Удачные внедрения
Альбина Булатова

Удачные внедрения

IT-решения, которые хотя и остаются порой удивительной, но всё-таки уже
повседеневной реальностью для руководителей, были придуманы несколько лет
назад. Что сегодня предлагают архитекторы информационной реальности транспортному
комплексу.
Постоянное развитие информационных технологий даёт основание предполагать, что IT-сфера не только в ближайшие годы, но и в долгосрочной перспективе останется мощнейшим стимулом для развития. По данным исследования аналитиков Gartner (известная исследовательская компания в США), по состоянию на 2010 год наибольшая часть (64%) расходов на передовые IT-технологии приходится на транспортные компании Северной Америки и Западной Европы. За ними следуют страны АТР, которые характеризуются наиболее быстрыми темпами ежегодного роста инвестиций в информационные технологии. Согласно прогнозам, в период с 2009 по 2014 год в среднем он составит 7,3% в год.

«Успешные IT-директора бросают вызов общепринятому пониманию роли информационных технологий и эффективности организации, – отмечает вице-президент и ведущий аналитик Gartner Джон Махони. – Неопределённость экономической и социальной обстановки требует от них ярко выраженных лидерских качеств: только так они смогут определять направление развития и способствовать прогрессу». Эксперты Gartner считают, что эффективное управление IT позволяет повысить капитализацию компаний, обеспечить рост рентабельности активов до 20% по сравнению с компаниями, которые характеризуются низкой зрелостью IT-процессов.

Нестабильность кризисного периода вызвала глобальные изменения в обществе и в бизнесе. Поэтому среди ключевых приоритетов IT-руководителей возросло значение улучшения бизнес-процессов, взаимоотношений с клиентами, партнёрами и конкурентами.

Колоссальное сокращение компаниями транспортной отрасли в 2008–2009 годах своих затрат на информационные технологии (из‑за снижения объёмов перевозок грузов, а также сокращения пассажирских перевозок) заставляет внимательнее оценивать новинки и необходимость внедрения прогрессивных IT-технологий. 

В 2010 году Gartner прове­ла опрос порядка шестидесяти IT‑директоров компаний, специализирующихся на перевозках. В одном из них респонденты отметили свои приоритеты на ближайшее ­время, а во втором – на 2013 год. По результатам обоих опросов на первых местах фигурировали такие приоритетные задачи, как «улучшение бизнес-процессов», «сокращение производственных издержек», «привлечение и удержание новых клиентов». Однако по результатам второго опроса третья задача переместилась на лидерскую позицию.

До 70% затрат на IT в сфере транспорта приходится на грузовые перевозки, в пассажирском сегменте инвестиции в технологии существенно отстают по объёму. Наиболее весомым драйвером в грузовых перевозках является задача выстраивания системы по непрерывному планированию заказов по доставке «от двери до двери», причём при реализации всех действий в режиме реального времени и прозрачности процессов. Эта задача повысила интерес перевозчиков и логистических компаний к переходу на всеохватывающие транспортные системы менеджмента – TMS. Однако аналитики Gartner отмечают  ряд проблем на пути внедрения этих систем, среди них неослабевающее после кризиса стремление компаний к сокращению издержек, напряжённый инвестиционный климат в IT-отрасли, устоявшиеся бизнес-процессы в больших компаниях-перевозчиках. 

Одной из незыблемых характеристик перевозочного процесса всегда оставались такие качества, как «оперативность, мобильность»,  совершенствованию которых транспортные компании уделяли и будут уделять значительное внимание. Поэтому неудивительно, что мобильность становится основной операционной платформой для транспортных компаний.

Согласно приоритетной «матрице» для транспортной отрасли, подготовленной экспертами Gartner, наиболее высоким потенциалом при внедрении в перспективе ближайшего года обладают следующие технологии: «Парк. Маршрутизация и расписание» (Fleet. Routing and Scheduling), в перспективе двух – пяти лет – коммерческие телекоммуникации вкупе с информационными сервисами (commercial telematics), оптимизация снабжения (sourсing optimization), TMS для мультимодальных и интермодальных перевозок, менеджмент затрат на транспорте (Transportation spend management), в перспективе пяти – десяти лет – мобильные (беспроводные) технологии в усовершенствованных системах менеджмента логистической цепочки, системы удалённой диагностики, платформы для управления сложными бизнес-процессами сразу несколькими вовлечёнными предприятиями-партнёрами (отличается от multi-party, так как речь идёт о случае, когда цели, риски, доходы, инвестиции поделены между этими парт­нёрами).

Среди перспективных технологий со «средней» ценностью порталы, информирующие о местонахождении груза, коммерческие системы отслеживания парка (подвижного состава), управление сроками доставки для перевозчика, сервис по согласованию фрахта (freight-matching services), абсолютно прозрачные TMS (информация о процессе доступна в режиме реального времени в любой точке мира). Также среди них системы управления процессами несколькими перевозчиками (multicarrier parcel management), отслеживание отправок партий грузов, управление сортировочными станциями. В перспективе пяти – десяти лет «средней» эффективностью от внедрения обладают мобильная оптимизация запасов, назначение маршрутов в режиме реального времени. Системы учёта выделения вредных для экологии выхлопных газов (от­чётность о пройденном расстоянии в ­­км/милях) обладают наиболее низким потенциалом, считают специалисты Gartner. Хотя, разумеется, аналитики компании отмечают, что задать тренды для всех транспортных компаний во всём мире невозможно. Слишком много факторов влияет на принятие решений в сфере информационных технологий в каждом конкретном случае.

При поддержке специалистов 
департамента информатизации 
и корпоративных процессов управления  
От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта

Рубрики: Технологический процесс
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум

Рубрики: Технологический процесс

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100