Требование времени

Требование времени

Несмотря на то что промышленность активно развивается на нашей планете уже более трёх столетий, о бережливом производстве как цельном понятии человечество задумалось и сформулировало его базовые принципы по историческим меркам совсем недавно. Причём побудительным мотивом стали далеко не самые приятные обстоятельства.

Немногим более 65 лет назад, в 1949 году, японский инженер Тайити Оно занялся разработкой и формулированием принципиально новой производственной системы для компании Toyota, где он работал на достаточно скромной позиции начальника одного из сборочных цехов. Один из сегодняшних символов Страны восходящего солнца – автомобилестроение – зарождалось в сложнейшие времена. Поражение во Второй мировой войне, разрушенная экономика, американская оккупация и конкуренция с развитым заокеанским автопромом, последствия многолетней самоизоляции, недостаток технологий и квалифицированной рабочей силы. Добиться в такой ситуации успеха казалось делом почти безнадёжным, но сегодня весь мир знает о достоинствах японских автомобилей. «Потребность – мать изобретений, а осознание сотрудниками предприятия его потребностей – ключ к успешному развитию производства» – это один из ключевых принципов, сформулированных Оно для известной во всём мире «производственной системы Toyota». Но не только. Это один из постулатов построения всей системы бережливого производства. Не всегда попытки создать её оказываются удачными.

Сегодня это выглядит удивительным, но даже социалистическая система, отличавшаяся высокой материалоёмкостью, непомерной трудозатратностью и страдавшая, особенно в последние годы, от собственной неэффективности, тоже задумывалась о бережливости и рациональности. Уже к середине 1970-х стало очевидно, что экономический рост в СССР сходит на нет, а прежними методами добиться результатов просто невозможно. Именно тогда и начались первые попытки изменить систему народного хозяйства, в том числе заставить её рационально относиться к ресурсам и работать на конечный результат. Впрочем, своё концентрированное политическое воплощение (а без этого реализация чего-либо тогда была невозможна) идея бережливого производства и отношения к ресурсам получила лишь в начале 1980-х. 23 февраля 1981 года в отчётном докладе генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева XXVI съезду партии прозвучала фраза «экономика должна быть экономной…».

Она быстро превратилась в многочисленные лозунги и транспаранты, её затаскали выступающие с различных трибун, до практических же мер по реализации здравых инициатив так и не дошло. А ведь у этого лозунга была и вторая часть, о которой почти сразу забыли: «…таково требование времени».

Вскоре не стало Брежнева, затем страны, а новые реалии отодвинули проблемы рационального хозяйствования на второй план.

Но бережливое производство остаётся требованием времени, ведь без этого невозможно создание конкурентного продукта в любой сфере. И не случайно в посвящённом этой теме номере «Пульта управления» рассказывается о современном опыте американских автомобилестроителей, российских металлургов, энергетиков и, конечно же, железнодорожников.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru