Точка притяжения
Александр Баранов
Александр Баранов
исполнительный директор Лаборатории градопланирования им. М.Л. Петровича

Точка притяжения

ТПУ меняют облик городов
В российских городах в настоящее время создаются транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), где жители могут осуществить пересадку на различные виды транспорта. Как правило, ТПУ становятся центром притяжения: здесь строятся офисные и торгово-развлекательные комплексы, жилые кварталы. Как создание транспортно-пересадочных узлов влияет на экономику городов, «Пульту управления» рассказал исполнительный директор Лаборатории градопланирования им. М.Л. Петровича Александр Баранов.

– Александр Сергеевич, какие первоочередные задачи развития города решает создание ТПУ?
– ТПУ – это не просто место пересадки определённого количества людей с одного вида транспорта на другой. Это ещё и пространство коммуникации и взаимодействия жителей города.
В условиях современных трендов цифровой экономики и цифровизации транспортной отрасли на первый план выходит задача создания системы транспортно-пересадочных узлов, а не преобразования отдельных существующих ТПУ. Это становится основой для формирования сбалансированной интермодальной транспортной системы города и агломерации, то есть системы, где каждый вид транспорта выполняет ту роль, в которой он наиболее эффективен. Только после организации комплекса ТПУ целесообразно переходить к поэтапному преобразованию отдельных транспортно-пересадочных узлов.

– Если говорить в целом, то каково влияние ТПУ на экономику города?
– Система узлов решает задачу рационального перераспределения пассажиропотоков с целью сокращения общего времени реализации корреспонденций в городе или агломерации. Выигранное время достаточно легко конвертируется в денежное выражение. Каждая станция скоростного или ускоренного вида пассажирского транспорта является потенциальным ТПУ, а каждый ТПУ является потенциальным подцентром города или агломерации.
Несомненно, преобразование или создание нового ТПУ влияет на рост кадастровой стоимости земли и стоимости недвижимости в зоне его влияния.
Из-за концентрации в одном узле значительных пассажиропотоков становятся востребоваными торговые, деловые, досуговые и туристические функции. Многофункциональная доступность таких территорий становится привлекательной для размещения жилой недвижимости.
Подчеркну, объёмы функции конкретных объектов должны быть пропорциональными объёму обслуживаемых пассажиров и пользователей в зоне влияния ТПУ. Поэтому вполне закономерно, что градостроительное значение отдельных ТПУ фиксируется во многих генеральных планах российских городов. Каждый ТПУ является потенциальным ядром многофункционального городского центра, что, в свою очередь, укладывается в идею полицентрического развития российских городов и агломераций. Создание ТПУ – эффективный инструмент редевелопмента территорий, в том числе промышленных. Сегодня вопрос перепрофилирования промышленных территорий достаточно остро стоит во многих городах России, в том числе Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми и других городах.

– Создание многофункционального ТПУ требует больших затрат. Насколько охотно в создание ТПУ вкладываются инвесторы?
– ТПУ, как и инвесторы, разные. Необходимо подбирать под каждый ТПУ своего сомасштабного инвестора. На сегодняшний день инструменты государственно-частного партнёрства ещё в полной мере не сформированы, особенно в региональных центрах нашей страны. Пока инвесторы охотнее вкладываются в платные автомобильные дороги и мосты.
Надо понимать, что всё-таки ТПУ в первую очередь интересен городу, нежели отдельному инвестору, даже крупному. Бизнес можно заинтересовать, если создание ТПУ значительно повысит доступность его территории или если инвестору будет предоставлена территория в непосредственной близости от ТПУ для размещения общественно-деловой или жилой функции.
Примером может служить Милан, где за счёт инвестора строятся не только ТПУ, но и линия метрополитена.

– Что собой представляют ТПУ за рубежом? Каково их основное отличие, например, от тех, которые активно создаются в Москве?
– Главное отличие – качество транспортно-коммуникационного пространства. Мы видим, что в Москве уровень организации ТПУ растёт по отношению к ранее созданным. В регионах процесс создания ТПУ только набирает обороты, и поэтому вопросу создания качественного транспортно-коммуникационного пространства уделяется недостаточно внимания.

Беседовал Виталий Маслюк
Правильный выбор

Болельщики нуждаются в городских электричках

Рубрики: Перевозки
Волгоградская электричка

В городе развиваются интермодальные перевозки

Рубрики: Перевозки
Фигурное катание

МЦК и центральные диаметры как спасение от пробок

Рубрики: Перевозки
Связи в Сити
Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС,

Транспорт большого города зависит от развития территорий

Рубрики: Перевозки
Пункт назначения

Куда время заставляет двигаться железную дорогу

Рубрики: Перевозки

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100