Рациональная логистика
Олег Валинский
Олег Валинский
первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги

Рациональная логистика

Внедрение новых технологий необходимо для повышения конкурентоспособности железной дороги
Отправка маршрутных поездов по расписанию – это одно из наиболее важных и актуальных сейчас направлений развития транспортно-логистического бизнеса. ­Однако, как показывает практика, для решения данной задачи необходимо комплексно и последовательно совершенствовать перевозочный процесс.

Сверить календарь
С целью выявления «узких мест» в технологии перевозок на Октябрьской магистрали проведено картирование ряда важнейших участков. В итоге реализованы проекты, позволившие улучшить работу участков Санкт-Петербург – Кириши, Лодейное Поле – Питкяранта, Гатчина – Нарва, Санкт-Петербург – Мга – Жихарево, а также на 17 маршрутах в границах дороги, где осуществляется движение по расписанию (например, Ковдор – Сала, Ковдор – Мурманск).

Мероприятия по совершенствованию системы управления перевозочным процессом включали в себя переход к календарному планированию, без которого сложно повышать уровень маршрутизации и обеспечивать движение грузовых поездов по расписанию. К настоящему времени календарное планирование внедрено полностью в сегментах перевозок руды, леса, строительных грузов. Сейчас идут работы по оптимизации перевозок нефтяных грузов, а в следующем году – удобрений.

Система календарного планирования и организации работы регламентируется на полигоне дороги нормативными документами, определяющими порядок взаимодействия между различными подразделениями ОАО «РЖД». Это позволяет эффективнее выстроить эксплуатационную работу с учётом имеющихся ресурсов (локомотивы, бригады, пропускные способности в связи с ремонтными «окнами») на более длительный период по сравнению со сменно-суточным планированием, а также добиться равномерной подачи объёмов грузов. В конечном итоге благодаря всем реализованным мерам нам удалось поднять процент маршрутизации на дороге до 61,4%, что на 5% больше, чем было в прошлом году.

Перелом веса
Особо можно остановиться на перевозках по маршруту Кузбасс – Северо-Запад, который охватывает территорию нескольких железных дорог. По поручению первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова создана рабочая группа под руководством замначальника Центральной дирекции управления движением Анатолия Кужеля, которая выполнила картирование на полигоне Кузбасс – Северо-Запад и выдвинула свои предложения по совершенствованию перевозочного процесса на маршрутах Кузбасс – Лужская и Кузбасс – Мурманск. В состав группы вошли руководители Центральной дирекции управления движением и Центра фирменного транспортного обслуживания, а также подразделений Октябрьской, ­Западно-Сибирской, Свердловской, Северной и Горьковской дорог.

Рабочая группа должна была сформировать эффективную логистику перемещения грузов и порожнего подвижного состава, а также внедрить единую технологию на данном укрупнённом полигоне на основе сквозных «ниток» графика. Иными словами, требовалось устранить возможные задержки на стыках. Для этого также потребовалось улучшить планирование и нормирование подвижного состава. К работам были подключены специалисты ОАО «НИИАС», которые помогли гармонизировать движение поездов на направлении к портам Усть-Луга и Мурманск на Северо-Западе. 16 сентяб­ря 2013 года пилотный проект стартовал: по направлению Кузбасс – Лужская началось курсирование поездов с унифицированным весом 8 тыс. тонн, отправлявшихся со станции Алтайская Западно-Сибирской дороги.

Традиционно поезда двигались из Сибири на Северо-Запад по разным схемам. Отправлялись все они весом по 9 тыс. тонн. Однако потом часть вагонов в пути отцепляли: не хватало пропускной или провозной способности. Около 80% поездов следовало через стыковую станцию Исилькуль. И дальше их вес сокращался до 7 тыс. тонн – в зависимости от вариантов движения.

Остальные составы отправлялись через станцию Называевскую. В этом случае отцепка групп вагонов производилась сначала на территории Свердловской магистрали (вес снижался до 6,3 тыс. тонн), затем аналогичные операции производились на Северной или Октябрьской дорогах. После этого вес составлял уже 5,2 тыс. тонн, если, конечно, не уходил через станцию Кошта – тогда вагоны больше не отцепляли.
В сумме непроизводительные потери от перелома веса составляли для холдинга примерно 38,1 млн руб. в месяц.

Выбор оптимального маршрута и модернизация стыковой станции позволили проводить тяжеловесные составы до станции Лужская без перелома в пути следования. Таким образом, для перевозок того же объёма груза теперь может потребоваться в месяц на 95 поездов меньше. А экономия эксплуатационных затрат на формирование и сохранный пропуск поездов только оптимальным маршрутом Алтайская – Ишим – Екатеринбург – Балезино – Шарья – Бабаево – Лужская составляет как раз те самые 38,1 млн руб. в месяц.

Аналогично рабочая группа вместе со специалистами ОАО «НИИАС» определила эффективные маршруты следования поездов с углем от Алтайской до станции Мурманск – они прокладываются через Ишим и Обозерскую. Экономический эффект здесь может оказаться даже ещё выше – порядка 65,5 млн руб. в месяц.

Чем больше поездов пойдёт этими маршрутами, тем эффективнее удастся оптимизировать на данном направлении дефицитные локомотивы и локомотивные бригады, а также пропускные способности инфраструктуры.

За «Семь шагов»
Для повышения эффективности эксплуатационной работы в соответствии с Комплексной программой на 2011–2015 годы по поэтапному переходу на организацию движения грузовых поездов по расписанию на Октябрьской дороге разработана и реализуется программа «Семь шагов». Она направлена на повышение клиентоориентированности ОАО «РЖД» на полигоне магистрали за счёт создания линейки конкурентных транспортных продуктов и обеспечение высокой эффективности эксплуатационной работы, а также снижение негативного влияния существующих принципов организации движения приватного подвижного состава на пропускные способности инфраструктуры и получение дополнительной выручки от продажи новых транспортных продуктов на рынке Северо-Запада.

Благодаря отправкам поездов по расписанию в рамках реализации программы «Семь шагов» на сегодняшний день на полигоне дороги подписано 18 договоров, а дополнительный доход за 10 месяцев 2013 года составил более 97 млн руб.

В рамках проекта по формированию блок-трейнов, курсирующих между портом Санкт-Петербург и сухими портами Ленузла, только за первые три квартала года отправлено более 300 тыс. тонн грузов. Всё это проекты, реализованные с крупными моноклиентами, обеспечивающими маршрутные отправки.

В 2013 году началась также реализация такого продукта, как «вагоно-место» в грузовом экспрессе. Это специальное предложение, разработанное для клиентов с небольшими объёмами высокодоходных грузов.

Для них важнейшим фактором наряду со стоимостью доставки являются скорость и надёжность графика. Поэтому для привлечения таких клиентов на железные дороги сроки доставки в направлении Западной Сибири были практически уравнены с автомобильным транспортом.

Немаловажным для этого явилось установление гарантированного конкретного времени обработки грузовых фронтов на станциях Санкт-Петербургского узла и сбора вагонов на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский к «нитке» отправления поезда. Для этого были внесены изменения в технологию работы станций погрузки и утверждено расписание подвода поездов на станцию формирования. В результате реализации проекта удалось сократить время в пути с 7 суток в среднем до 4,8 – благодаря сквозной технологии движения.

С сентября 2013 года поезд курсирует еженедельно по субботам. Уже обкатана технология, с ноября началась реализация услуги бронирования и продажи вагоно-места. Ожидается, что реализация данного предложения позволит увеличить долю железнодорожных отправок высокодоходных грузов на дальние плечи на 10%.

В 2013 году началось еженедельное формирование двух поездов, состоящих из повагонных отправок: один – до Западно-Сибирской дороги с дальнейшим распылением до Хабаровска, второй – из порта Усть-Луга до Екатеринбурга.

Следующим направлением совершенствования отправок маршрутами по расписанию должно стать подключение к этому процессу филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД» для оказания комплексной логистической услуги. Однако для этого требуется дальнейшее совершенствование технологии, в частности продажа услуг клиенту по принципу «одного окна».
Правильный выбор

Болельщики нуждаются в городских электричках

Рубрики: Перевозки
Волгоградская электричка

В городе развиваются интермодальные перевозки

Рубрики: Перевозки
Фигурное катание

МЦК и центральные диаметры как спасение от пробок

Рубрики: Перевозки
Связи в Сити
Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС,

Транспорт большого города зависит от развития территорий

Рубрики: Перевозки
Пункт назначения

Куда время заставляет двигаться железную дорогу

Рубрики: Перевозки

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100