Наука убеждать
Сергей Саратов
Сергей Саратов
начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»

Наука убеждать

Каждый воин должен понимать свой маневр (Суворов)
Производительность труда – один из важнейших показателей эффективности производственной деятельности. Перед экономикой РФ президентом страны поставлена задача к 2018 году увеличить её в 1,5 раза относительно 2009 года. Добиться этого можно за счёт технического переоснащения производства, внедрения нового оборудования и новых технологий, но такие меры требуют значительных средств. Однако есть и другой вариант обеспечить рост производительности труда без существенных материальных затрат – путём совершенствования организации труда.

Падение объёмов погрузки и напряжённость текущего финансового положения компании требуют принятия радикальных мер по снижению эксплуатационных расходов в целом, в том числе и оптимизации численности участников в тех или иных производственных операциях. То есть необходимо более грамотно и рационально использовать трудовые ресурсы, мобилизуя для этого внутренние резервы предприятий.

Одним из действенных инструментов в этом направлении является документирование производственных процессов, когда каждое рабочее место должно быть организовано с применением технолого-нормировочных карт (ТНК). По сути это паспорт рабочего места с детальным описанием рационально организованного трудового процесса.

Применение ТНК позволяет решать целый ряд задач: рационально детализировать и описать технологию выполнения работ в строгом соответствии с действующими техническими документами (инструкциями, правилами, регламентами, картами технологических процессов и т.п.), определить оптимальную норму затрат труда в строгом соответствии с технологией трудового процесса и циклом последовательных (необходимых и достаточных) действий работника, а не тех, что он «исторически» привык выполнять на конкретном участке работы.

Для этого любой трудовой процесс необходимо разделить на составляющие его операции. К примеру, в текущем ремонте локомотива в условиях депо самая крупная степень детализации этого процесса – вид ремонта. Их всего три – от менее объёмного (ТР-1) до самого объёмного (ТР-3). Все они регламентируются определёнными правилами, инструкциями и стандартами.

Когда мы выбираем текущий ремонт локомотива в объёме ТР-3, первый уровень детализации здесь – ремонт крупных узлов: кузова, экипажной части, тяговых и вспомогательных машин и так далее. Если мы пойдём от уровня к уровню по цепочке ремонта, например, электрооборудования, то следующей ступенью детализации станет комплекс трудовых приёмов, например, по ремонту якоря двигателя. И одной из самых элементарных составных частей труда, первичным звеном будет трудовая операция, в частности замер сопротивления изоляции.

В ТНК аккумулируется информация о пооперационной технологии того или иного производственного процесса, фиксируются обоснованные нормы времени на каждую операцию, регламентируется оптимальный количественный и квалификационный состав работников. Кроме того, в карте содержатся сведения о том, какие инструменты и материалы должны использоваться при выполнении конкретной работы, с акцентом на обязательных условиях безопасного труда, а также подготовительных и завершающих мероприятиях.

То есть карты нужны для того, чтобы рабочий имел чёткое представление, что и в какой последовательности он должен делать на своём рабочем месте, как и каким инструментом выполнять те или иные операции, за какое время достигнуть конкретного результата.

Таким образом, технолого-нормировочная карта рассматривается сегодня как основной инструмент по совершенствованию организации труда на рабочем месте, включающий в себя полный комплекс объективных параметров по организации трудового процесса.

План мероприятий по разработке технолого-нормировочных карт на рабочих местах структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» был утверждён в 2013 году. В соответствии с ним причастными дирекциями и филиалами компании разработаны соответствующие планы по разработке карт технологических процессов, норм времени и технолого-нормировочных карт до 2017 года включительно. Созданы рабочие группы, определены базовые структурные подразделения. Всего планируется разработать около 8 тыс. ТНК, 600 из них – в 2014 году.

Координацией и методологическим сопровождением процесса занимаются департаменты технической политики, по организации, оплате и мотивации труда, а также Центр организации труда и проектирования экономических нормативов.

Разработан Регламент разработки и применения технолого-нормировочных карт. Документ был тщательно отработан со специалистами причастных филиалов ОАО «РЖД» и профильных проектно-конструкторских бюро. Так как документ учитывает интересы различных хозяйств, получена поддержка Центра технологической координации. В итоге такой коллективной работы впервые в компании появился централизованный документ, регламентирующий основной порядок и принципы разработки ТНК.

На первом этапе разработки документа каждым хозяйством были представлены предложения по форме ТНК. С учётом специфики филиалов разновидностей форм получилось 18. В результате сложных переговоров формы были унифицированы и в утверждённом документе их всего две. 

Первая форма – табличный вариант, она больше подходит для технологических процессов вагонных, моторвагонных и локомотивных депо. Вторая содержит больше текстовой части и предназначена для хозяйств инфраструктуры, региональных центров связи, дирекций по ремонту пути и др. 

Отдельное исключение сделано для железнодорожных станций, где вместо ТНК, но по тем же правилам допускается разработка Инструкционно-технологических карт.

Учитывая серьёзность документа и масштабы его применения, руководство компании приняло решение об организации в 2014 году опытного применения регламента в базовых структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД».

Для разработки ТНК филиалы в 2013–2014 году провели инвентаризацию нормативных документов с последующим формированием классификаторов по видам выполняемых работ. В первую очередь в них включались те, по которым отсутствовали централизованно разработанные карты технологического процесса (КТП) с соответствующими им нормами времени.

Процесс разработки делится на три этапа. Первый – разработка карт технологических процессов. Основная роль здесь отводится филиалу, для которого они разрабатываются, и профильному проектно-конструкторскому бюро.

Второй – централизованная разработка нормы времени. Эту работу организует Департамент по организации, оплате и мотивации труда и осуществляет Центр организации труда и проектирования экономических нормативов.

Нормы времени утверждаются вице-президентом, курирующим то или иное хозяйство, с учётом мнения профсоюзной организации. Причём карты технологических процессов и нормы времени должны внедряться на предприятии в первую очередь, а затем уже, на третьем этапе, – разрабатываться ТНК.

Она может иметь статус типовой (адаптированной ко всей сети) или местной (применяемой в конкретном филиале или на полигоне). К первой относится ТНК, разработанная на центральном уровне для типового технологического процесса, ко второй – разработанная структурным подразделением филиала компании под местные условия труда.

В рамках подготовки к проведению сетевой школы передового опыта на Юго-Восточной железной дороге по вопросам совершенствования организации, нормирования, оплаты и мотивации труда структурными подразделениями, расположенными в границах ЮВЖД, разработано 20 типовых и 13 местных ТНК. Все разработанные и проведённые мероприятия направлены на совершенствование организации труда и унификацию технологической документации на рабочих местах с последующим обобщением и распространением полученного опыта по повышению производительности труда и эффективности производственных процессов. Наработки структурных подразделений Юго-Восточного полигона показали эффективность внедрения карт на рабочих местах, и этот опыт решено тиражировать в филиалах компании.

Так, например, разработанная на железнодорожной станции Воронеж-1 местная инструкционно-технологическая карта (ИТК) для составителя поездов будет использована при централизованной разработке типовой ИТК в качестве раздела «Организация работы составителя поездов с пассажирскими вагонами и составами». При разработке местной ИТК воронежские специалисты проанализировали все операции, выполняемые в течение рабочей смены составителем поездов. Составлен классификатор (реестр) работ, проведены хронометражные наблюдения времени, затрачиваемого на выполнение технологических операций, проведено его сравнение с централизованно разработанными нормами времени.

Следует отметить, что ИТК разрабатывается для рабочих профессий (составитель поездов, дежурный стрелочного поста, оператор поста централизации и т.д.), на конкретное рабочее место, так как обязанности работника увязаны с обеспечением непрерывного технологического процесса работы станции и их нельзя рассматривать по отдельно взятым элементам, в то время как ТНК разрабатываются на отдельно взятые технологические операции или на изготовление конкретных деталей, изделий, ремонт и содержание устройств и оборудования. Её типизированная форма позволяет учитывать специфику любого хозяйства.

Не менее интересен опыт Воронежского регионального центра связи, где разработка ТНК позволила не только унифицировать нормативно-технологическую документацию на рабочих местах, но и решить вопрос обеспечения надлежащего качества обслуживания техоборудования и устройств связи в пределах установленных бюджетных параметров. Связисты в первую очередь проанализировали использование так называемого полезного времени при организации обслуживания устройств связи (без учёта регламентированных перерывов). Так, излишние затраты времени на доставку бригады к месту работы составили 5,2% от всего рабочего времени.

На доставке приборов к месту выполнения работ теряется 0,5%, ещё 2,1% уходит на инструктаж и другие подготовительно-заключительные работы при планировании рабочего дня электромеханика. Подготовка материалов требует 2,3% от всего объёма рабочего времени. Чтобы сократить время доставки сотрудников на место и уменьшить таким образом затраты на подготовительно-заключительные работы, в ЦСС теперь формируют совмещённые или комплексные ремонтно-восстановительные бригады, укомплектованные универсальными специалистами. Это позволило минимизировать затраты продуктивного времени по категории «обслуживание рабочего места». В результате связистам удалось сократить время на доставку материалов, приборов, бригад к месту проведения работ почти на 14%. Казалось бы, немного, но по итогам года эта небольшая экономия времени позволяет высвободить трёх человек, которые могут выполнять другую работу.

Таким образом, ТНК помимо своего основного предназначения также помогают сократить до минимума временные и излишние трудовые затраты на всех этапах планирования, производства работ и контроля за их выполнением.

Следует также отметить положительный опыт структурных подразделений, расположенных в границах ЮВЖД, не только в разработке, но и во внедрении ТНК на рабочих местах. В частности, организованные на производственных участках стенды карт, использование планшетных компьютеров для их хранения и применения, а также информационные киоски с базой данных основных документов по кадровым, социальным вопросам и по оплате, мотивации, организации труда.

Контроль за применением работниками ТНК непосредственно на рабочих местах возлагается на руководителей среднего звена (мастеров, начальников участка производства). При этом каждый работник несёт личную ответственность за выполнение работы по карте в соответствии с его квалификацией.

Есть четыре возможных варианта внедрения ТНК на конкретном рабочем месте.
1) Организационно-технические условия соответствуют типовым, и в ТНК учтены все технологические операции и нормы времени. Тогда издаётся приказ о введении в действие типовой карты с ознакомлением причастных работников за 2 месяца до её применения.
2) Технология производства работ, организация труда, механизация производственных процессов соответствуют принятым в ТНК, но учтены не все технологические операции или отсутствуют централизованно разработанные нормы времени. Такая ТНК требует доработки. После внесения дополнений с учётом местных условий карта вводится в действие в установленном порядке.
3) Организационно-технические условия на предприятии не соответствуют типовым и являются менее прогрессивными. В этом случае проводятся необходимые мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации труда и производства, улучшению условий труда исполнителя, после чего типовая ТНК вводится в действие.
4) Организационно-технические условия более совершенны и действующие местные нормы времени на соответствующие работы более прогрессивны, чем типовые. Типовая ТНК в действие не вводится, а в структурном подразделении продолжают действовать местные карты.

К 2017 году в структурных подразделениях филиалов компании ТНК должны быть на все производимые технологические процессы. Но работа на этом не закончится. С внедрением новой техники и технологических процессов, совершенствованием организации труда требуется постоянная актуализация созданной базы ТНК. На этом этапе особенно важна её автоматизация, позволяющая не только легко находить нужную карту, но и получать своевременный сигнал о её пересмотре или замене. Только в этом случае начатая работа приобретёт системный характер, обеспечивающий самоконтроль и постоянное совершенствование.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять
Питер Сэловей, Дэвид Карузо
«Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять». Издательство «Питер» 2017 год
Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно
Майкл Микалко
«Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман
Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Издательство «АСТ», 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100