Постоянное развитие информационных технологий даёт основание предполагать, что IT-сфера не только в ближайшие годы, но и в долгосрочной перспективе останется мощнейшим стимулом для развития. По данным исследования аналитиков Gartner (известная исследовательская компания в США), по состоянию на 2010 год наибольшая часть (64%) расходов на передовые IT-технологии приходится на транспортные компании Северной Америки и Западной Европы. За ними следуют страны АТР, которые характеризуются наиболее быстрыми темпами ежегодного роста инвестиций в информационные технологии. Согласно прогнозам, в период с 2009 по 2014 год в среднем он составит 7,3% в год.
«Успешные IT-директора бросают вызов общепринятому пониманию роли информационных технологий и эффективности организации, – отмечает вице-президент и ведущий аналитик Gartner Джон Махони. – Неопределённость экономической и социальной обстановки требует от них ярко выраженных лидерских качеств: только так они смогут определять направление развития и способствовать прогрессу». Эксперты Gartner считают, что эффективное управление IT позволяет повысить капитализацию компаний, обеспечить рост рентабельности активов до 20% по сравнению с компаниями, которые характеризуются низкой зрелостью IT-процессов.
Нестабильность кризисного периода вызвала глобальные изменения в обществе и в бизнесе. Поэтому среди ключевых приоритетов IT-руководителей возросло значение улучшения бизнес-процессов, взаимоотношений с клиентами, партнёрами и конкурентами.
Колоссальное сокращение компаниями транспортной отрасли в 2008–2009 годах своих затрат на информационные технологии (из‑за снижения объёмов перевозок грузов, а также сокращения пассажирских перевозок) заставляет внимательнее оценивать новинки и необходимость внедрения прогрессивных IT-технологий.
В 2010 году Gartner провела опрос порядка шестидесяти IT‑директоров компаний, специализирующихся на перевозках. В одном из них респонденты отметили свои приоритеты на ближайшее время, а во втором – на 2013 год. По результатам обоих опросов на первых местах фигурировали такие приоритетные задачи, как «улучшение бизнес-процессов», «сокращение производственных издержек», «привлечение и удержание новых клиентов». Однако по результатам второго опроса третья задача переместилась на лидерскую позицию.
До 70% затрат на IT в сфере транспорта приходится на грузовые перевозки, в пассажирском сегменте инвестиции в технологии существенно отстают по объёму. Наиболее весомым драйвером в грузовых перевозках является задача выстраивания системы по непрерывному планированию заказов по доставке «от двери до двери», причём при реализации всех действий в режиме реального времени и прозрачности процессов. Эта задача повысила интерес перевозчиков и логистических компаний к переходу на всеохватывающие транспортные системы менеджмента – TMS. Однако аналитики Gartner отмечают ряд проблем на пути внедрения этих систем, среди них неослабевающее после кризиса стремление компаний к сокращению издержек, напряжённый инвестиционный климат в IT-отрасли, устоявшиеся бизнес-процессы в больших компаниях-перевозчиках.
Одной из незыблемых характеристик перевозочного процесса всегда оставались такие качества, как «оперативность, мобильность», совершенствованию которых транспортные компании уделяли и будут уделять значительное внимание. Поэтому неудивительно, что мобильность становится основной операционной платформой для транспортных компаний.
Согласно приоритетной «матрице» для транспортной отрасли, подготовленной экспертами Gartner, наиболее высоким потенциалом при внедрении в перспективе ближайшего года обладают следующие технологии: «Парк. Маршрутизация и расписание» (Fleet. Routing and Scheduling), в перспективе двух – пяти лет – коммерческие телекоммуникации вкупе с информационными сервисами (commercial telematics), оптимизация снабжения (sourсing optimization), TMS для мультимодальных и интермодальных перевозок, менеджмент затрат на транспорте (Transportation spend management), в перспективе пяти – десяти лет – мобильные (беспроводные) технологии в усовершенствованных системах менеджмента логистической цепочки, системы удалённой диагностики, платформы для управления сложными бизнес-процессами сразу несколькими вовлечёнными предприятиями-партнёрами (отличается от multi-party, так как речь идёт о случае, когда цели, риски, доходы, инвестиции поделены между этими партнёрами).
Среди перспективных технологий со «средней» ценностью порталы, информирующие о местонахождении груза, коммерческие системы отслеживания парка (подвижного состава), управление сроками доставки для перевозчика, сервис по согласованию фрахта (freight-matching services), абсолютно прозрачные TMS (информация о процессе доступна в режиме реального времени в любой точке мира). Также среди них системы управления процессами несколькими перевозчиками (multicarrier parcel management), отслеживание отправок партий грузов, управление сортировочными станциями. В перспективе пяти – десяти лет «средней» эффективностью от внедрения обладают мобильная оптимизация запасов, назначение маршрутов в режиме реального времени. Системы учёта выделения вредных для экологии выхлопных газов (отчётность о пройденном расстоянии в км/милях) обладают наиболее низким потенциалом, считают специалисты Gartner. Хотя, разумеется, аналитики компании отмечают, что задать тренды для всех транспортных компаний во всём мире невозможно. Слишком много факторов влияет на принятие решений в сфере информационных технологий в каждом конкретном случае.
При поддержке специалистов
департамента информатизации
и корпоративных процессов управления