Работа за идею

Работа за идею

Волонтёрское движение важно для государства и людей
Нынешний год объявлен в России Годом волонтёра. Армия российских добровольцев насчитывает 3,8 млн человек, из них около 60 тыс. работают в ОАО «РЖД». Начало добровольческому движению в компании положено шесть лет назад – со старта проекта «Эстафета добрых дел» на Южно-Уральской дороге. Участники этого проекта, как и их последователи – команда «Волонтёры БАМа» (Дальневосточная, Восточно-Сибирская, Забайкальская дороги) и отряд ЗабЖД «Дорога добра», – помогают ветеранам и воспитанникам детских домов. Волонтёрами являются не только представители молодёжи, но и работники среднего возраста, а также активные неработающие пенсионеры. «Пульт управления» выяснил историю развития волонтёрского движения в мире.


Без денежного содержания

Впервые широкое волонтёрское движение возникло на Западе в XIX веке и было связано с войнами и строительством железных дорог. В 1861 году в США вспыхнула Гражданская война – за сохранение единства страны и отмену рабства. Она унесла более 600 тыс. жизней, и очень скоро выяснилось, что регулярной армии для победы недостаточно. Президент Авраам Линкольн предложил осуществить набор волонтёров среди гражданского населения. Его особенностью должна была стать полная добровольность вступавших в армию и... отсутствие денежного содержания, взамен которого было введено натуральное довольствие, а чуть позже в качестве вознаграждения обещались земельные наделы. Но подобные меры не привели к увеличению численности солдат, так что в итоге правительство установило обязательные ежемесячные выплаты, но сохранило главное условие волонтёрского движения: добровольный характер службы в вооружённых силах. Впрочем, через год пришлось отказаться и от этого и ввести всеобщую воинскую повинность, но уже к 1870 году о принципах волонтёрства вспомнили в связи с бумом железнодорожного строительства.


Бум железнодорожного строительства

После окончания войны сооружение железных дорог оказалось в руках частных компаний. Их логика была простой: на определённых работах можно использовать массовый труд, не требующий квалификации или профессиональных знаний и умений. Изначальное желание сэкономить вскоре привело к необычным последствиям, так как множество молодых людей получили первый опыт работы, причём весьма сложной технически. Для их обучения прямо на местах были организованы школы и трудовые лагеря. Кроме того, молодёжные христианские организации очень быстро стали проявлять интерес к участию в волонтёрском движении. Точных подсчётов численности этой первой волонтёрской волны не проводили, но в целом на железнодорожных работах трудились около 30 тыс. молодых людей, и многие решили связать свою жизнь с железными дорогами.

Американский историк Марк Стейнберг пишет о том, что у волонтёра всегда было преимущество по сравнению с профессионалом: «У этих людей не было и намёка на трудовую усталость или классовую солидарность. Не зная предстоящих трудностей, они их и не боялись. Целью волонтёров была работа за идею, которая и позволяла им совершать настоящие подвиги на масштабных стройках XIX века».


Все возрасты покорны

В XX столетии положение дел изменилось. Прежде всего труд волонтёров перестал быть непрофессиональным: теперь волонтёрское движение крайне редко привлекалось к тем отраслям, где была бы необходима просто массовая сила, – на смену пришли квалифицированные рабочие. Кроме того, участие волонтёров стало поощряться государством и частными компаниями, а иногда и оплачиваться. Ещё одно важное изменение коснулось «повзросления» волонтёров: сейчас во многих странах это люди среднего возраста, успевшие реализоваться в своей профессиональной области. Неизменным остался религиозный характер участия многих волонтёров, к примеру в США это идейное содержание даже усилилось. Американская социологическая служба сравнивала волонтёрство с опытом взросления – особенно важным для молодых людей, – при этом выделяя два главных качества волонтёрской работы: энтузиазм и целиком добровольный характер. Идейность волонтёров позволяет им преодолевать те трудности, которые иногда могут остановить и профессионалов, а инициативность гарантирует, что волонтёры преданы своему делу душой и сердцем. В социологическом портрете современного волонтёра о нём говорится как о человеке, «который работает не только для других, но и с другими и умеет воспринимать проблемы других как свои собственные». Оказывая помощь безвозмездно, из побуждений человечности, волонтёр повышает и свою самооценку, и качество жизни: по статистике, собранной психологической службой волонтёрских организаций США, волонтёры обладают стабильной и устойчивой психикой.

В XX веке деятельность волонтёров оказалась тесно связана с благотворительными организациями. Для множества людей было очевидно, что государству не хватает своих ресурсов для решения всё новых масштабных проблем. С целью координации движения возникают первые национальные организации волонтёров, объединяющие уже многие тысячи людей. Профессор Марк Стейнберг рассказывает об этом так: «В XX веке наши надежды на государство оказались во многом преданными. Мы не могли рассчитывать на его честность. Мы уже не были уверены в том, что оно в состоянии позаботиться о своих гражданах. И в этом смысле выбор, который совершал человек, становясь волонтёром, сразу освобождал от сомнений. Есть кто-то, кому нужна помощь. Или помогаешь ты – или, к сожалению, никто. Разумеется, волонтёрство не может мыслиться без институтов демократии, гражданского общества и самоуправления. Мы постоянно проводим новые социологические исследования среди волонтёров, просто чтобы понять, может ли человечество выжить, опираясь на свои собственные силы. И главный вывод, к которому мы пришли, стал для нас полной неожиданностью: очень многие люди идут в волонтёры потому, что они сами нуждаются в помощи и могут понять, как она необходима другим. Мы и считаем это солидарностью. Если ты не помогаешь себе сам, то вряд ли тебе поможет кто-то другой, но можно помочь себе, помогая при этом другим. Это, наверное, главное». Напомним, что именно из волонтёрского движения – добровольных отрядов – вырос Российский корпус спасателей, ставший 25 лет назад Министерством по чрезвычайным ситуациям.


Професссиональная подготовка

Сегодня с волонтёрами практически всегда взаимодействуют государственные организации, в чьи задачи входит налаживание максимально эффективной работы, нацеленной на достижение результата. Волонтёров инструктируют профессионалы, с ними работают психологи и социологические службы. Так, перед участием в поисковых или спасательных работах волонтёры получают необходимые знания от медиков и пожарных.

Марк Стейнберг делится своим взглядом: «Наша цель – понять в каждом отдельном случае, что толкнуло человека стать волонтёром именно в этой ситуации, почему он решил принять участие в борьбе с той или иной проблемой. Чем лучше мы будем понимать психологию волонтёров, тем выше шансы на то, что в критической ситуации, когда, возможно, даже государственная власть окажется бессильной, нас спасут именно эти люди. Это забота о нашем будущем». Социологи отмечают, что волонтёры, представляя общество, могут решать некоторые задачи лучше, чем государство. Сам же волонтёрский опыт приносит неожиданные результаты в основной профессии: волонтёры как работники отличаются в целом высокой эффективностью. Волонтёрское движение позволяет множеству людей оказывать помощь напрямую, минуя государственные инстанции. Многие люди, участвовавшие в самых разных волонтёрских проектах, говорили о том, что главное удовлетворение им приносила та польза, которую они приносили нуждавшимся в ней.

Другой важный критерий современного волонтёрства – его периодичность. Большинство благотворительных и волонтёрских организаций предпочитают не столько массовость, сколько постоянство участия волонтёров. Важно, чтобы каждый волонтёр хотя бы раз в неделю посещал дом престарелых. «Понятно, что никто не может и не будет просить его об этом, но на встречах волонтёрских групп мы разъясняем, что такие постоянные (пусть и редкие) контакты ценнее разовых, даже с большим количеством участников, – говорит Стейнберг. – Самая амбициозная волонтёрская программа, над которой мы работаем уже почти десять лет, может быть названа «семейной». Суть её в том, чтобы привлекать к волонтёрству целую семью. Мы уже давно доказали, что это укрепляет семейные отношения, а сейчас внедряем новый проект. Дело в том, что во многих больницах есть дети, оставшиеся без попечения родителей, которым, понятное дело, всё равно необходима семья, и мы предложили отдавать таких детей на стадии ремиссии в приёмные волонтёрские семьи. Речь не идёт об усыновлении или удочерении в обычном смысле слова – слишком уж деликатна ситуация, с которой мы работаем, но несомненно, что помочь таким детям, устроив их в волонтёрскую семью, мы можем».

Пожалуй, самой волнующей страницей современной истории волонтёрского движения является взаимодействие добровольцев с людьми с ограниченными возможностями.

Марк Стейнберг так характеризует современную ситуацию с волонтёрским движением: «Может показаться странным, что в некоторых случаях мы отдаём предпочтение волонтёрам перед профессионалами и берём в наши проекты всех, никому не отказывая и даже особо ценя людей с непростым прошлым, которым понадобилась ресоциализация. В действительности наш менеджмент прост донельзя: те, кто на самом деле хочет чему-то научиться за время волонтёрской службы, сделают это. Всё зависит от личного желания. Формально мы сокращаем расходы, но разница не так уж велика: мы отвечаем за обучение волонтёров, их соответствующее снаряжение и все страховые случаи, которые пусть и очень редко, но всё-таки происходят. Помогаем ли мы в чём-то людям? О да. Волонтёры получают уникальный опыт общения, не совпадающий с привычным социальным пространством. Их группы действуют гораздо ответственнее, чем большинство граждан страны. Я думаю, что волонтёрство в любом его виде делает жизнь человека осмысленнее и осознаннее».


Принцип независимости

Ещё один неизменный принцип волонтёрского движения – его независимость. Волонтёры по-прежнему не могут быть связаны с государственными или правительственными организациями, иначе потеряют свободу действий. Согласно закону о волонтёрских организациях в США и Канаде, волонтёры не могут получать даже снаряжение от государства, только от частных спонсорских компаний. Благодаря этому волонтёрское движение действительно представляет общество в самом полном смысле этого слова. Кроме того, у современных волонтёров есть огромное преимущество перед теми, кто представляет различные профессиональные структуры. Люди, выразившие желание добровольно участвовать в поисково-спасательных операциях или помогать в проведении масштабных мероприятий, по определению не могут быть не приняты на волонтёрскую службу – это отражено в законодательстве.
Сегодня главные принципы волонтёрского движения, изложенные в Хартии волонтёрского движения ООН, таковы: бескорыстие (волонтёр не преследует какую-либо личную выгоду и не ищет материального удовлетворения за свою помощь), целеустремлённость (волонтёр стремится к достижению определённой цели, чтобы добиться изменения к лучшему в жизни других людей) и законность (волонтёр обладает достаточными качествами и средствами, чтобы оказывать помощь другому с его согласия), осмысленность (волонтёр откликается на действительные нужды других людей – это не работа, не хобби или развлечение, но следование осознанной потребности помогать).

Владимир Максаков

Библиотека Руководителя

Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000
Ли Куан Ю
«Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016 год
Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100