Движение навстречу

Движение навстречу

Российские компании всё более широко применяют принципы корпоративной социальной ответственности. Одним из лидеров этого процесса эксперты РСПП называют ОАО «РЖД»
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – дань моде или жизненная необходимость? Представление российских компаний об этом всё больше соответствует мировым тенденциям, хотя национальный колорит никто не отменял. Чего же больше между отечественными и зарубежными практиками – сходства или различий? Выгодно ли нашему бизнесу быть ответственным перед обществом?

Открытость. Прозрачность. Отчётность
Термин Corporate Social Responsibility восходит ещё к середине прошлого века. В 1953 году американский экономист Ховард Боуен опубликовал работу «Социальная ответственность бизнесмена», в которой обозначил принципиальные подходы к проведению КСО. Суть сводилась к тому, что предприниматели – это часть общества. Спустя более чем полвека принципиально ничего не изменилось: в мире всё больше укрепляется убеждение о том, что бизнес «в ответе за тех, кого приручил». Что это значит?

В нынешнем году Европейская комиссия приняла решение о том, что компании, в которых работают более 500 человек, должны публиковать данные о своей стратегии, рисках и результатах деятельности в таких областях, как социальная политика, трудовые отношения, права человека, экология, предотвращение коррупции. С 2017 года такое раскрытие информации станет в Европе обязательным. В то же время Всемирная федерация бирж – крупнейшая отраслевая ассоциация на рынке ценных бумаг – объявила о создании рабочей группы для формирования общих требований к раскрытию информации о социально значимых аспектах деятельности эмитентов. И это также в ближайшем будущем станет обязательным. В прошлом году появились новые регламенты отчётности. Так, Global Reporting Initiative (GRI) опубликовала новую версию руководства по отчётности в области устойчивого развития (G4), а International Integrated Reporting Council (IIRC) выпустил стандарт интегрированной отчётности в поддержку новых тенденций КСО.

Проводится работа, нацеленная на то, чтобы компании шли по направлению повышения информационной открытости в области социальной ответственности, а общество имело возможность оценить их результативность. В фокусе внимания сегодня – экология, права человека, социальная политика, безопасность в широком смысле, предотвращение коррупции. Но, что важно, права человека рассматриваются именно в аспекте предпринимательской деятельности. «Когда говорится об этом аспекте применительно к КСО, имеется в виду широкий контекст: это и влияние на здоровье, и трудовые права, и вопросы сохранения окружающей среды, и безопасность продукции, и свобода информации, и управление нефинансовыми рисками», – рассказывает директор Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчётности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Елена Феоктистова.

Россия и мировые тренды
Понимание КСО в России всё больше соответствует общепринятому Международному стандарту ISO 26000 («Руководство по социальной ответственности»). «Наиболее популярные темы у нас – экология, безопасность и условия труда, социальная и кадровая политика, благотворительная деятельность», – говорит Елена Феоктистова. По её словам, наименее востребованной в России остаётся пока тема прав человека.

В нашей стране есть свой национальный стандарт – это ГОСТ РИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности», который был принят в 2012 году. Это прямой аналог международного ISO 26000. Всё чаще крупные компании в своей практике опираются на этот стандарт. Акценты и приоритеты могут быть разными, но общим становится понимание, что КСО – это ответственность за весь комплекс не только социальных, но и экологических, экономических воздействий и что базируется она на эффективном взаимодействии с заинтересованными сторонами.

Центр корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчётности РСПП совместно с Европейским университетом в Санкт-Петербурге провели исследование на базе той информации, которую предоставляют о себе компании. Как говорят организаторы данной работы, требовалось понять, что становится основным предметом внимания, сравнить это с мировой практикой, оценить качество раскрываемой информации. Как выяснилось, в российских компаниях гораздо более выпукло, чем в западных, звучит тема социальной деятельности и корпоративной благотворительности, в том числе это касается участия во внешних программах.

Также сейчас активнее стали освещаться вопросы управления и ответственности в цепочке поставок. А вот проблема изменения климата в интересах социально ответственного бизнеса занимает куда более скромное место.

Лучшие практики
В числе российских компаний, наиболее близких в своей практике КСО к актуальным мировым трендам, Елена Феоктистова называет лауреатов Всероссийского конкурса РСПП «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность», итоги которого были объявлены в марте. Так, в номинации «За высокую социальную ответственность» победили «Северсталь» и СУЭК. В специальных номинациях «За вклад в решение социальных проблем территорий» были отмечены «Металлоинвест» и «Сахалин Энерджи», «За информационную открытость» – ГМК «Норильский Никель», «За экологическую ответственность» – «Архангельский ЦБК». В прошлые годы в числе победителей были отмечены «ЛУКОЙЛ», «Российские железные дороги», Магнитогорский меткомбинат, «Еврохим».

По мнению экспертов, весьма успешную политику корпоративной социальной ответственности проводит ОАО «РЖД». «Есть свой корпоративный документ – Коллективный договор, в котором компания определяет то, как и в чём именно она видит концепцию социальной ответственности, – говорит Елена Феоктистова. – В РЖД понимают необходимость ответственности за те воздействия, которые они оказывают на окружающую среду и т.д.» Также эксперты отмечают сильные социальные программы для работников холдинга. «В РЖД есть свой корпоративный пенсионный фонд, благодаря чему большое количество сотрудников имеют дополнительное пенсионное обеспечение, это очень важно», – отмечает Елена Феоктистова.

Отдельного внимания, по её мнению, заслуживает развитая социальная инфраструктура, касающаяся организации летнего отдыха, в том числе детского, а также образовательные программы для сотрудников, программы повышения квалификации, молодёжные проекты. Кроме того, в компании существует целое направление, которое касается обеспечения доступности услуг для определённых категорий населения. Для пожилых людей, для тех, кто нуждается в дополнительной поддержке. Есть определённые льготы. Компания делает довольно серьёзный социальный акцент в ­своей деятельности, считает ­эксперт.

В национальном реестре корпоративных нефинансовых отчётов на сайте РСПП можно увидеть, какие компании раскрывают о себе информацию регулярно. Надо сказать, что в основном это металлургический, нефтегазовый, энергетический и банковский сектора.

Кроме того, существует Социальная хартия российского бизнеса – документ, который в полной мере соответствует международным нормам в области КСО. «Многие компании с гордостью заявляют о том, что являются её участниками, разделяют заложенные в документе принципы ответственной деловой практики и намерены строить свою работу в соответствии с ними», – говорит Елена Феоктистова. Реестр участников Социальной хартии также размещён на сайте РСПП.

Участники процесса
Корпоративная социальная ответственность – это процесс, в котором задействованы не только бизнес и общество, но также государство. Последнее, если говорить о Европе, играет существенную роль – поддерживает, стимулирует социально ответственное поведение компаний. Не случайно Еврокомиссия приняла уже вторую Стратегию корпоративной социальной ответственности, в рамках которой она побуждает бизнес в том числе и к действиям, касающимся развития отчётности.

Ещё одна тема, к которой в мире относятся сейчас очень внимательно, касается цепочки поставок. Компания должна нести ответственность не только за свою деятельность, но и за работу подрядчиков, соблюдение ими трудовых, антикоррупционных, экологических норм. Если говорить о поддержке со стороны государства дополнительных добровольных инициатив бизнеса, то это направление в России развито меньше, чем в Европе. В частности, это касается корпоративной благотворительности, социальных инвестиций бизнеса в развитие территорий. В России бизнес проявляет активность сам. «Конечно, речь идёт о лидерах. Они задают определённые тренды, формируют нормы корпоративной культуры и подают примеры, на которые многим приходится ориентироваться ровно потому, что определённые ожидания у общества и органов власти уже сформированы», – отмечает эксперт.

В отличие от других стран у нас в меньшей степени в этом большом процессе под названием КСО задействованы потребители. В Голландии и Швеции, к примеру, люди, имеющие вклады в банках, имеют право поставить условие: их средства ­должны быть инвестированы только в социально ответственные компании. И банки добросовестно отчитываются перед клиентом по этому вопросу.

Безусловно, в применении практики КСО разными компаниями существуют свои нюансы. Специфика в политике корпоративной ответственности может проявляться как на уровне разных государств, так и внутри одной страны. «Например, наши телекоммуникационные компании считают, что доступные, разнообразные и безопасные услуги – их ключевая ответственность, – рассказывает Елена Феоктистова. – У продовольственных компаний в центре внимания всегда будут вопросы качества, безопасности продукции, ответственной рекламной политики. Для компаний добывающего сектора первоочередное значение имеют проблемы окружающей среды, охраны труда, промышленной безопасности».

Корпоративная социальная ответственность – это основа эффективной бизнес-стратегии, убеждены эксперты. Будущее за тем, что отечественные компании сами придут к пониманию того, что строить свою работу на принципах ответственности выгодно во всех отношениях. Исходя из этого, бизнес будет проводить более взвешенную политику управления рисками, в том числе нефинансовыми – репутационными, экологическими, связанными с персоналом. Будет усиливаться натиск со стороны общества, которое всё больше осознаёт степень влияния бизнеса на все стороны жизни, общество будет подталкивать компании к ответственному поведению. «Происходящие в мире глобальные изменения требуют усиления ответственности всех участников общественной жизни, включая государство, бизнес, структуры гражданского общества. Для нашей страны это так же актуально, как и для всего мира», – уверена Елена Феоктистова.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов
Денис Каплунов
«Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов». Издательство «Эксмо» 2016 год
Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru