Человек из 1975 года

Человек из 1975 года

Как БАМ формировал характер железнодорожников
В августе 1974 года началось строительство Байкало-Амурской магистрали. Люди воплощали в жизнь грандиозный инфраструктурный проект – восточную часть Великого Северного железнодорожного пути, задуманного ещё в 1928 году. Они строили уникальную трассу, протяжённость которой от Тайшета до Советской Гавани составляет 4287 км. «Мы строим БАМ – БАМ строит нас» – было такое крылатое выражение. Как строительство магистрали повлияло на формирование характеров её создателей, решил выяснить «Пульт управления».

Почётный железнодорожник Виктор Дьяков помнит БАМ от первого колышка и укладки «золотого звена» на разъезде Балбухта до нынешних дней. За эти десятилетия он кем только не работал, но неизменно на Байкало-Амурской – лучшей дороге в его жизни. Только в прошлом году, набрав стажа более сорока бамовских лет, он ушёл с должности старшего осмотрщика-ремонтника вагонов пункта технического обслуживания Северобайкальск.

На БАМ Виктор Дьяков приехал вместе с родителями из-под Томска, где его отец Иван Климентьевич в составе СМП-338 строил одну из железнодорожных веток. Как только было принято решение проложить магистраль от Байкала до Амура, семья вместе с другими, такими же отчаянными энтузиастами отправилась на ударную стройку. На станции Ния-Грузинская, как её тогда называли, как раз создавался ставший потом известным на всю страну СМП-581, давший БАМу несколько Героев Соцтруда. Вот сюда и прибыли Дьяковы. Десятый класс Виктор к тому времени ещё не окончил, а потому среднее образование пришлось завершать в вечерней школе. Учителей привозили из Звёздного на вертолёте, а на госэкзамены выпускников повезли на громоздком и тряском «Урале».

Первая запись в его трудовой книжке датирована 15 октября 1975 года – «ученик электрика СМП-581 треста «Нижнеангарсктрансстрой». На более серьёзную должность 16-летнего паренька было не оформить. Так начиналась бамовская биография Виктора Дьякова.

Затем его перекинули рабочим на склад, а ещё через несколько месяцев руководство поезда решило, что парню нужно получить настоящую рабочую специальность и направило Виктора учиться на газоэлектросварщика в город Шелехов Иркутской области. Через год вернулся, а тут передислокация поезда в Северобайкальск. Подцепили к трелёвщику вагончик и поехали на новое место. В этом вагончике, кстати, и комсомольско-молодёжную свадьбу справили, когда спустя несколько месяцев к Виктору из Шелехова приехала невеста Светлана.
«Сделали пристройку из большой армейской палатки, чтобы побольше гостей вместилось, вот и все наши свадебные апартаменты. Но столько тёплых, искренних поздравлений я, пожалуй, больше не услышу», – с грустью в голосе вспоминает Дьяков.

Дух той эпохи, настоящей дружбы, таёжного братства не забывается и спустя десятилетия. По его словам, люди были совсем другие – добрые и сплочённые. Если у кого-то праздник, натягивали тент между вагонами и праздновали. Если у кого-то беда, так же дружно приходили на помощь. Совсем иная атмосфера была.

Молодые легки на подъём. Вот и Дьяков не отказывался от трудной работы. Когда потребовались рабочие руки, чтобы прорубить просеку к самому первому Мысовому тоннелю для прокладки технологической дороги, Виктор перешёл в бригаду вальщиков леса Владимира Волкова. Сначала был напарником бригадира, помогая валить вековые деревья, потом и сам сдал экзамен на вальщика и получил персональную бензопилу. Выучиться помог отец, он ведь тоже вальщиком был. Так несколько месяцев рядом работали.

А после просеки и пилорамы пришла повестка в армию. У Виктора и Светланы к тому времени родилась дочь, вот-вот должен был появиться на свет второй ребёнок. «Призыв уже заканчивался, все, как говорится, хорошие места заняты, а нас, бамовцев, человек 15 – ребята на все руки мастера: водители, трактористы, плотники, столяры, сварщики, каменщики… Вот и «угадали» в стройбат в Комсомольск-на-Амуре строить какой-то секретный завод», – вспоминает Виктор Иванович. Но служить ему довелось всего несколько месяцев: став дважды отцом, Дьяков демобилизовался.

А после в его жизни был разъезд Балбухта – тот самый, где сомкнулись рельсами Восточный и Западный участки БАМа, где было уложено «золотое звено». После армии Виктору сразу сказали, что очень нужны люди на звеносборку. Так он стал монтёром пути в бригаде Славы Бритикова. Вместе со всеми работал на звеносборке, а бригада знаменитого Героя Соцтруда Александра Бондаря их укладывала. Участок приковывал внимание всей страны. И вот 29 сентября 1984 года, когда на Балбухте встретились две бригады путеукладчиков – Александра Бондаря и Ивана Варшавского, которые столько лет шли навстречу друг другу, Виктор Иванович оказался в числе почётных пассажиров поезда, который прибыл на торжественную укладку последнего звена. «Приехал на праздник и лётчик-космонавт Валентин Лебедев. Заходим в вагончик, а там столы накрыты: чашки с чёрной икрой, кружки сливочного масла, хлеб, ну и, естественно, водка, коньяк. Как говорится, ничего лишнего, но с бамовским размахом», – улыбается Виктор Иванович.

Северобайкальск не отпустил Виктора Дьякова и после окончания строительства БАМа. В 1992 году он устроился в вагонное депо и пошёл по второму кругу: плотник, проводник, слесарь по ремонту подвижного состава, осмотрщик-ремонтник вагонов, старший смены. За четверть века через его руки прошли многие тысячи грузовых и пассажирских вагонов. К медали за строительство БАМа и Золотому знаку ЦК ВЛКСМ добавились именные часы начальника дороги, президента ОАО «РЖД». Как считает Виктор Иванович, БАМ сделал из него человека, подарил встречи и дружбу с замечательными людьми. Дети выросли и живут рядом в Северобайкальске. Сам первостроитель до последнего момента откладывал свой уход на заслуженный отдых, хотя по документам и числился пенсионером. Даже прослезился на торжественном собрании коллектива ПТО, когда ему вместе с таким же бамовцем, бывшим работником СМП-581 Михаилом Кульбачным устроили тёплые проводы и вручили благодарности за долгий добросовестный труд. А с другой стороны, появилось больше времени для встреч с такими же ветеранами БАМа. Есть что вспомнить Виктору Дьякову и с бывшим начальником пассажирского депо Юрием Федотовым, с которым когда-то начинал карьеру вагонника, и с первостроителем Николаем Великим, путейцем из Северобайкальской дистанции пути, с ним тоже пересекались дороги. Несмотря на разность характеров, их объединила великая стройка, значимость которой не потускнела и спустя десятилетия. Они люди из 1975 года, так перевернувшего их судьбы.

Сергей Кез

Библиотека Руководителя

Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000
Ли Куан Ю
«Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016 год
Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100