Воспитываем культуру поведения граждан на объектах ОАО «РЖД»
Шевкет Шайдуллин
Шевкет Шайдуллин
вице-президент ОАО «РЖД»

Воспитываем культуру поведения граждан на объектах ОАО «РЖД»

Шевкет Шайдуллин, вице-президент ОАО «РЖД»: «Число несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов ежегодно падает. Так, в 2015 году по сравнению с 2014-м их стало меньше на 28%»
Сегодня, в условиях, когда к качеству железнодорожных перевозок предъявляются повышенные требования, возрастает и спрос к надёжности технических средств, обеспечению гарантированной безопасности движения, что, в свою очередь, по-прежнему остаётся стратегическим направлением работы всего коллектива ОАО «РЖД».

Если обратиться к результатам работы в прошлом году, то нужно констатировать, что целевой показатель безопасности движения, определённый в Транспортной стратегии РФ до 2030 года, в компании выполнен, а принимаемые нами организационные мероприятия в части поддержания функциональной безопасности проводятся в правильном направлении. Так что сегодня можно говорить о достаточно высокой результативности той кропотливой работы, которая проделана в рамках решения задач, поставленных правлением компании в конце прошлого года, в соответствии с теми направлениями, которые заложены в новой Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса в холдинге «РЖД» до 2020 года. Данный документ позволит обеспечить прежде всего повышение надёжности и функциональной безопасности технических средств, входящих в состав объектов инфраструктуры, и подвижного состава и, естественно, снижение вероятности возникновения транспортных происшествий, предупреждение и сокращение травматизма и гибели людей, а также снижение имущественного ущерба субъектов, которые работают в сфере железнодорожного транспорта, и других потерь. На этом я остановлюсь ниже.

В Стратегии определены основные направления деятельности, связанные с реализацией показателей уровня аварийности, утверждённых как раз в Транспортной стратегии РФ до 2030 года.

Но я бы особо хотел обратить внимание на то, что этот документ определяет развитие культуры безопасности в холдинге «РЖД» как одного из ключевых индикаторов эффективности системы менеджмента безопасности движения (СМБД). С этой целью в ОАО «РЖД» утверждена дорожная карта по внедрению культуры безопасности в холдинге на 2016 год, которая содержит мероприятия, направленные в первую очередь на вовлечение персонала в работу по обеспечению безопасности движения поездов. Подчеркну при этом, что культура безопасности для работников ОАО «РЖД» – это результат осознанной и социальной ответственности работников в обеспечении безопасности движения. Ее достижение является приоритетной целью и личной потребностью при выполнении всех работ, влияющих на безопасность движения.

Чтобы объективно подходить к оценке культуры безопасности, нужно исходить из того, что у нас имеет место многоуровневая система управления: есть структурные подразделения на региональном, территориальном уровне, есть центральный аппарат в Москве. Поэтому при поддержании надёжности и безопасности очень важна взаимоувязка всех звеньев управления на всех его уровнях, в том числе в вопросах нормативного характера, технических и др. Очень важно и то, что само существование культуры безопасности невозможно без внедрения так называемой обратной связи. Какие бы сверху ни утверждались нормативные документы и законодательные акты, очень важно, как это воспринимается снизу, способны ли предлагаемые корректирующие меры, направленные на обеспечение безопасности движения, устранять имеющиеся несоответствия. И ещё один немаловажный момент – это создание условий вовлечённости и мотивации всех участников. В нашей новой Стратегии обеспечения гарантированной безопасности мы впервые декларируем политику компании в части обеспечения безопасности таким образом, что вопросы коммуникации и логистики при этом эффективно решались бы не только в разрезе всего нашего общества и государства, но и внутри компании, с каждым конкретным работником. И последнее, что характерно для культуры безопасности, – это прежде всего новые подходы к расследованию происшествий. Мы не ищем виновников, мы ищем причинно-следственные связи этих нарушений и согласно им вырабатываем необходимые мероприятия, разумеется, в соответствии с теми возможностями, которые сегодня имеются в ОАО «РЖД». Сегодня у нас уже есть и некие измерители культуры безопасности. Так, в прошлом году мы провели смотр-конкурс среди специалистов основных ведущих профессий – бригадиров, мастеров, среднего командного состав в части тех параметров, о которых я сказал выше. По пятибалльной шкале оценка оказалась чуть более трёх баллов, то есть нам есть над чем работать.

Мы разработали автоматизированную систему, которая позволяет принципиально оценить уровень человеческого фактора, роль профессиональной подготовки при транспортных происшествиях, а также те отклонения, которые имели место при организации перевозочного процесса. Важно и то, что мы развиваем у себя такую систему, как «Навигатор безопасности», и это ещё одно подтверждение того, что мы за открытость и прозрачность при расследовании любых транспортных происшествий и принятии организационных мер.

Хотел бы остановиться и на таком направлении нашей деятельности, как формирование допуска на инфраструктуру ОАО «РЖД». При этом подчеркну, что в 2015 году согласно приказу Минтранса России в ПТЭ было включено такое понятие, как «потенциально опасный железнодорожный подвижной состав». Благодаря этому владелец инфраструктуры в лице ОАО «РЖД» оказался наделён правом определять угрозу и формировать систему запрета допуска на эксплуатацию подвижного состава. В этих целях в компании сформировались барьерные функции, а с помощью АСУ над перевозочным процессом реализован соответствующий контроль, что позволило исключить допуск на инфраструктуру подвижного состава, не отвечающего действующим нормативам. Введена в действие и методика оценки предприятий по качеству изготовления, модернизации или ремонта грузовых вагонов. Так что можно сказать, что сегодня мы имеем критерий признания предприятий потенциально опасными, при этом соответствующие инструменты работают и направлены на минимизацию остаточных рисков на путях общего пользования.

По результатам прошлого года была разработана дорожная карта обеспечения функциональной безопасности движения по основным производственным блокам – так называемый план действий по управлению рисками по принципу «выявлять и воздействовать». Должен констатировать, что основные внешние риски в области безопасности движения на нашей инфраструктуре ещё достаточно высоки. По-прежнему велика вероятность возникновения транспортного происшествия из-за нарушения технологии безопасной эксплуатации подвижного состава и ремонта потенциально опасной продукции.

Должен отметить, что важнейшей задачей в области минимизации рисков возникновения транспортных происшествий и событий как для владельцев процессов, так и в целом для ОАО «РЖД» является приведение объектов инфраструктуры в состояние, соответствующее требованиям ПТЭ. В ходе проведённой работы идентифицировано более 121 тыс. объектов на путях общего пользования, не соответствующих требованиям ПТЭ. На этот год утверждена программа мероприятий, согласно которой запланировано устранить эти несоответствия на более чем 34 тыс. объектах, а это 30% от общего их числа. В этом году в рамках реализации программы по приведению объектов инфраструктуры и подвижного состава в соответствие с требованиями ПТЭ будет направлено более 140 млрд руб.

К одной из основных причин возникновения рисков я бы отнёс нарушение правил дорожного движения водителями технических средств. Опять же отмечу, что безопасность движения на переездах остаётся одной из наших приоритетных задач. Особенно если учесть, что этому уделялось большое внимание на Госсовете по вопросам обеспечения безопасности движения, а именно в части тех системных мер, которые должны быть направлены на формирование культуры безопасности дорожного движения на территории РФ.

Участие в рабочей группе Госсовета стало для нас основой для подготовки важных мероприятий. В первую очередь мы дополнительно подготовили и утвердили среднесрочные программы по повышению безопасности движения на переездах до 2018 года. В компании достаточно активно и открыто поддерживается развитие культуры дорожного движения через создание эффективной коммуникационной среды, реализацию подходов по предупреждению травматизма на железнодорожном транспорте. И прежде всего отмечу ту работу, которую мы ведём через формирование вспомогательного бренда «безопасность движения». Только в 2015 году на профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий мы направили более 100 млн руб.

Ещё одна серьёзная проблема связана с обеспечением безопасности граждан в зоне движения поездов. Это так называемый непроизводственный травматизм. Для нас это не просто зона риска, а важное направление работы именно по профилактике травматизма граждан. Хотелось бы отметить, что мы активно взаимодействуем с прокуратурой, МВД, Минтрансом, Следственным комитетом, Минздравом и другими федеральными органами. Неотъемлемая часть этой работы касается в том числе внесения изменений в нормативно-правовые акты. Нужно констатировать, что число несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов ежегодно падает. Так, в 2015 году по сравнению с 2014-м их стало меньше на 28%. Однако хотел бы подчеркнуть, что абсолютная цифра травмированных довольно велика – 2895 человек, из них 1947 человек были травмированы смертельно. Но всё же считаю, что целенаправленная профилактическая работа, которая проводится в ОАО «РЖД» по снижению количества несчастных случаев, уже приносит свои результаты и имеет под собой твёрдую почву в виде соответствующих программ, предусматривающих достаточное вложение средств на эти цели.

Так, с 2010 года именно на безопасность граждан в зоне движения поездов, то есть на так называемый непроизводственный травматизм, ОАО «РЖД» направило более 22 млрд руб., а только в прошлом году – 2,5 млрд руб. Добавлю также, что мы не просто проводим профилактическую работу внутри своего коллектива, подкрепляя её целым рядом технологических и технических решений, а рассматриваем её сквозь призму той миссии, которую реализуем с точки зрения воспитания культуры поведения граждан на объектах железнодорожного транспорта. В значительной степени речь тут идёт о повышении уровня информированности населения о возможных опасностях, связанных с движением на железнодорожных путях, и о правилах поведения на объектах инфраструктуры. Главной целью для нас должно стать сокращение происшествий на железнодорожном транспорте, и в первую очередь пострадавших или погибших в границах действия железных дорог.

В связи с этим в компании большое внимание уделяется проведению мероприятий в целях профилактики травматизма граждан.

Отмечу три основных направления, которые проходят здесь красной нитью и являются для нас принципиально важными при реализации наших программ по профилактике травматизма в зоне движения поездов. Прежде всего мы подходим к понятию происшествия как к инструменту при организации обучения правилам поведения на объектах повышенной опасности. Такое обучение не ограничивается общественными бесплатными лекциями и выступлениями, а подразумевает распространение на регулярной основе информации среди общественности о культуре безопасности на железных дорогах. Мы проводим соответствующие разъяснительные кампании во взаимодействии с муниципальными и региональными органами управления.

Второе направление связано с активным контролем за соблюдением законодательных и прочих действующих нормативных документов по безопасности дорожного движения в зоне нашей ответственности. Все случаи их неисполнения мы рассматриваем достаточно серьёзно с определением персональной ответственности, а самое главное – принимаем корректирующие меры по недопущению тяжёлых транспортных происшествий и впредь.

И, наконец, третье направление, которое предусматривает постоянную профилактическую работу по предупреждению травматизма граждан. Мы тщательно отслеживаем, насколько эффективными оказываются принятые нами технические и технологические решения. Это, например, касается строительства, оборудования и ремонта пешеходных переходов и мостов, а главное – ограждения зоны движения поездов. В связи с этим ОАО «РЖД» предложило внести изменения в КоАП РФ в части увеличения штрафа за проход по путям в неустановленных местах – со 100 руб. до 3 или даже до 5 тыс. руб. Ведь сегодня 90% случаев непроизводственного травматизма связано с передвижением граждан в неустановленных местах. Эта законодательная инициатива, кстати, была поддержана участниками VI международного форума «Безопасность на транспорте» в Санкт-Петербурге.

В заключение хотел бы остановиться ещё на одной законодательной инициативе компании, которая предложена в части повышения общего уровня безопасности на транспорте. Конечно, важно, что мы создали рынок транспортных услуг исходя из принципов равнодоступности и конкуренции. Но принципиальный момент в том, что качественный показатель безопасности движения обязателен для всех, независимо от того, кто и с кем взаимодействует. Но сегодня у нас в правовом поле есть пробелы в части регулирования отношений участников перевозочного процесса. Так, в нашем национальном законодательстве до сих пор нет правовых норм, обязывающих участников перевозочного процесса иметь системы безопасности. Положения о подобных системах управления на законодательном уровне утверждены лишь для внутреннего водного и международного воздушного транспорта. Думаю, что и для железнодорожного транспорта подобная новация в законодательстве также будет реализована. Речь идёт о необходимости выработки такого инструмента, который бы подтверждал допуск на инфраструктуру, только при наличии сертификата безопасности, причём не только на пути общего пользования. Это должен быть документ, который бы подтверждал наличие у участника перевозочного процесса системы управления безопасностью. И выдаваться он должен в порядке, установленном национальным законодательством. ОАО «РЖД» инициировало подготовку проекта соответствующих правил по применению системы управления безопасностью через оценку фактора опасности риска, который представлен на рассмотрение госрегулятора.

Остановка у платформы

Работать надо не над увеличением парка, а над лимитирующими направлениями

Рубрики: Перевозки
Цифровизация ускоряет процессы

Упрощение таможенных процедур помогает делу

Рубрики: Перевозки
Даёшь стране угля

Эксперты обсуждают схемы доставки топлива потребителям

Рубрики: Перевозки
Перераспределение потоков

Российская продукция пользуется спросом на рынках Азии

Рубрики: Перевозки
Восточный ветер

Рост спроса на уголь и металл стимулирует развитие РЖД

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru