Игрок основного состава

Игрок основного состава

Крупнейшие железнодорожные компании мира хотят увеличить свою долю на глобальном рынке логистических услуг
Пережив период бурного роста, связанный с глобализацией экономики, а затем испытание мировым финансовым кризисом, логистические операторы обрели зрелость. Но сейчас рынок вступает в новый этап развития.

Магическое число
В начале 1970-х в североамериканский деловой обиход вошёл термин third party logistics (3PL, сторонняя логистика). До этого момента в транспортировке товара участвовали, как правило, только два контрагента – грузовладелец и перевозчик. Однако по мере того, как железнодорожные компании начали осваивать азы организации интермодальных сервисов, у них появилась потребность в посредниках, которые помогли бы искать клиентов на эту услугу. Таких посредников и стали обозначать как 3PL. В 2008 году определение этой деятельности было закреплено в законодательстве США: сторонним (независимым) логистическим оператором назвали «лицо, основной деятельностью которого является приём, хранение или перевозка потребительских товаров без перехода прав собственности на товар».

Принципиально важно, что независимые логистические операторы самостоятельно владеют активами для транспортировки, обработки и хранения грузов. Компании, оказывающие аналогичные услуги, но не имеющие транспортных или складских активов, по международной классификации относятся к категории 4PL. Этот термин был запатентован в 1996 году консалтинговой компанией Accenture для обозначения интеграторов в цепочке поставок.

Немного истории
Впрочем, пионером рынка логистических услуг считается вовсе не Америка, а Европа. Летом 1872 года швейцарец Готтфрид Шенкер совместно с двумя партнёрами создал экспедиторскую компанию Schenker & Co. Основной идеей нового бизнеса стала консолидация малых партий грузов для снижения стоимости перевозок наземным и водным транспортом. Подход был настолько необычным, что даже спустя более 20 лет Schenker оставалась единственной компанией, предлагавшей тарифы на перевозку между двумя любыми точками в Европе. Впрочем, у Шенкера уже были последователи – немцы Август Кюне и Фридрих Нагель, основавшие в 1890 году компанию Kühne + Nagel.

После Первой мировой войны Германская железная дорога столкнулась с растущей конкуренцией со стороны автомобильного транспорта и экспедиторских компаний. Великая депрессия только усугубила сложную ситуацию. Чтобы выжить, Deutsche Reichsbahn в 1929 году подписала эксклюзивное соглашение с Schenker & Co., позволявшее последней самостоятельно осуществлять перевозки собственных отправлений. Германская железная дорога, в свою очередь, получала возможность укрепить позиции в экспедиторском бизнесе. Однако информация о контракте просочилась в прессу, и правительство 
Германии под давлением общественности разорвало соглашение.

Два года спустя на фоне нарастающих проблем в бизнесе Deutsche Reichsbahn приняла решение о покупке Schenker. Сделка стоимостью 25 млн рейхсмарок (примерно $360 млн в современных ценах) прошла тайно – все свободные средства Германской железной дороги подлежали перечислению странам – членам коалиции победителей в рамках Версальского мирного договора. Факт покупки стал общеизвестен лишь в 1933 году после аудита Deutsche Reichsbahn.

Частной Schenker стала в 1989–1991 годах, когда Германская железная дорога в рамках приватизации сократила своё участие в компании до блокирующего пакета. Основным владельцем Schenker стал холдинг VEBA (ныне E.ON).

Однако всего 10 лет спустя Deutsche Bahn вновь полностью консолидировала Schenker, заплатив 2,5 млрд евро (около $3,5 млрд). В настоящее время DB Schenker входит в тройку крупнейших мировых провайдеров 3PL-услуг с выручкой около 20 млрд евро, присутствием в 130 странах мира. Компания занимает первое место в Европе по объёмам перевозок наземным транспортом, второе в мире – по воздушным перевозкам, третье – по морским перевозкам и пятое – по контрактной логистике.

Схожий путь прошла и Национальная компания французских железных дорог (Société Nationale des Chemins de fer Français, SNCF). Она обзавелась собственным 3PL‑подразделением в 1955 году, купив основанную в начале XX века Société Nouvelle des Transportes Rapid es Calberson (SNTR). Благодаря государственной поддержке логистический оператор быстро развивался, в частности в 1966 году он приобрёл французское подразделение Schenker.

В середине 1990-х бизнес был реорганизован под брендом Geodis, а затем приватизирован. В результате у французских железных дорог остался лишь пакет объёмом 43%. Однако в беспокойном с точки зрения ситуации в глобальной экономике 2008 году SNCF выкупила все акции частных партнёров за 462 млн евро. После этого Geodis продолжила череду поглощений и сегодня входит в мировую десятку логистических операторов.

Интерес клиента
По оценкам Armstrong & Associates, в 2012 году мировые логистические расходы превысили $8,1 трлн, увеличившись на 3,3%. Выручка операторов при этом выросла на 11,2%, до $685 млрд, а уровень проникновения сторонних логистических услуг достиг 19%. Наиболее быстро растущими рынками в 2007–2012 годах являлись Китай и Южная Америка. В Северной Америке и Европе, переживших рецессию, расходы компаний на логистику за пятилетку не выросли.

Согласно последнему исследованию Third-Party Logistics Study (проведено Capgemini Consulting и доктором Джоном Лэнгли), в настоящее время у клиентов независимых логистических операторов востребовано порядка двух десятков основных услуг. Наиболее популярные из них: внутренние и международные перевозки, складские и экспедиторские услуги, услуги таможенного брокера.

В среднем компании, являющиеся клиентами независимых операторов, передают на аутсорсинг 44% своих логистических расходов. По оценкам Armstrong & Associates, на услуги по управлению международными перевозками в 2012 году пришлось 33% доходов операторов; хранения и дистрибуции – 25%.

Главными факторами, стимулирующими рост рынка, являются развитие офшорного и аутсорсингового производства, борьба с издержками и повышение операционной эффективности.

По данным Third-Party Logistics Study, клиенты операторов зафиксировали среднее снижение расходов на логистику на уровне 11%, стоимость складских запасов уменьшилась на 6%. Аутсорсинг позволил компаниям продать более 20% основных средств собственных логистических подразделений, что способствовало значительному высвобождению капитала. Также участники исследования отмечают последовательное повышение качества и точности выполнения заказов при использовании 3PL.

В Armstrong & Assocites прогнозируют, что глобальные доходы логистических операторов в 2015 году превысят $750 млрд, увеличившись на 9,9% относительно показателя 2012 года. При этом основной вклад в динамику рынка вновь внесут страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Южная Америка.

Однако и в Северной Америке благодаря восстановлению экономики также ожидаются достаточно высокие темпы роста. В условиях благоприятной конъюнктуры и возобновления роста в развитых странах в секторе 3PL поднялась очередная волна слияний и поглощений. В 2012 году было зафиксировано рекордное количество сделок за всю историю наблюдений – 18, а в минувшем году активность сохранилась на высоком уровне.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности
Уильям Ирвин
«Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности». Издательство «АСТ» 2022 год
Деньги делают деньги: от зарплаты  до финансовой свободы
Дмитрий Лебедев
«Деньги делают деньги: от зарплаты до финансовой свободы». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Психология влияния.  7-е расширенное издание
Роберт Чалдини
«Психология влияния. 7-е расширенное издание». Издательство «Бомбора», 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru