Поезда по запросу

Поезда по запросу

Зарубежные модели сезонных пассажирских перевозок
США

В американской глубинке большой популярностью в летний период пользуются поездки на несколько дней в ночных поездах к достопримечательностям соседних штатов.

Дочерний оператор «Американских железных дорог» Crescent ежегодно открывает маршруты межрегиональных поездов со спальными вагонами между Атлантой (столица штата Джорджия) и Гринвиллем в Южной Каролине.

Штат Джорджия известен многими природными и архитектурными достопримечательностями, ради которых сюда приезжают не только из окрестных районов, но и со всей страны. В частности, пассажиры могут посетить Гейнсвилл – место проведения Олимпийских игр 1996 года, горный курорт викторианской эпохи Токкоа (Аппалачи) и Гринвилл – город с неповторимой архитектурой времён становления американской республики.

Правительство штата субсидирует данные маршруты за счёт местного бюджета и даже заключает отдельные партнёрские соглашения с крупными гостиницами, почтовыми отделениями, телефонными станциями и объектами общественного питания, где при предъявлении билета на поезд посетитель может получить скидку или бесплатную услугу.

В любом мегаполисе массовые мероприятия или период отпусков требуют увеличения количества подвижного состава и маршрутов по сложившимся направлениям, а также запуска сезонного сообщения.

Основной перевозчик Нью-Йорка и одноимённого штата NJ Transit уже второй год подряд открывает с 26 июня по 8 сентября маршруты вечерних поездов из мегаполиса к мелким посёлкам на Западном побережье. Летом по направлению к штату Нью-Джерси до Бей-Хеда пригородные поезда ходят с многочисленными остановками, что позволяет разгрузить транспортные потоки в агломерации.

Учитывая низкие тарифы, субсидируемые из регионального бюджета, поезд оказался реальной альтернативой автобусному и автомобильному сообщению. Местные жители уже успели прозвать маршрут «пьяным поездом», поскольку он проходит мимо популярных районов летнего отдыха и развлечений.

Между тем ряд экспертов предлагает продлить практику сезонного железнодорожного сообщения к окраинам агломерации.

Мэр городка Эшбери Парк Джон Мур отмечает: «Пассажиропоток в нашем направлении на самом деле не зависит от времени года. Очень много людей приезжает к нам не только летом, но и в период с сентября по декабрь, много жителей нашего поселения работают в Нью-Йорке и вынуждены добираться туда-обратно на редких рейсовых автобусах».

Пригородная компания не может не согласиться с данными доводами. Как сообщает пресс-служба NJ Transit, в период с 2012 по 2016 год пригородными поездами на этом направлении по выходным дням пользовались в среднем 12,5 тыс. человек в сутки, чуть больший поток наблюдался в главные праздники страны – День независимости (4 июля) и День труда (первый понедельник сентября). В отношении автобусного сообщения ситуация иная – ежедневный пассажиропоток из Эшбери Парк в Нью-Йорк составляет 3600 человек при населении города 16 тыс. человек.

В последний понедельник мая американцы поминают погибших во всех войнах и вооружённых конфликтах, посещают мемориалы и воинские кладбища. Ветераны боевых действий в течение праздничной недели имеют право на бесплатный проезд в поездах пригородного и дальнего сообщения по всей территории страны. Специальные пригородные поезда к мемориалам и военным музеям назначаются в штатах Нью-Йорк, Нью-Гемпшир, Мичиган, Огайо, Вашингтон, Калифорния и Юта.

Поездка в эти дни приобретает черты классического туристического маршрута: вагоны стилизуются под военную тематику, в ряде случаев даже используют паровозы в качестве подвижного состава.

Американская модель сезонных перевозок в силу особенности структуры управления и низкой конкурентоспособности перед авиацией имеет во многих случаях туристический и рекламный характер. Тем не менее, как показывает случай штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси, такие маршруты имеют потенциал для увеличения пассажиропотока и обеспечения прибыльности железнодорожного транспорта на небольших расстояниях.


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Схожая модель работает и в Великобритании, где железнодорожный транспорт остаётся одним из самых дорогостоящих в Европе.

Путешествие по скоростному маршруту между Лондоном и Эдинбургом (643 км в пути за 4,5 часа) в сидячем вагоне экономкласса обойдётся минимум в 69 фунтов (около 5,5 тыс. руб.). Средняя стоимость поездки, естественно, намного выше. Рельсовый лоукостер Virgin Trains EC, обслуживающий маршрут, проигрывает в ценовом сегменте даже стандартным авиаперевозкам: стоимость авиабилета туда-обратно по тому же маршруту чуть дешевле билета в один конец по железной дороге, при этом время поездки сокращается в 4 раза.

В этой связи сезонные пригородные и дальние железнодорожные перевозки остаются большой редкостью в Великобритании. Единственным постоянно действующим маршрутом сезонного типа является поезд Эксетер – Оукхэмптон, следующий по воскресеньям с 21 мая по 10 сентября к национальному парку Дартмур близ города Плимута, на юго-западе Англии.

На данном маршруте осуществляется четыре рейса в утренние и дневные часы с интервалом в 2,5–3 часа, время в пути составляет 1 час. Стоимость поездки – 5 фунтов стерлингов.

Местечко Оукхэмптон известно первозданной архитектурой времён Римской империи и раннего Средневековья, старинной планировкой улиц и большим количеством магазинов. Перевозчик Great Western Railway предоставляет на месте услуги по прокату велосипедов и сопровождению лиц с ограниченными возможностями.


ИНДИЯ

Масштабы страны и огромные потоки временной миграции в мегаполисы побуждают Индию периодически привлекать дополнительные поезда для доставки пассажиров из больших центров (как правило, студентов и сезонных рабочих) в небольшие города и посёлки.

Сезонное сообщение в Индии осуществляется практически на круглогодичной основе. К этому располагает большое количество государственных и религиозных праздников, когда соединяются целые родовые общины, рассеянные по стране.

На лето 2017 года государственная компания «Железные дороги Индии» назначила более двухсот дополнительных поездов по 33 маршрутам из Дели, Мумбая, Ченнаи, Хейрабада, Сантрагачи и других городов республики. Единственным отличием от сходной модели перевозок на постсоветском пространстве является количество рейсов в одном направлении. Например, по маршруту Коимбатор – Кришнараджапутам с минимальными интервалами ежедневно в летний сезон осуществляется 22 рейса в прямом направлении при трёх в обычное время.

Несмотря на некоторую хаотичность организации транспорта в этой стране, пассажиры имеют возможность получить широкий набор качественных услуг при путешествии на дополнительных поездах наравне с традиционными маршрутами. В частности, предоставляются специальное сопровождение гида-переводчика для иностранцев, предварительный заказ завтраков и обедов в вагонах-ресторанах, а также перевозка багажа в специализированных вагонах.


ЯПОНИЯ

С 20 июля (окончание учебного года) до середины августа японские вокзалы и аэропорты переполнены семейными парами с детьми, путешествующими по стране. Этот период имеет даже специальное название «Обон», когда практически по всем направлениям железных дорог невозможно купить билет даже за неделю вперёд. Японцы заранее планируют поездки, так что уже к середине мая в свободном доступе остаются только самые дорогостоящие билеты.

Многочисленные перевозчики обычных железных дорог и ВСМ самостоятельно решают, исходя из структуры спроса и возможностей оборота составов, каким должно быть количество дополнительных поездов. Например, в сезон-2017 на первенце скоростного движения, Синкансене, на период с 3 июня по 30 сентября сформировано дополнительно 66 скоростных поездов Осака – Токио с остановками у курортных посёлков.

Интенсивность пассажиропотоков при наличии мощного транспортного каркаса в виде скоростных магистралей увеличивает возможности по разгрузке городских агломераций в пиковое время отпусков, но и требует, по замечанию генерального директора МСЖД Жан-Пьера Лубину, большой ответственности и бдительности сотрудников компаний-перевозчиков. Япония в этом отношении является бесспорным лидером.

Демонстрация различных моделей сезонного сообщения в развитых и развивающихся странах мира показывает, что отдельный сегмент пассажирского железнодорожного сообщения существует в привычном представлении далеко не везде. Россия и страны СНГ, Индия и Япония имеют устойчивую систему сезонного сообщения как способ реагирования на возрастающий спрос со стороны пассажиров. США и Великобритания действуют в данном сегменте весьма ограниченно: летние поезда фактически принимают форму традиционных экскурсионных.

Стоит отметить, что именно устойчивое оперативное и стратегическое планирование пассажиропотоков позволяет наиболее рационально и экономно развивать пассажирский комплекс и оценивать состояние дорожной инфраструктуры.

Янош Станкович

Остановка у платформы

Работать надо не над увеличением парка, а над лимитирующими направлениями

Рубрики: Перевозки
Цифровизация ускоряет процессы

Упрощение таможенных процедур помогает делу

Рубрики: Перевозки
Даёшь стране угля

Эксперты обсуждают схемы доставки топлива потребителям

Рубрики: Перевозки
Перераспределение потоков

Российская продукция пользуется спросом на рынках Азии

Рубрики: Перевозки
Восточный ветер

Рост спроса на уголь и металл стимулирует развитие РЖД

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru