Точка притяжения
Александр Баранов
Александр Баранов
исполнительный директор Лаборатории градопланирования им. М.Л. Петровича

Точка притяжения

ТПУ меняют облик городов
В российских городах в настоящее время создаются транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), где жители могут осуществить пересадку на различные виды транспорта. Как правило, ТПУ становятся центром притяжения: здесь строятся офисные и торгово-развлекательные комплексы, жилые кварталы. Как создание транспортно-пересадочных узлов влияет на экономику городов, «Пульту управления» рассказал исполнительный директор Лаборатории градопланирования им. М.Л. Петровича Александр Баранов.

– Александр Сергеевич, какие первоочередные задачи развития города решает создание ТПУ?
– ТПУ – это не просто место пересадки определённого количества людей с одного вида транспорта на другой. Это ещё и пространство коммуникации и взаимодействия жителей города.
В условиях современных трендов цифровой экономики и цифровизации транспортной отрасли на первый план выходит задача создания системы транспортно-пересадочных узлов, а не преобразования отдельных существующих ТПУ. Это становится основой для формирования сбалансированной интермодальной транспортной системы города и агломерации, то есть системы, где каждый вид транспорта выполняет ту роль, в которой он наиболее эффективен. Только после организации комплекса ТПУ целесообразно переходить к поэтапному преобразованию отдельных транспортно-пересадочных узлов.

– Если говорить в целом, то каково влияние ТПУ на экономику города?
– Система узлов решает задачу рационального перераспределения пассажиропотоков с целью сокращения общего времени реализации корреспонденций в городе или агломерации. Выигранное время достаточно легко конвертируется в денежное выражение. Каждая станция скоростного или ускоренного вида пассажирского транспорта является потенциальным ТПУ, а каждый ТПУ является потенциальным подцентром города или агломерации.
Несомненно, преобразование или создание нового ТПУ влияет на рост кадастровой стоимости земли и стоимости недвижимости в зоне его влияния.
Из-за концентрации в одном узле значительных пассажиропотоков становятся востребоваными торговые, деловые, досуговые и туристические функции. Многофункциональная доступность таких территорий становится привлекательной для размещения жилой недвижимости.
Подчеркну, объёмы функции конкретных объектов должны быть пропорциональными объёму обслуживаемых пассажиров и пользователей в зоне влияния ТПУ. Поэтому вполне закономерно, что градостроительное значение отдельных ТПУ фиксируется во многих генеральных планах российских городов. Каждый ТПУ является потенциальным ядром многофункционального городского центра, что, в свою очередь, укладывается в идею полицентрического развития российских городов и агломераций. Создание ТПУ – эффективный инструмент редевелопмента территорий, в том числе промышленных. Сегодня вопрос перепрофилирования промышленных территорий достаточно остро стоит во многих городах России, в том числе Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми и других городах.

– Создание многофункционального ТПУ требует больших затрат. Насколько охотно в создание ТПУ вкладываются инвесторы?
– ТПУ, как и инвесторы, разные. Необходимо подбирать под каждый ТПУ своего сомасштабного инвестора. На сегодняшний день инструменты государственно-частного партнёрства ещё в полной мере не сформированы, особенно в региональных центрах нашей страны. Пока инвесторы охотнее вкладываются в платные автомобильные дороги и мосты.
Надо понимать, что всё-таки ТПУ в первую очередь интересен городу, нежели отдельному инвестору, даже крупному. Бизнес можно заинтересовать, если создание ТПУ значительно повысит доступность его территории или если инвестору будет предоставлена территория в непосредственной близости от ТПУ для размещения общественно-деловой или жилой функции.
Примером может служить Милан, где за счёт инвестора строятся не только ТПУ, но и линия метрополитена.

– Что собой представляют ТПУ за рубежом? Каково их основное отличие, например, от тех, которые активно создаются в Москве?
– Главное отличие – качество транспортно-коммуникационного пространства. Мы видим, что в Москве уровень организации ТПУ растёт по отношению к ранее созданным. В регионах процесс создания ТПУ только набирает обороты, и поэтому вопросу создания качественного транспортно-коммуникационного пространства уделяется недостаточно внимания.

Беседовал Виталий Маслюк
Развязать узлы

Как создание ТПУ спасает города от пробок

Рубрики: Перевозки
Держится на КИТах
Анна Комарова, руководитель отдела продаж логистики готовых автомобилей «GEFCO Россия»,

Бизнес по перевозке авто железнодорожным транспортом

Рубрики: Перевозки
Доставить в срок
Максим Тюльпаков, руководитель отдела мультимодальных перевозок и взаимодействия с поставщиками, «GEFCO Россия»,

Перспективы использования железнодорожных решений для FMCG-сегмента

Рубрики: Перевозки
Столичная электричка
Олег Покусаев, директор Центра цифровых, высокоскоростных транспортных систем Российского университета транспорта (МИИТ),

МЦД соединят с метро и МЦК единым билетом

Рубрики: Перевозки
Переходный период

Транспортный коридор на Сахалин должен стать логическим продолжением работ по модернизации Транссиба и БАМа

Рубрики: Перевозки

Библиотека Руководителя

Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000
Ли Куан Ю
«Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016 год
Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100