Поезд внутреннего пользования

Поезд внутреннего пользования

Проект «Городская электричка», реализуемый во многих крупных городах, – результат сотрудничества железных дорог и компаний-перевозчиков с местными властями
Работа ведётся по трём основным направлениям: развитие маршрутной сети электропоездов, создание удобной инфраструктуры и увязка городских электричек с другими наземными видами общественного транспорта, в том числе в плане тарифов, расширение спектра предлагаемых пассажирам услуг и повышение комфортности поездок.


Набирают обороты

Один из самых успешных проектов – «Городская электричка» в Красноярске. Он стартовал в 2012 году, и тогда электрички пошли по маршруту Базаиха – Красноярск – Мясокомбинат. Уже в 2014-м число пассажиров городской электрички превысило 1 млн человек – в полтора раза больше, чем в 2012 году, на старте проекта. Существенный рост пассажиропотока наблюдался в 2015-м и продолжается в текущем году.

Популярность городской электрички диктовала необходимость развития маршрутной сети, и сегодня она включает в себя три направления: Овинный – Бугач – Красноярск – Енисей – Сады, Красноярск – Бугач – Красноярск-Северный, Красноярск – Енисей – Дивногорск, охватывающие практически все районы краевого центра и город-спутник Дивногорск. В схему движения входят 17 остановочных пунктов на территории Красноярска и 6 – на маршруте от Красноярска до Дивногорска.

Активно развивается и проект «Городской электрички» в Уфе. Изначально поезда на маршруте Дёма – Уфа – Шакша запустили в 2012 году как временные – на время ремонта автодорожной сети в Уфе в 2012 году. Городская электричка, следующая от Шакши до Дёмы и обратно, стала альтернативой для многих жителей Уфы, добирающихся автотранспортом из одной части города в другую.

Основой для реализации проекта послужил проект программы по повышению качества обслуживания пассажиров и обновлению пригородной инфраструктуры, предложенный руководством Башкирии. Железнодорожники поддержали усилия региональных властей.

В 2013 году Башкортостанская пригородная пассажирская компания приступила к реализации нового транспортного проекта, который предусматривал ежедневное движение электропоездов в пределах Уфы. Для этого были разработаны дорожные карты по введению в эксплуатацию станций Дёма и Шакша со строительством транспортно-пересадочных комплексов.

Так сформировался новый транспортный продукт «Толпар»: в сентябре прошлого года электрички вышли на маршрут. Сегодня на нём восемь остановочных пунктов и станций. По участку курсируют семь электропоездов, и они перевозят пассажиров – жителей Калининского, Орджоникидзевского, Октябрьского, Советского и Ленинского районов – из одной части мегаполиса в другую всего за 42 минуты.

В 2011 году Калининградская пригородная пассажирская компания запустила регулярный городской маршрут, который связал входящие в городскую черту Чкаловск и густонаселённый новый район Сельма с центром города. На остановочном пункте Сельма была построена временная платформа на два вагона. Как показала практика, остановка в этом районе востребована: с момента открытия в 2011 году остановочного пункта Сельма пассажиропоток составлял около 120 человек в сутки, на сегодняшний день эта цифра выросла до нескольких тысяч человек. Поездка на электричке по городу является хорошей альтернативой автомобильному сообщению: время в пути до расположенных в центре Северного и Южного вокзалов составляет соответственно 3 и 12 минут вместо минимум 30–40 минут на автобусе.

С 2014 года в Калининграде начал действовать внутригородской маршрут улица Киевская – Северный вокзал, соединивший отдалённый Московский район с центром города. Время в пути рельсового автобуса составляет 12 минут. На автобусе – втрое дольше без учёта пробок.

Год назад городская электричка пришла и в Тамбов. «Для перевозок в Тамбове задействовали 15 поездов. До этого жители пригорода ехали до главного вокзала города и, если им нужно было дальше, пересаживались на автобусы. Однако городской поезд связал противоположные пригороды, позволяя обойтись без пересадок. На весь путь по маршруту уходит 39 минут, из Бокино до Тамбова – 12 минут, от Тамбова до Селезней – 25», – рассказал генеральный директор АО «ППК «Черноземье» Виталий Шульгин.

Все льготы на проезд, существующие в пригородном движении, при этом сохраняются. На их обеспечение власти Тамбовской области направили в прошлом году свыше 220 млн руб.

В Воронеже запуск городского поезда состоялся уже в этом году. При этом столице Черноземья реализация проекта требовалась (а развитие требуется и сейчас) гораздо больше, чем Тамбову: загруженность городских дорог и расстояния здесь существенно больше.

Если ехать от станции Отрожка до Воронежа-1 на электричке, то уйдёт 7 минут, а на автобусе – не меньше получаса. С противоположной стороны города ситуация не лучше. «Совместно с региональными властями мы продлили маршруты поездов от Касторной-Курской и Нижнедевицка. Раньше они ходили до Воронежа-Курского. Оттуда люди разъезжались автобусами, теперь поезда доходят до Воронежа-1. Это существенно экономит время. Изначально это продление было экспериментальным – нужно было посмотреть на его популярность у пассажиров. Планировалось, что поезда будут ходить так до 16 октября, но решено было оставить маршруты более длинными – популярностью у людей они пользуются», – отметил Виталий Шульгин.

Пока в Воронеже городским поездом охвачены только западные пригороды, восток и север обслуживаются в обычном режиме. Железнодорожники не оставляют надежд в будущем связать основные станции. Проект уже есть: ЮВЖД предложила задействовать существующие линии и 23 станции и остановочных пункта. То есть на начальном этапе не потребуется строительства, и при этом в год можно будет перевозить свыше 3 млн человек.


С комфортной пересадкой

Действительно, для развития проектов приходится делать многое в плане создания удобной инфраструктуры.

Так, в 2013 году в Сельме ввели в эксплуатацию постоянную пассажирскую платформу. «Объект построен за счёт средств ОАО «РЖД», – уточнил начальник Калининградской дирекции пассажирских обустройств Антон Ефимов. – В рамках инвестпрограммы выделено около 20 млн руб.».

Красноярская дорога тоже построила две новые посадочные платформы – Водопьянова и Белые Росы, реконструировала платформу на станции Красноярск-Северный. В этом году началось проектирование новой пассажирской платформы Северное шоссе. В целом же перспективный план развития проекта предполагает строительство 13 дополнительных остановочных пунктов в границах Красноярской агломерации.

Расширяющаяся маршрутная сеть и растущий пассажиропоток диктуют необходимость строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). К примеру, на средства городского бюджета в 2014 году был построен ТПУ в районе станции Красноярск-Северный. Сюда подведено шесть автобусных маршрутов, чтобы горожане, проживающие в удалённых от станции жилых массивах, могли делать комфортную пересадку на электричку.

Всего проектом «Городская электричка» предусмотрено строительство 16 ТПУ городского и 6 регионального значения, которые необходимы для оптимизации схемы движения междугородных и пригородных автобусов. Сегодня конечные пункты большинства из них находятся в центре города, что создаёт дополнительную нагрузку на автодороги. После обустройства ТПУ они будут доходить до окраины Красноярска, а далее для передвижения по краевому центру пассажиры смогут воспользоваться городским общественным транспортом: электричкой, автобусом, троллейбусом или трамваем, маршруты которых также будут подведены к ТПУ.

В данный момент, по словам начальника Красноярской региональной службы развития пассажирских сообщений Петра Овсянникова, ведутся активные поиски инвесторов для строительства транспортно-пересадочных узлов.

Как рассказал председатель комитета архитектуры и строительства администрации Калининграда Артур Крупин, сейчас в городе функционируют два ТПУ – Северный и Южный вокзалы, но из-за изменения конфигурации движения их необходимо кардинально реконструировать.

По его словам, в перспективе планируется формирование ещё 9 ТПУ на въездах в областной центр. Первые транспортно-пересадочные узлы должны появиться в Калининграде через 8–10 лет.

Заместитель начальника отдела развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре КЖД Юрий Милютин отметил возможность сформировать систему городской железной дороги, максимально равномерно охватывающей все районы Калининграда.

Это в перспективе позволит соединить с центром города и вокзалами, к примеру, центральный район Калининграда, жилые массивы микрорайонов Сельма и города Гурьевска. Кроме того, будет создана сеть улавливающих парковок на городских окраинах с целью снижения количества автомобилей, использующихся для поездок в центр Калининграда.

Такие парковки уже хорошо зарекомендовали себя в Красноярске. Недавно на станции Красноярск-Северный появилась уже вторая в городе перехватывающая парковка. В декабре 2015-го аналогичная услуга стала доступна на станции Енисей. Следующей будет станция Базаиха.

С открытием парковок у пассажиров появляется дополнительная возможность экономии не только времени, но и средств, ведь услуга предоставляется бесплатно, без учёта времени стоянки автомобиля. Стоимость проезда в городской электричке туда и обратно составляет 38 руб., тогда как платная парковка в центре Красноярска обойдётся в 240 руб. за один рабочий день. Заинтересован в них и город: создание сети перехватывающих парковок позволит снизить нагрузку на автодороги Красноярска.


Единый тариф

Залог успешной реализации проекта – тарифы на городскую электричку. Пермская городская электричка стартовала в 2004 году. Первоначально маршрут протяжённостью 32 км проходил от Лёвшино до Курьи. Электричка связала удалённые Орджоникидзевский и Кировский районы Перми с центром города, стоимость проезда независимо от маршрута поездки составляла 6 руб.

Меньше чем через полгода маршрут следования двух пар электричек был продлён от Лёвшино до станции Голованово, а в 2006 году линия городской электрички пошла ещё дальше – в западном направлении до станции Оверята. В итоге общая протяжённость линии Голованово – Оверята составила 50 км, на ней расположено 8 станций и 14 остановочных пунктов.

С 2004 по 2015 год городскими электричками было отправлено свыше 9,3 млн пассажиров, сумма общих доходов составила почти 17,6 млн руб.
«Городская электричка являлась необходимым видом транспорта. Но в 2008 году мы вынуждены были сократить количество поездов - этому способствовало увеличение автобусных рейсов, маршрутных такси, параллельных маршрутов следования городского электропоезда, – пояснил генеральный директор ОАО «Пермская пригородная компания» Сергей Канцур. – Кроме того, сыграла свою роль высокая, неконкурентная цена проезда (на автобус – 16 руб., на городской электропоезд – 24 руб.). Всё это повлекло за собой уход пассажиропотока на альтернативные виды транспорта».

В Красноярске же в 2014 году установлен единый тариф: независимо от пункта посадки и назначения пассажир платит 19 руб. При этом стоимость проезда в городских автобусах составляет 22 руб., что повышает интерес населения к железной дороге. Расплатиться можно прямо в вагоне, не заходя в кассу. Кроме наличного расчёта, перевозка городских пассажиров осуществляется также по транспортной карте, которая действует на всех видах городского общественного транспорта и используется как пересадочная, что позволяет пассажиру получить скидку при проезде на втором виде общественного транспорта в течение 90 минут.

В апреле 2016-го в проект включён пригородный маршрут Красноярск – Дивногорск протяжённостью 30 км, вследствие чего стоимость проезда на нём снизилась в 2,5 раза. «Теперь на дивногорской линии, как и на всех внутригородских маршрутах Красноярска, действует единый городской тариф – 19 руб. Ранее стоимость проезда составляла 45 руб. Плюс здесь, как и во всех городских электричках, действуют безналичные транспортные карты и система абонементов», – рассказывает генеральный директор ОАО «Краспригород» Олег Федотов.

Стоимость проезда в городской электричке Ростова-на-Дону также сопоставима со стоимостью ростовского общественного транспорта и составляет 17 руб. Со старта проекта в марте услугами железнодорожников воспользовались около 24 тыс. человек.

Северная пригородная пассажирская компания предложила региональному регулятору установить единую стоимость билета на электричку в черте города – 20 руб., чтобы поездка была доступна ярославцам, которые платят такую же цену в городском автотранспорте. «Это почти втрое дешевле, нежели оплачивать внутригородской маршрут по действующему тарифу, – отметил генеральный директор компании Сергей Горюнов. – Если власть пойдёт нам навстречу, мы сможем реально конкурировать на внутригородском рынке пассажирских перевозок с автотранспортом, а городская электричка найдёт своего массового пассажира».

Городская электричка в Ярославле курсирует с мая этого года и связывает пять из шести районов города. Для этого действовавший ранее пригородный маршрут Данилов – Ярославль-Главный продлили до станции Телищево. Теперь каждое утро по расширенному маршруту курсируют электропоезда в обоих направлениях.

Проект «Городская электричка» включён в транспортный заказ Ярославской области, в бюджете которой на нынешний год предусмотрены субсидии для компенсации СППК убытков, возникающих из-за госрегулирования тарифа. Эти средства регион намерен перераспределить с отменённых либо переставших пользоваться большим спросом старых маршрутов на дотирование нового.

К концу года СППК намерена в рамках проекта продлить маршруты ещё восьми пригородных поездов, следующих через Ярославль.
Остановка у платформы

Работать надо не над увеличением парка, а над лимитирующими направлениями

Рубрики: Перевозки
Цифровизация ускоряет процессы

Упрощение таможенных процедур помогает делу

Рубрики: Перевозки
Даёшь стране угля

Эксперты обсуждают схемы доставки топлива потребителям

Рубрики: Перевозки
Перераспределение потоков

Российская продукция пользуется спросом на рынках Азии

Рубрики: Перевозки
Восточный ветер

Рост спроса на уголь и металл стимулирует развитие РЖД

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru