Нужно подумать заранее
Дарья Борисова
Дарья Борисова
старший партнёр McKinsey & Company, глава экспертной группы по транспорту, инфраструктуре и логистике в странах Европы, Ближнего Востока и Африки

Нужно подумать заранее

Построить высокоскоростную магистраль в сжатые сроки можно, главное – оперативно и гибко реагировать на все вызовы
Мировой опыт свидетельствует, что повышение географической мобильности населения – одно из важных условий экономического роста. Поэтому развитие пассажирских перевозок является задачей, над решением которой работают правительства многих стран. И в этой связи весьма актуальны проекты в сфере высокоскоростного железнодорожного сообщения.

Конкурентное предложение
Благодаря удобству для пассажиров, высокой скорости движения и конкурентоспособным операционным затратам высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ) формируют качественно новое рыночное предложение. Значительные преимущества этого вида транспорта – чётко прогнозируемое время в пути, невысокая стоимость, энергоэффективность, экологичность и эффективность использования земель.

Можно привести следующие факты в подтверждение данного тезиса:
– поездка на железнодорожном транспорте комфортнее, чем авиаперелёт: вокзалы более доступны, чем аэропорты, так как расположены в центре города; пассажирам не нужно тратить время на регистрацию билетов и оформление багажа;
– при равном расстоянии и потреблении электроэнергии объём пассажирских перевозок на ВСМ более чем в 10 раз превышает аналогичный показатель для авиа- и автомобильного транспорта;
– удельный показатель выбросов СО2 на 100 пасс.-км для ВСМ в четыре раза ниже, чем в случае авиаперевозок;
– автомобильная трасса аналогичной пропускной способности занимает в три раза большую площадь.

Конечно, затраты на строительство высокоскоростных магистралей относительно высоки. Однако с точки зрения расходов на эксплуатацию железная дорога обходится в два-три раза дешевле авиатранспорта в расчёте на место-километр. Поэтому железнодорожное сообщение позволяет сформировать привлекательное ценовое предложение для пассажиров (при условии государственных инвестиций в инфраструктуру). Также нужно принимать во внимание возможность введения разных классов обслуживания, что позволяет гибко удовлетворять спрос.

ВСМ расширяет возможности мобильности, что существенно повышает транспортную связанность регионов и качество жизни населения. Например, после запуска прорабатываемой сейчас в России магистрали Москва – Казань столица окажется в зоне часовой доступности от Владимира, Владимир – от Нижнего Новгорода, а Нижний Новгород – от Чебоксар. Люди смогут изменить стиль жизни – искать новые рабочие места, посещать культурно-развлекательные объекты и торговые центры.

Кроме того, развитие высокоскоростного движения является стимулом к благоустройству территорий вокруг железнодорожных станций: как правило, около транспортных узлов сосредоточивается социальная и деловая активность, строится жилая, торговая и офисная недвижимость. Происходит комплексное развитие территорий в радиусе до 800 м. Эта тенденция получает всё большее распространение в мировой урбанистической практике и получила название Transit-oriented development («развитие транспортной зоны»).

Часто высокоскоростные железнодорожные магистрали противопоставляют авиаперевозкам, что не всегда правильно, особенно с учётом высокого спроса на транспортные услуги на внутреннем рынке и прогнозируемого роста мобильности населения.

Каждый вид транспорта – автомобильный, авиационный, железнодорожный – имеет свою зону конкурентоспособности и своего потребителя. Задача государства при развитии инфраструктуры – сформировать оптимальный набор услуг для удовлетворения потребностей различных групп населения в мобильности.

ВСМ наиболее конкурентоспособны на расстояниях от 200 до 1000 км благодаря такому фактору, как общее время в пути. Например, с учётом времени регистрации пассажиров и досмотра багажа от Лондона до Парижа на самолёте можно добраться за 4 часа 20 минут, а на высокоскоростном поезде – за 3 часа 30 минут.

Международный опыт показывает, что на расстоянии 300–500 км пассажиры выбирают железнодорожный транспорт – его доля составляет более 80%. В следующем диапазоне (500–800 км) предпочтения не так очевидны. Здесь пассажиры делают выбор между поездом и самолётом, исходя из соображений комфорта, расписания, цены и личных пристрастий, а доля железных дорог составляет 40–60%. И наконец, на расстоянии 800–1000 км преобладает воздушный транспорт.

Опыт европейских стран показывает, что поезда высокоскоростного сообщения часто более пунктуальны, чем самолёты: показатель отправления по расписанию для поездов составляет порядка 95%, а для самолётов – около 80%.

Напряжённый график
Значимым аспектом в профессиональной и общественной дискуссии вокруг проекта ВСМ являются сроки его реализации. В 2018 году Россия будет принимать чемпионат мира по футболу, и запуск магистрали к нему выглядит вполне логичным.

Мировой опыт свидетельствует, что это технически реализуемая задача. Аналогичный по срокам проект реализован в Китае, это линия от Пекина до Шанхая длиной 1300 км.

Однако решение этой задачи потребует высокой управленческой эффективности. Наиболее важные её элементы включают в себя:
– проведение основного объёма инженерных изысканий по критическим участкам сети уже в начале 2014 года;
– формирование проектной документации до конца 2014 года;
– прохождение проверки ФАУ «Глав­экспертиза России» и получение разрешения на строительство до конца первого квартала 2015 года;
– создание условий для начала подготовки территории строительства осенью 2014 года, особенно по объектам с длительными сроками работ, например мостам;
– принятие федерального закона о специальном порядке ведения работ (аналога «олимпийского» ФЗ-310), в противном случае процесс резервирования и изъятия земель может существенно задержать начало строительства и, следовательно, запуск ВСМ;
– возможность заказа и закупки оборудования с длительными сроками поставки до начала строительно-монтажных работ, в том числе заказ подвижного состава в 2014 году;
– своевременное определение источников финансирования, в том числе частных, для запуска и соблюдения графика инженерных изысканий, проектных и строительных работ.

График получается очень напряжённым. Чтобы его соблюсти, необходимо уделять особое внимание системе проектного управления – своевременному выявлению проблем, координации действий различных участников, непосредственному участию в процессе лиц, принимающих решения, а также срокам принятия решений и качеству работы по их подготовке. Поэтому важнейший фактор реализации проекта в намеченные сроки – формирование навыков и внедрение передового опыта проектного управления с прозрачным и тщательным контролем всех аспектов, с понятным и системным механизмом принятия решений на уровне ОАО «Скоростные магистрали», ОАО «РЖД» и федеральных органов власти.

Ключевые параметры
Важным аспектом является и выбор генерального подрядчика по проектированию ВСМ. Компания, привлекаемая для разработки проектной документации, должна удовлетворять следующим требованиям:
– успешный серийный опыт проектирования ВСМ, позволяющий реализовать пилотное внедрение и дальнейшее распространение технологий в Российской Федерации;
– наличие квалифицированного и опытного персонала для качественной реализации работ в сжатые сроки, причём объём человеческих ресурсов должен соответствовать масштабу проекта;
– эффективные методики и инструменты проектного управления для обеспечения слаженной работы партнёров и субподрядчиков в сжатые сроки.

Важным является и чёткое определение ключевых параметров, которые войдут в задание на проектирование магистрали. Они в полной мере отражают результаты недавно завершённого обоснования инвестиций проекта, проведённого ОАО «Ленгипротранс» по заказу ОАО «РЖД». Приоритетом, безусловно, является организация максимально эффективного графика высокоскоростного движения для достижения целевого объёма пассажиропотока.

Серьёзным аспектом, способствующим эффективной работе в сжатые сроки, является чёткое формулирование условий контракта и специфических требований к генподрядчику, в том числе:
– ответственность за весь комплекс работ, включая инженерные изыскания, разработку проектной документации и прохождение проверки ФАУ «Главэкспертиза России»;
– прозрачность выполнения работ в соответствии с планом-графиком на операционном уровне, возможность постоянного присутствия на территории подрядчика специалистов и представителей заказчика для оперативного взаимодействия, регулярное обсуждение результатов для своевременного принятия решений и корректировки хода работ. Это требование важно для минимизации рисков неэффективного взаимодействия, несвоевременного предоставления информации, принятия недостаточно обоснованных решений и т. д.;
– наличие квалифицированных и опытных кадров, а также способность эффективно мобилизовать свой персонал и субподрядчиков для выполнения поставленных задач в сжатые сроки.

Очень важным аспектом сооружения ВСМ является финансовый. Предполагалось, что после подготовки документации к проектированию магистрали станет ясна итоговая стоимость проекта. Но хотелось бы подчеркнуть, что на этом этапе все цифры являются оценочными.

Итоговая стоимость проекта уточняется по мере проработки технических решений, определения трассировки, анализа рынка и отбора поставщиков. Точность оценки на этапе обоснования инвестиций обычно составляет 30–50%, а по результатам проектирования она может достичь 20% при условии проведения анализа рынка и сбора предварительных предложений поставщиков по наиболее затратным позициям.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru