Выход для города
Александра Курова
Александра Курова
аспирант кафедры логистики ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»

Выход для города

«Грузовые деревни» помогут снять напряжённость движения в мегаполисах
В настоящее время в мировой практике и отечественном бизнесе прослеживается устойчивая тенденция к увеличению объёма и повышению качества логистического сервиса. В связи с этим возрастает необходимость в создании современной логистической инфраструктуры, одним из объектов которой является логистический центр. Создание логистических центров способствует повышению уровня взаимодействия развитых экономик мира, интегрированному управлению товарно-материальными потоками, снижению расходов и сокращению времени на доставку. Развитие логистической инфраструктуры приобретает особую важность для Российской Федерации в связи с изменением её политической и экономической стратегии, процессом формирования российского участка «экономического пояса Шёлкового пути».

Сам термин «логистический центр» является довольно распространённым, и порой под ним понимают любые крупные складские комплексы со стандартным перечнем оказываемых услуг. Однако современные реалии развития российской логистической инфраструктуры диктуют новые требования как к семантике, так и к содержательному наполнению термина «логистический центр». Сегодня он представляет собой более совершенную организацию, характеризуется расширением состава предоставляемых услуг и имеет свои отличительные особенности. На его территории располагается множество резидентов, обеспечивающих весь комплекс логистического сервиса, связанного с транспортировкой, дистрибуцией, складированием, переработкой груза, снабжением, управлением запасами и другими сопутствующими услугами. В комплексный процесс планирования, строительства и эксплуатации логистического центра вовлечено множество структур: правительственные, федеральные, региональные, муниципальные, а также частные инвесторы, девелоперы и логистические операторы. При этом основной задачей логистического центра является эффективная интеграция и координация деятельности всех внутренних его участников, а также внешних производителей и потребителей.

Создание современной сети логистических центров поможет отечественной экономике в решении множества задач:
а) снятие напряжённости с городского движения (логистические центры располагаются вне территории городов, а поскольку для их эффективной работы необходима транспортная доступность, к ним организуются удобные подъезды);
б) повышение эффективности использования земель (востребованная, а потому дорогая городская земля освобождается под новое строительство);
в) уменьшение количества выбросов в атмосферу из-за снижения участия грузового транспорта в городском движении;
г) укрепление конкурентоспособности страны на мировом рынке;
д) решение проблемы занятости населения благодаря созданию значительного количества новых рабочих мест;
е) решение вопроса миграции трудоспособного населения, которое предпочитает работу ближе к месту жительства.

Но главным достоинством логистических центров является то, что они позволяют сократить издержки транспортировки, так как одним из основных принципов их создания является интермодальность.

Зарубежная практика организации логистических центров показывает, что в их создании главным образом заинтересовано государство, вследствие этого оно готово предоставлять необходимые площади под застройку, оснащать землю необходимой инфраструктурой, инвестировать средства в процесс строительства. В России же до сих пор отсутствует программа развития логистических центров, а создание крупных складских комплексов полностью отдано в руки частного предпринимательства. Частные же компании руководствуются зачастую только интересом получения быстрой прибыли и не стремятся создавать современные мультимодальные комплексы, требующие высоких объёмов инвестиций и имеющие продолжительный срок окупаемости.

Реалии современного экономико-политического развития Российской Федерации обостряют необходимость создания и развития логистических центров как фокусных компаний, управляющих товарно-материальными потоками на пути продвижения продукции по новым транспортным маршрутам.

При формировании логистических центров можно ориентироваться на опыт США и западноевропейских стран, добившихся впечатляющих успехов в создании и развитии подобного вида инфраструктуры. Там для обозначения логистических центров, представляющих собой целый интегрированный кластер широкомасштабной логистической и сервисной деятельности с различной транспортной инфраструктурой, на территории или вблизи которого располагается интермодальный терминал, используют термин «грузовая деревня». Подобные логистические центры создают на своей территории альянсы компаний, оказывающих логистические услуги. Кроме того, они располагаются в непосредственной близости от крупных городов, что обеспечивает эффективное решение городских проблем. «Грузовые деревни» оказывают широкий спектр вспомогательных услуг: 24-часовая охрана, телекоммуникационная связь, кафе и рестораны, детские сады, обучение, офисы и конференц-залы, гостиницы, бизнес-услуги (банковское дело, почта), общественный транспорт и другие.

В последние годы в мире было построено множество крупномасштабных «грузовых деревень».

Ярким примером такой «грузовой деревни» является AllianceTexas – крупнейший проект, реализованный американской компанией Hillwood, основанной Россом Перо. Площадь многофункционального комплекса составляет около 7285 га, располагается он в 50 минутах езды к северу от Далласа и в 20 минутах к югу от Форт-Уэрта, штат Техас. Основные сегменты AllianceTexas – это интегрированный логистический центр Alliance Global Logistics Hub, корпоративный центр и жилой микрорайон. Мультимодальный внутренний порт Alliance Global Logistics Hub взаимодействует с грузовым аэропортом, интермодальным терминалом, имеет доступ к двум железным дорогам первого класса – Union Pacific (UP) и Burlington Northern Santa Fe (BNSF), к шоссе и внешнеторговой зоне (FTZ). В AllianceTexas осуществляют свою деятельность более 260 компаний, в том числе 3PL-операторы (BNSF Railway, DB Schenker, DSC Logistics, Exel, FedEx Freight, Performance Team, Ryder, Trans-Trade, UPS Supply Chain Solutions и другие) и известные производители (LG Electronics, General Motors, Coca-Cola, Ford и другие).

Ещё одним показательным примером «грузовой деревни» служит крупнейшая логистическая платформа Европы Logistics Platform of Zaragoza (PLAZA) площадью 1312 га, расположенная в Испании. Она занимает центральное положение между шестью городскими районами на юго-западе Европы (Бордо, Тулуза, Бильбао, Мадрид, Валенсия и Барселона). Территория логистического центра разбита на несколько секторов: аэропорт, железные дороги, зона индустриальной логистики, бизнес-парк, сервис, коммерческий и социальный сектор. Логистическая платформа была задумана для повышения функциональности распределительных цепей и увеличения эффективности деятельности логистических операторов и транспортных компаний.

В России пока единственным масштабным проектом создания «грузовой деревни» является мультимодальный логистический центр в Калужской области. Инвестором является ОАО «Фрейт Вилладж Калуга» при поддержке немецкой Ассоциации «грузовых деревень» DGG в партнёрстве с государственными и муниципальными органами власти. Проект направлен на создание транспортно-логистической инфраструктуры мирового уровня в рамках Московского транспортного узла. Инфраструктура позволяет обрабатывать широкую линейку грузов (как контейнерных, так и конвенциональных), оказывать логистические услуги добавленной стоимости (таможенные, экспедиторские, страховые и другие), а также предоставлять услуги сервисной инфраструктуры (промышленные химчистки, кафе, рестораны, деловые центры, трак-стопы, автозаправочные станции и т.д.).

Данный проект интересен тем, что в настоящее время в России, в частности в Московском регионе, наблюдаются существенные транспортные проблемы, связанные с тем, что многие поставщики стали предпочитать автомобильные перевозки железнодорожным из-за большей маневренности и мобильности автотранспорта. Проблема эта может быть решена снижением нагрузки на автомобильные дороги путём перенесения большей части грузовых перевозок на железные дороги, чему должно способствовать строительство логистических центров вблизи железнодорожных станций с привязкой к стратегически важным районам России, поскольку у производителя появится возможность перевезти груз по железной дороге, а затем переложить его на автомобильный транспорт и распределить по регионам.

Стратегически важными районами для создания логистических центров в формате «грузовой деревни», на наш взгляд, являются крупные транспортные узлы Транссибирской магистрали: Москва – Уфа – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток. Подобная сеть «грузовых деревень» может служить основой формирования интегрированной товаропроводящей сети, позволит скоординировать взаимодействие всех участников поставки в регионах, снизить логистические издержки, повысить эффективность оказания транспортно-логистических услуг, приблизиться к мировым стандартам, создать высокотехнологичную систему управления материальными и сопутствующими потоками.
Правильный выбор

Болельщики нуждаются в городских электричках

Рубрики: Перевозки
Волгоградская электричка

В городе развиваются интермодальные перевозки

Рубрики: Перевозки
Фигурное катание

МЦК и центральные диаметры как спасение от пробок

Рубрики: Перевозки
Связи в Сити
Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС,

Транспорт большого города зависит от развития территорий

Рубрики: Перевозки
Пункт назначения

Куда время заставляет двигаться железную дорогу

Рубрики: Перевозки

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100