Человек из 1975 года

Человек из 1975 года

Как БАМ формировал характер железнодорожников
В августе 1974 года началось строительство Байкало-Амурской магистрали. Люди воплощали в жизнь грандиозный инфраструктурный проект – восточную часть Великого Северного железнодорожного пути, задуманного ещё в 1928 году. Они строили уникальную трассу, протяжённость которой от Тайшета до Советской Гавани составляет 4287 км. «Мы строим БАМ – БАМ строит нас» – было такое крылатое выражение. Как строительство магистрали повлияло на формирование характеров её создателей, решил выяснить «Пульт управления».

Почётный железнодорожник Виктор Дьяков помнит БАМ от первого колышка и укладки «золотого звена» на разъезде Балбухта до нынешних дней. За эти десятилетия он кем только не работал, но неизменно на Байкало-Амурской – лучшей дороге в его жизни. Только в прошлом году, набрав стажа более сорока бамовских лет, он ушёл с должности старшего осмотрщика-ремонтника вагонов пункта технического обслуживания Северобайкальск.

На БАМ Виктор Дьяков приехал вместе с родителями из-под Томска, где его отец Иван Климентьевич в составе СМП-338 строил одну из железнодорожных веток. Как только было принято решение проложить магистраль от Байкала до Амура, семья вместе с другими, такими же отчаянными энтузиастами отправилась на ударную стройку. На станции Ния-Грузинская, как её тогда называли, как раз создавался ставший потом известным на всю страну СМП-581, давший БАМу несколько Героев Соцтруда. Вот сюда и прибыли Дьяковы. Десятый класс Виктор к тому времени ещё не окончил, а потому среднее образование пришлось завершать в вечерней школе. Учителей привозили из Звёздного на вертолёте, а на госэкзамены выпускников повезли на громоздком и тряском «Урале».

Первая запись в его трудовой книжке датирована 15 октября 1975 года – «ученик электрика СМП-581 треста «Нижнеангарсктрансстрой». На более серьёзную должность 16-летнего паренька было не оформить. Так начиналась бамовская биография Виктора Дьякова.

Затем его перекинули рабочим на склад, а ещё через несколько месяцев руководство поезда решило, что парню нужно получить настоящую рабочую специальность и направило Виктора учиться на газоэлектросварщика в город Шелехов Иркутской области. Через год вернулся, а тут передислокация поезда в Северобайкальск. Подцепили к трелёвщику вагончик и поехали на новое место. В этом вагончике, кстати, и комсомольско-молодёжную свадьбу справили, когда спустя несколько месяцев к Виктору из Шелехова приехала невеста Светлана.
«Сделали пристройку из большой армейской палатки, чтобы побольше гостей вместилось, вот и все наши свадебные апартаменты. Но столько тёплых, искренних поздравлений я, пожалуй, больше не услышу», – с грустью в голосе вспоминает Дьяков.

Дух той эпохи, настоящей дружбы, таёжного братства не забывается и спустя десятилетия. По его словам, люди были совсем другие – добрые и сплочённые. Если у кого-то праздник, натягивали тент между вагонами и праздновали. Если у кого-то беда, так же дружно приходили на помощь. Совсем иная атмосфера была.

Молодые легки на подъём. Вот и Дьяков не отказывался от трудной работы. Когда потребовались рабочие руки, чтобы прорубить просеку к самому первому Мысовому тоннелю для прокладки технологической дороги, Виктор перешёл в бригаду вальщиков леса Владимира Волкова. Сначала был напарником бригадира, помогая валить вековые деревья, потом и сам сдал экзамен на вальщика и получил персональную бензопилу. Выучиться помог отец, он ведь тоже вальщиком был. Так несколько месяцев рядом работали.

А после просеки и пилорамы пришла повестка в армию. У Виктора и Светланы к тому времени родилась дочь, вот-вот должен был появиться на свет второй ребёнок. «Призыв уже заканчивался, все, как говорится, хорошие места заняты, а нас, бамовцев, человек 15 – ребята на все руки мастера: водители, трактористы, плотники, столяры, сварщики, каменщики… Вот и «угадали» в стройбат в Комсомольск-на-Амуре строить какой-то секретный завод», – вспоминает Виктор Иванович. Но служить ему довелось всего несколько месяцев: став дважды отцом, Дьяков демобилизовался.

А после в его жизни был разъезд Балбухта – тот самый, где сомкнулись рельсами Восточный и Западный участки БАМа, где было уложено «золотое звено». После армии Виктору сразу сказали, что очень нужны люди на звеносборку. Так он стал монтёром пути в бригаде Славы Бритикова. Вместе со всеми работал на звеносборке, а бригада знаменитого Героя Соцтруда Александра Бондаря их укладывала. Участок приковывал внимание всей страны. И вот 29 сентября 1984 года, когда на Балбухте встретились две бригады путеукладчиков – Александра Бондаря и Ивана Варшавского, которые столько лет шли навстречу друг другу, Виктор Иванович оказался в числе почётных пассажиров поезда, который прибыл на торжественную укладку последнего звена. «Приехал на праздник и лётчик-космонавт Валентин Лебедев. Заходим в вагончик, а там столы накрыты: чашки с чёрной икрой, кружки сливочного масла, хлеб, ну и, естественно, водка, коньяк. Как говорится, ничего лишнего, но с бамовским размахом», – улыбается Виктор Иванович.

Северобайкальск не отпустил Виктора Дьякова и после окончания строительства БАМа. В 1992 году он устроился в вагонное депо и пошёл по второму кругу: плотник, проводник, слесарь по ремонту подвижного состава, осмотрщик-ремонтник вагонов, старший смены. За четверть века через его руки прошли многие тысячи грузовых и пассажирских вагонов. К медали за строительство БАМа и Золотому знаку ЦК ВЛКСМ добавились именные часы начальника дороги, президента ОАО «РЖД». Как считает Виктор Иванович, БАМ сделал из него человека, подарил встречи и дружбу с замечательными людьми. Дети выросли и живут рядом в Северобайкальске. Сам первостроитель до последнего момента откладывал свой уход на заслуженный отдых, хотя по документам и числился пенсионером. Даже прослезился на торжественном собрании коллектива ПТО, когда ему вместе с таким же бамовцем, бывшим работником СМП-581 Михаилом Кульбачным устроили тёплые проводы и вручили благодарности за долгий добросовестный труд. А с другой стороны, появилось больше времени для встреч с такими же ветеранами БАМа. Есть что вспомнить Виктору Дьякову и с бывшим начальником пассажирского депо Юрием Федотовым, с которым когда-то начинал карьеру вагонника, и с первостроителем Николаем Великим, путейцем из Северобайкальской дистанции пути, с ним тоже пересекались дороги. Несмотря на разность характеров, их объединила великая стройка, значимость которой не потускнела и спустя десятилетия. Они люди из 1975 года, так перевернувшего их судьбы.

Сергей Кез

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100