Едем за город

Едем за город

Как регионы обеспечивают транспортную доступность соток  
Несмотря на начало календарной осени, дачный сезон ещё продолжается. Ежегодно с середины апреля по середину октября, в зависимости от климатических условий, миллионы россиян традиционно выезжают на свои дачные участки и огороды в близлежащих пригородах.

Дачный образ жизни как один из неизменных атрибутов советского человека не утратил своего мощного социального и экономического значения даже в современных условиях. По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, прошедшей в 2016 году, в стране насчитывалось 1,11 млн га садоводческих, огороднических и дачных участков в 76,3 тыс. обществ и кооперативов, сообщает Росстат. А согласно опросу ВЦИОМа «Лето-2017: отпускные планы и предпочтения россиян», 29% жителей нашей страны предпочитают проводить летний отдых на собственной даче или садовом участке.

В связи с этим железнодорожные пригородные пассажирские перевозки от городской станции к платформе у дачного посёлка остаются весьма востребованными. Во многом это связано с географией садовых товариществ, расположенных возле крупных транспортных артерий.

Традиционно российские регионы осуществляют субсидирование таких поездок для своих жителей, тем самым поощряя развитие домохозяйств и малого бизнеса. Между региональными моделями дачных железнодорожных перевозок существует немало общего (без учёта федеральных льгот, действующих на всей территории страны), но есть и своя специфика.


КРЕПКИЕ ТРАДИЦИИ

В Кемеровской области согласно региональному закону 1997 года «О сезонном предоставлении льгот отдельным категориям граждан на проезд в пригородном сообщении», действующему по сегодняшний день, местная компания «Кузбасс-пригород» должна возить бесплатно пенсионеров по рабочим дням с 1 мая по 1 октября каждого года, а ветеранов труда – ежедневно с 50-процентной скидкой за счёт средств, поступающих из регионального бюджета.

Однако региональные власти в 2011–2015 годах не возмещали в полной мере выпадающие доходы перевозчику. После судебных разбирательств, связанных в том числе с дискриминацией перевозчика через высокие тарифы на электроснабжение, 1 декабря 2015 года было достигнуто соглашение о компенсации потерь «Кузбасс-пригорода» за четыре года в размере 152 млн руб.

В последние два года перевозчик и его основной акционер (49% акций компании находится у Кемеровской области) стараются избегать конфронтации, а количество сезонных поездов увеличивается.

Правительство Кемеровской области использует транспортные льготы в качестве элемента стимулирования мелкого сельскохозяйственного производства в густонаселённом промышленном регионе. Так, с 2015 года по инициативе главы региона Амана Тулеева многодетным семьям и другим социальным группам выдаётся бесплатно мелкий рогатый скот, птица, семена и саженцы фруктовых деревьев. В результате такой поддержки, как свидетельствует Кемеровостат, в 2015–2016 годах был зафиксирован 1,1-процентный рост производства продукции растениеводства и животноводства в личных хозяйствах населения. А доступные билеты на дачные пригородные поезда приводят к тому, что на рынках держатся относительно невысокие цены на продукцию приусадебных хозяйств.

Со своей стороны «Кузбасс-пригород» активно прилагает усилия, чтобы дачники больше пользовались пригородными поездами. С июля 2017 года жители области могут оплатить проезд в электричках при помощи банковской карты на станциях около крупных садоводческих массивов. Безналичными терминалами оснащены 26 из 30 пригородных касс, сообщили в пресс-службе компании.


СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Социально ориентированная модель «дачных» перевозок характерна и для Белгородской области. На территории региона ежегодно заключается трёхстороннее соглашение между правительством Белгородской области, профсоюзами и ключевыми работодателями о форме кооперации в обеспечении социального благополучия граждан. Одним из пунктов регионального коллективного договора выступает регулирование транспортных льгот. Финансирование выпадающих доходов в пользу местного оператора ППК «Черноземье» осуществляется за счёт резервного фонда, формируемого через пожертвования предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В 2017 году, как и на протяжении последних пяти лет, все граждане, прописанные на территории области, получают 80-процентную скидку от стоимости проезда в пригородных поездах от нулевой до шестой зоны маршрутов следования по территории области. Льгота действует с 15 апреля по 29 октября в выходные и праздничные дни. Например, на маршруте Старый Оскол – Валуйки от платформы 615-й км (жилмассив Ублинские Горы) до станции Голофеевка билет на электричку стоит 6 руб. 80 коп. против 58 руб. за поездку на пригородном автобусе на том же маршруте.

На Юго-Восточной дороге делают всё возможное, чтобы привлечь пассажиров на пригородные поезда. Внедрение рельсовых автобусов РА2 на малодеятельных линиях с сентября 2016 года позволило возродить дачные посёлки на линиях Белгород – Готня – Хотмыжск и Белгород – Волчанск, ранее обслуживаемых на паритетных началах местным оператором и Харьковской дирекцией железнодорожных перевозок Южной ЖД. В этом году продолжился вывод из консервации некоторых остановочных пунктов на железной дороге. В июле 2017 года на направлении Готня – Хотмыжск поезда стали вновь осуществлять посадку и высадку пассажиров на 151‑м км у посёлка Борисовка, а также на платформе Красево у села Головчино.



АДРЕСНЫЙ ПОДХОД

Зачастую в России используется адресно ориентированная модель. Как сообщает пресс-служба Северо-Западной ППК, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области пенсионеры и члены многодетных семей по всей территории двух регионов могут пользоваться пригородными поездами для поездки к дачным участкам с 90-процентной скидкой в период с 27 апреля по 31 октября без ограничения длины маршрута и количества поездок.

Также региональные льготники Ленинградской области с 11 августа получили возможность оформлять льготные проездные билеты в терминалах самообслуживания, где принимаются для оплаты банковские карты. Ранее аналогичная схема продажи билетов была внедрена в Санкт-Петербурге. Петербургские пенсионеры уже оценили удобство такой услуги: за семь месяцев текущего года почти 8 тыс. пассажиров оформили проездной документ с помощью карты в терминалах самообслуживания.

На полигоне ранее упомянутой ППК «Черноземье», в частности в Липецкой области, благодаря поправкам в местный закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» ежегодно с 15 апреля по 15 октября все региональные льготники и пенсионеры оплачивают только 10% стоимости поездки на пригородных поездах в пределах пяти тарифных зон. Согласно публикации пресс-службы Липецкого облсовета, в 2017 году законодатели выделили на компенсацию льготных поездок 1 млн руб. На сколько данная сумма покрывает все расходы, будет известно к концу календарного года.

Ещё одним примером социальной ответственности региона можно назвать Томскую область – полигон «Кузбасс-пригорода». Ещё семь лет назад местное законодательное собрание предоставило бесплатный проезд в весенне-осенний период (с 1 мая по 30 октября) для членов многодетных семей и пенсионеров.


ПРИНЦИП 50%

Существует ряд регионов, где дачники отдельных категорий оплачивают половину стоимости проезда. В Калужской области (Центральная ППК) такая скидка даётся ветеранам труда с 1 февраля по 15 октября без ограничения числа поездок и маршрутов следования по всему региону, а в Архангельской, Брянской, Владимирской, Курской, Новгородской, Рязанской и Свердловской областях для той же категории населения льгота действует круглогодично.

Пермская пригородная компания перевозит пенсионеров, ветеранов труда и ветеранов военной службы с такой же скидкой на протяжении всего календарного года.

В начале текущего дачного сезона генеральный директор компании-перевозчика Сергей Канцур рассказывал в эфире местного телеканала, что в Прикамье на апрель – октябрь 2017 года запущено 12 дополнительных электричек к дачным участкам. В стоимость билета входит провоз ручной клади и велосипеда, но если багаж в сумме трёх измерений превышает 180 см или весит более 36 кг, придётся доплатить. «Также в начале сезона мы дарим пассажирам-пенсионерам семена укропа («На дачу – укроп в придачу») на память о поездках нашими поездами», – заметил Канцур.

В Красноярском крае перевозчик «Краспригород» предоставляет возможность оформления льготных билетов в весенне-летний период с указанной скидкой всем пенсионерам, вне зависимости от наличия статуса ветерана труда.

Помимо этого, с 2013 года в начале сезона пригородная компания открывает телефонную линию «Составь своё расписание», где пассажиры пригородных поездов могут оставить свои пожелания и предложения, связанные с количеством вагонов в электричках, временем их отправления и маршрутами движения. По итогам такой линии в этом сезоне были сформированы «сквозные» маршруты поездов, позволяющие без пересадок добираться из правобережных районов Красноярска до дачных посёлков левобережья и обратно.

Особняком в вопросе организации льготного проезда стоит Новосибирская область, где в период с 22 апреля по 22 октября 2017 года ветераны труда и военной службы, а также пенсионеры могут получить 50-процентную льготу, имея при себе целый пакет документов: паспорт, транспортное требование и удостоверение ветерана труда.

В некоторых регионах за льготы на проезд в пригородных поездах тоже нужно побороться. В апреле 2017 года Министерство социальных отношений Челябинской области (Южно-Уральская магистраль) заявило о заключении пятистороннего соглашения между правительством региона, местной дорогой и пригородной компанией, профсоюзами и работодателями по вопросу транспортного сообщения. В соответствии с договором регион обязался выделить 7 млн руб. на дополнительное возмещение выпадающих доходов от дачных перевозок. При этом правила предоставления льготы резко изменились. Скидка 70% на проезд в пригородных поездах предоставляется только пенсионерам по специальным проездным билетам в определённые даты не более 15 дней в месяц при наличии справки председателя правления садового товарищества с 1 мая по 15 октября.

На сегодняшний день российские регионы сформировали три типа моделей субсидирования пригородных сезонных перевозок на железной дороге.

Первая заключается в обеспечении низкой стоимости билета для всех пассажиров с целью поддержания дачного хозяйства как сегмента местной экономики (Кемеровская и Белгородская области). Адресная помощь с оплатой половины стоимости проезда позволяет точечно и экономно разрешать проблему транспортной доступности для наиболее уязвимых групп населения, как это делается в Красноярском и Пермском краях, других регионах страны. Наконец, модель ограниченного субсидирования (Челябинская и Новосибирская области), при которой основные расходы на подтверждение необходимости льготной поездки возлагаются на самого пассажира.

Добавление новых элементов, таких как безналичная оплата проезда, партнёрские программы и различные акции, увеличивают клиентоориентированность пригородного комплекса.

Янош Станкович
Остановка у платформы

Работать надо не над увеличением парка, а над лимитирующими направлениями

Рубрики: Перевозки
Цифровизация ускоряет процессы

Упрощение таможенных процедур помогает делу

Рубрики: Перевозки
Даёшь стране угля

Эксперты обсуждают схемы доставки топлива потребителям

Рубрики: Перевозки
Перераспределение потоков

Российская продукция пользуется спросом на рынках Азии

Рубрики: Перевозки
Восточный ветер

Рост спроса на уголь и металл стимулирует развитие РЖД

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru