Доставить в срок
Максим Тюльпаков
Максим Тюльпаков
руководитель отдела мультимодальных перевозок и взаимодействия с поставщиками, «GEFCO Россия»

Доставить в срок

Перспективы использования железнодорожных решений для FMCG-сегмента
Аббревиатура FMCG (Fast Moving Consumer Goods) в нашей стране означает «товары повседневного спроса», которые стоят относительно дёшево и быстро продаются. Для потребителя главное, чтобы необходимый товар всегда был доступен по приемлемой цене. Для производителя товара важно сократить издержки на транспортировку и обеспечить наличие товара в точке продаж точно в срок, не допуская того, чтобы полка опустела. Основной же задачей транспортной или логистической компании является полное удовлетворение потребностей производителя и потребителя в своевременной и качественной доставке товара.


Конкуренция железнодорожного и автомобильного транспорта для клиентов этого сегмента

Опыт компании GEFCO показывает, что большинство мировых концернов для доставки своих товаров в распределительные сети выбирают автомобильный транспорт. Тем не менее стоит отметить, что автотранспорт выбирают преимущественно в Европе, в России же специалистами компании GEFCO для перевозок грузов сегмента FMCG выбор делается в пользу железнодорожного транспорта.

Существует ряд причин, по которым компании-производители выбирают перевозки автомобильным транспортом. В первую очередь это возможность быстрого заказа транспорта. К примеру, вечером диспетчер отправляет заказ в транспортную компанию, а максимум через сутки уже получает автомобиль под загрузку. Стоимость транспортировки и заказа транспорта довольно легко рассчитать. Существует много популярных интернет-площадок, где можно как рассчитать стоимость перевозки, так и заказать автотранспорт. Автотранспорт обеспечивает высокую скорость доставки груза и его сохранность при перевозке из-за отсутствия соударений.

Перемещение груза автотранспортом можно отслеживать через системы ГЛОНАСС и GPS, а отсрочка платежа, предоставляемая транспортными компаниями, составляет от 60 до 120 дней.

Тем не менее у перевозок автотранспортом есть и недостатки. Это прежде всего высокие риски утери груза в результате угона автотранспорта и вероятность кражи груза из прицепа на неохраняемых стоянках. Существуют также риски утери груза в ДТП или в результате действий недобросовестных водителей и мошеннических схем, в том числе с машинами-двойниками. Среди потенциальных факторов, которые могут сказаться на скорости, стоимости и качестве перевозок автотранспортом, можно назвать сезонные ограничения на «просушку» дорог, налоговые риски, значительную стоимость перевозки на расстояния свыше 5000 км и высокую вероятность срыва срока доставки при перевозке груза на расстояние свыше 5000 км.

Учитывая преимущества и недостатки того или иного вида транспорта, клиент ищет для себя наиболее предпочтительную схему доставки продукции. GEFCO, в свою очередь, предлагает своим клиентам оптимальные варианты доставки. В случае с грузами из сферы FMCG это доставка железнодорожным транспортом.

Для того чтобы железнодорожные решения успешно конкурировали с автомобильным транспортом, необходимо выполнять ряд условий. Главное условие – доступность транспорта под погрузку, как правило, на следующий день после его заказа. Иными словами, у логистического оператора должна чётко работать диспетчерская служба. Это нужно для того, чтобы иметь возможность принять и обработать заказ от клиента в максимально короткий срок, а также передать заказ в транспортную компанию, которая будет предоставлять транспорт для отгрузки товара со склада клиента. Сотрудники GEFCO ежедневно получают большое количество заказов по электронной почте и CRM-системе (Customer Relationship Management) клиента. Таким образом, мы видим второе обязательное условие, при котором железнодорожный транспорт может конкурировать с автомобильным, – это использование исполнителем IT-систем клиента.

Крупные международные корпорации зачастую имеют единые стандарты ведения бизнеса по всему миру, и если компания использует глобально одну IT-систему, в том числе в нашей стране, то для заказа транспорта будет использована именно она. Логистический оператор получает заказы только через эту систему, и если у производителя будет стоять выбор между сменой вида транспорта и отказом от использования своей IT-системы для его заказа, то, вероятнее всего, решение об изменении схемы доставки будет приниматься очень долго. Клиент может отказаться от перевозки своего товара железнодорожным транспортом, даже если такая перевозка экономически более выгодна.



Но вернёмся к доступности транспорта. В современных условиях не все распределительные центры и промышленные площадки клиентов имеют действующие железнодорожные пути. Те производители, которые ими располагают, не всегда ими пользуются: многие железнодорожные пути принадлежат частным компаниям, которые устанавливают цены за подачу-уборку вагонов, отличные от рыночных. Также многие станции, которые имеют подъездные пути, не всегда открыты для работы с контейнерными грузами на железнодорожных путях необщего пользования. Все эти факторы препятствуют доступу грузовладельцев к железнодорожной инфраструктуре и увеличивают недоверие грузовладельцев к железнодорожному транспорту, а также делают неизбежной синергию железнодорожного и автомобильного транспорта (так называемые услуги первой и последней мили).

Ещё один немаловажный фактор – это внутренняя конкуренция железнодорожного транспорта. К примеру, крытые вагоны конкурируют с контейнерами, рефрижераторные сцепы и вагоны-термосы конкурируют с рефрижераторными контейнерами и контейнерами-термосами. Если мы рассматриваем перевозку в вагонах и сравниваем её с перевозкой в контейнерах, то перевозка грузов из сферы FMCG вагонами проигрывает перевозке тех же самых грузов в контейнерах по основному требованию – доступности транспорта под погрузку в кратчайший срок. Трудно подать клиенту под погрузку вагон, если перевозки носят нерегулярный характер. Иными словами, можно забронировать вагон и ждать заказа от клиента или же разместить груз на складе и ждать вагона, но в таком случае плата за простой и за загрузку путей наносит ущерб экономической составляющей перевозки, а дополнительные перегрузки из автомобиля в вагон могут негативно сказаться на качестве груза.

GEFCO предпочитает организовывать перевозки грузов из сферы FMCG для своих клиентов в контейнерах, вагоны используются реже и только по запросу клиента (например, GEFCO осуществляет перевозку напитков в вагонах-термосах). Перевозка груза в крупнотоннажных контейнерах размерами 20 и 40 футов – это форма организации перевозки, наиболее схожая с перевозкой автотранспортом. Перевозка груза в контейнерах по определённым направлениям приемлема в вопросах транзитных сроков, которые сопоставимы с автотранспортными, а также стоимости перевозки. Таким образом, мы видим ещё два обязательных критерия, при которых клиенты GEFCO готовы перейти на железнодорожный транспорт: транзитный срок «от двери до двери» и стоимость перевозки. Клиенты GEFCO получают полную информацию о своих грузах в кратчайшие сроки в режиме реального времени, используя системы GPS и ГЛОНАСС. В случае выбора железнодорожного транспорта клиент должен получить такой же высокий уровень сервиса, и GEFCO готова ему соответствовать.

Высокий уровень сервиса также предусматривает организацию работы с транспортными документами, привычную для клиента при работе с автотранспортом. Поэтому одной из первостепенных задач логистического оператора является обеспечение надёжной и абсолютно прозрачной системы документооборота, что требует особо тщательного отбора подрядчиков для выполнения работ. Просрочка доставки пакета документов или неверно оформленные документы с погрузки или выгрузки могут привести к значительным срокам задержки оплаты транспортных услуг.

Таким образом, можно выделить шесть основных критериев, по которым клиент рассматривает возможность смены транспорта с автомобильного на железнодорожный: максимально быстрая подача транспорта под загрузку после отправки заявки (одни сутки); интеграция IT-систем; транзитный срок «от двери до двери»; оптимальная стоимость перевозки; информационная поддержка на всём пути следования груза; прозрачность организации документооборота.

Клиенты, как правило, отслеживают выполнение этих требований. На каждое условие рассчитывается свой KPI. Суммарные KPI по перевозкам не должны быть ниже 96–98%. Только чёткое выполнение каждого из условий может обеспечить такой высокий уровень сервиса и привлечь дополнительный объём груза из сегмента FMCG на железнодорожный транспорт.

Отметим, что железнодорожный транспорт может предложить ряд преимуществ, которых нет у автоперевозчиков. Это сохранность груза, доставка точно в срок, всепогодный режим. Ниже мы более подробно остановимся на технологии перевозки грузов сегмента FMCG железнодорожным транспортом.


Ценообразование и технологии перевозки грузов сегмента FMCG железнодорожным транспортом

Как было сказано выше, для клиентов важен срок доставки при следовании от двери отправителя до двери получателя. Чтобы обеспечить заявленный транзитный срок, наша компания для каждого клиента разрабатывает подневный, а иногда и почасовой график доставки груза. Для обеспечения выполнения данного графика GEFCO использует доставку груза исключительно в составе контейнерных поездов с фиксированным днём и временем отправления. Это позволяет эффективно конкурировать с автомобильным транспортом на расстояниях от 3000 км. Также на эффективность работы влияет грамотное выстраивание технологической цепочки с участием следующих элементов:
– автомобильный транспорт: подача порожнего контейнера под погрузку, сдача гружёного контейнера на станцию отправления, забор гружёного контейнера на станции назначения, доставка гружёного контейнера клиенту, возврат порожнего контейнера, возврат транспортной документации в оговорённый срок и в заранее оговорённом объёме, контроль погрузки/выгрузки груза в/из контейнера;
– железнодорожные терминалы отправления и прибытия: приём контейнеров с автомобильного транспорта, сдача контейнеров на автомобильный транспорт, выполнение погрузо-разгрузочных работ, хранение контейнеров в ожидании поезда и в ожидании времени для выгрузки у клиента;
– железнодорожная транспортировка от станции отправления до станции назначения: оплата железнодорожного тарифа, предоставление фитинговых платформ.
Для того чтобы обеспечивать максимально возможную частоту отправления и получать хорошие закупочные цены, сотрудники GEFCO проводят постоянный мониторинг состава услуг и цен автоперевозчиков, компаний операторов контейнерных поездов, собственников контейнеров. Помимо этого, регулярно проводится аудит качества услуг подрядчиков. Всё это позволяет достичь высоких результатов в работе. Таким образом, мы имеем актуальные и технологичные решения для наших клиентов, в то же время привлекая дополнительный объём на железнодорожный транспорт. Рост количества контейнерных поездов, в том числе на расстояния до 3000 км, позволит привлечь дополнительный объём груза на железнодорожный транспорт. Мы видим, что данный процесс невозможен без синергии с автомобильным транспортом.

Подводя итог, стоит отметить, что для обеспечения роста объёма перевозок надо снять ограничения с автомобильного транспорта, который осуществляет завоз и вывоз контейнеров с сухопутных контейнерных терминалов. Такие перевозки было бы эффективно стимулировать на законодательном уровне. Подобные меры позволят снизить стоимость перевозки на первой и последней миле, сберечь сеть автомобильных дорог и дать мощный толчок развитию терминалов и прилегающей к ним территории. GEFCO видит большое будущее в перевозках грузов сегмента FMCG по железной дороге.
Развязать узлы

Как создание ТПУ спасает города от пробок

Рубрики: Перевозки
Точка притяжения
Александр Баранов, исполнительный директор Лаборатории градопланирования им. М.Л. Петровича,

ТПУ меняют облик городов

Рубрики: Перевозки
Держится на КИТах
Анна Комарова, руководитель отдела продаж логистики готовых автомобилей «GEFCO Россия»,

Бизнес по перевозке авто железнодорожным транспортом

Рубрики: Перевозки
Столичная электричка
Олег Покусаев, директор Центра цифровых, высокоскоростных транспортных систем Российского университета транспорта (МИИТ),

МЦД соединят с метро и МЦК единым билетом

Рубрики: Перевозки
Переходный период

Транспортный коридор на Сахалин должен стать логическим продолжением работ по модернизации Транссиба и БАМа

Рубрики: Перевозки

Библиотека Руководителя

Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000
Ли Куан Ю
«Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016 год
Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100