится необходимость расшивки узких мест, протяжённость которых составляет около 8,1 тыс. км, и развитие инфраструктуры в увязке с проектами смежных видов транспорта. В дополнение необходимо продолжать развитие цифровой среды на железнодорожном транспорте, что позволяет за счёт меньшего объёма инвестиций извлекать больше выгоды, повышая эффективность использования инфраструктуры.
Реализация мероприятий Комплексного плана позволит внести колоссальный вклад в развитие экономики страны. Например, только реализация проектов модернизации БАМа и Транссиба и строительства сети ВСМ генерирует значительный объём вклада в ВВП страны за счёт как прямых, так и косвенных эффектов.
Прямые эффекты от реализации проектов создаются за счёт прироста грузо- и пассажиропотоков, экономии времени в пути и высокой капиталоёмкости на период строительства. По итогам реализации проектов дополнительный вклад вносят и эффекты расширения агломераций, роста транспортной доступности, расширение рынков сбыта и конкурентоспособности отечественной продукции за счёт сокращения стоимостных и временных затрат. Это позволяет создать благоприятную среду для повышения инвестиционной привлекательности регионов и страны в целом.

СПРАВКА

По оценке Всемирного экономического форума, Россия занимает 64-е место из 144 возможных по качеству транспортной инфраструктуры.
Однако качественная трансформация российской транспортной системы возможна уже в ближайшие пять лет, считают в Центре стратегических разработок (ЦСР). Её развитие может внести вклад в экономический рост на уровне до +1% к темпам роста ВВП ежегодно. Транспортная система может и должна стать драйвером экономического роста в период до 2035 года. Для этого модель должна отвечать современным социальным, экологическим и технологическим вызовам и максимально содействовать развитию смежных отраслей. Целью развития транспортной системы должно стать повышение доступности территорий страны.
Необходимо в два раза сократить среднее время в пути на общественном транспорте от каждого регионального центра до любого города и крупного села в 60-километровой зоне. За 4,5 часа жители нашей страны должны иметь возможность добраться от каждого регионального центра до ближайшего города-миллионника (сейчас в среднем более 6 часов).
Развитие опорного каркаса потребует формирования национальной сети скоростных автомобильных и высокоскоростных железнодорожных магистралей. До 2024 года должны быть заложены основы создания национальной системы ВСМ. В ЦСР настаивают на том, что уже в 2019 году надо начать строительство ВСМ Москва – Казань, а также Екатеринбург – Челябинск. Обе рассматриваются как участки грузопассажирской ВСМ «Евразия», которая к 2030 году должна соединить европейскую и китайскую сети ВСМ. «Евразия» обеспечит трёхдневный срок доставки грузов электронной торговли между Пекином и Берлином, а главное – кардинально приблизит многие регионы России к глобальным рынкам.
Другая ключевая задача – развитие мультимодальных транспортных узлов (хабов) и подходов к ним. ЦСР предлагает создать 10 крупнейших федеральных хабов, объединяющих не менее трёх видов транспорта на базе портов (например, в Усть-Луге, Тамани, Находке, Сабетте, Мурманске) и на базе аэропортов (например, в Екатеринбурге и Новосибирске). Помимо этого, предлагается сформировать сеть из не менее чем 40 транспортно-логистических центров регионального уровня. Формирование сети хабов должно сопровождаться внедрением современных логистических продуктов, расширением электронного обмена данных, внедрением платформенных технологий документооборота, использованием роботизированных технологий обработки грузов.
Правильный выбор

Болельщики нуждаются в городских электричках

Рубрики: Перевозки
Волгоградская электричка

В городе развиваются интермодальные перевозки

Рубрики: Перевозки
Фигурное катание

МЦК и центральные диаметры как спасение от пробок

Рубрики: Перевозки
Связи в Сити
Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС,

Транспорт большого города зависит от развития территорий

Рубрики: Перевозки
Развязать узлы

Как создание ТПУ спасает города от пробок

Рубрики: Перевозки

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100