Другой бизнес
Алексей Каменобродский
Алексей Каменобродский

Другой бизнес

ОАО «РЖД» намерено превратиться из перевозчика в транспортно-логистическую компанию
На сегодня ОАО «РЖД» является железнодорожной компанией, большая часть бизнеса которой сконцентрирована на территории России. При этом основной процент выручки формируется за счёт услуги базовой перевозки, которая жёстко регулируется государством. Это создаёт две проблемы. Во-первых, ограничивается доходность, а во-вторых, ухудшается понимание потребностей клиента. По прогнозам аналитиков, рынок логистики в России имеет большой потенциал роста. И холдинг «РЖД» должен быть непосредственным участником его развития, что не только позволит повысить эффективность и конкурентоспособность нашего бизнеса, но и улучшит международный логистический рейтинг России.

Новый блок
Руководством ОАО «РЖД» принято решение о необходимости сфокусировать деятельность компании на расширении продуктовой корзины и разработке комплексных транспортно-логистических решений, максимально приближенных к потребностям клиента и требованиям современного рынка, путём перехода от преимущественного оказания услуг по перевозкам к предоставлению комплексных интегрированных услуг мирового уровня. Так, в настоящее время холдинг «РЖД» осуществляет переход на новую бизнес-модель – модель международного логистического холдинга, который является приоритетным этапом развития, определённым Стратегией развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года.

Такая стратегия выбрана прежде всего в целях увеличения прибыльности грузовых перевозок, усиления рыночных позиций холдинга и повышения его конкурентоспособности в транспортно-логистическом секторе, в том числе по отношению к ведущим европейским компаниям. На сегодня созданы условия для развития холдинга «РЖД» как транспортно-логистической компании. В частности, создан транспортно-логистический бизнес-блок, в состав которого включены профильные ДЗО, филиалы и структурные подразделения РЖД, деятельность которых сконцентрирована на направлениях, позволяющих предоставлять клиентам комплексные транспортно-логистические решения уровня 3PL/4PL. Так:
– GEFCO и ОАО «РЖД Логистика» оказывают комплексные транспортно-логистические услуги (экспедирование, контрактную и складскую логистику в России и за рубежом), позволяя развивать интермодальные перевозки, осуществляя доставку груза «от двери до двери»;
– ОАО «ТрансКонтейнер», ОАО «ФГК», ОАО «РейлТрансАвто», ОАО «Рефсервис» оказывают услуги оперирования подвижным составом;
– Центр фирменного транспортного обслуживания и ООО «БФИ» (перевалка и экспедирование грузов в портах, морской фрахт) осуществляют организацию продажи услуги базовой железнодорожной перевозки и дополнительных услуг;
– Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом осуществляет организацию продажи складских и терминальных услуг и при необходимости участвует в оказании комплексного транспортно-логистического обслуживания.

Увеличение доли логистических услуг в общем бизнесе компании на период до 2030 года позволит повысить уровень операционного денежного потока и тем самым минимизировать финансирование со стороны государства, даст возможность создать дополнительные точки роста, необходимые для финансирования развития инфраструктуры и увеличения стоимости бизнеса.

Основные акценты
Для достижения указанного вектора стратегического развития основными акцентами должны стать расширение географии присутствия холдинга «РЖД», освоение новых сегментов рынка, продолжение развития терминально-логистических центров, продолжение работы по интеграции GEFCO и использование её компетенций в области логистики.

В структуре грузооборота железнодорожного транспорта России традиционно доминируют сырьевые грузы. Однако анализ рыночных тенденций указывает на то, что в перспективе картина изменится и прогнозируемые темпы роста сегмента у высокодоходных номенклатур имеют большие показатели, чем у массовых.

Вместе с тем при выборе вида транспорта для доставки груза ключевыми критериями для клиентов, помимо цены, являются соблюдение сроков доставки и доступность услуги. В настоящее время железнодорожные перевозки соответствуют этим критериям в гораздо меньшей степени, чем у конкурентов – автомобильного и водного транспорта. Дальнейшее развитие рынка будет усиливать конкуренцию за грузоотправителя. Таким образом, во главу угла ставится организация контроля качества оказания базовой услуги перевозки.

Задачу привлечения на железнодорожный транспорт высокодоходных грузов планируется решать путём предоставления целого комплекса услуг по доставке груза «от двери до двери» из одной страны в другую (организация перевозки как железнодорожным, так и автотранспортом, терминально-складское обслуживание, перевалка в порту, фрахтование судов, таможенно-брокерское обслуживание, стивидорные и экспедиторские услуги, контрактная логистика). Выход ОАО «РЖД» на рынок с предложением оказания комплексных транспортных услуг позволяет повысить коммерческий результат компании и усилить лояльность клиентов путём удовлетворения спроса на комплексное обслуживание по принципу «одного окна».

По нашим расчётам, доля транспортно-логистических услуг в портфеле бизнеса холдинга в период 2015–2030 годов составит 20–23%. Это позволит ОАО «РЖД» войти в топ-5 логистических компаний Европы и сохранить лидирующие позиции в сфере грузовых перевозок.

Цепочка шагов
Для достижения намеченных целей холдингом «РЖД» уже сегодня ведётся работа над новыми транспортно-логистическими продуктами и по увеличению прибыльности транспортно-логистического бизнеса. 
Дочерними компаниями развивается направление транзитных перевозок из Китая в Европу. ОАО «РЖД Логистика» и ОАО «ТрансКонтейнер» организовали регулярное курсирование контейнерных поездов, а также предоставляют своим клиентам услуги «последней мили», таможенного оформления и терминальной обработки грузов.

Холдингом сделаны важные шаги в области разработки комплексных логистических услуг для компаний добывающей отрасли. В частности, после завершения в 2013 году реконструкции железнодорожной инфраструктуры и ввода в эксплуатацию терминала в порту Раджин ОАО «РЖД» начало предоставлять комплексную услугу по доставке угля, включающую железнодорожную перевозку, перевалку в порту и морской фрахт. В конце марта в направлении порта Раджин со станции Западно-Сибирской дороги отправлено несколько составов с углем. Мощности терминала в порту Раджин позволяют переваливать до 4 млн тонн грузов в год. Также ОАО «РЖД Логистика» предоставляет своим клиентам услуги по доставке насыпных грузов и через другие порты Дальнего Востока.

В целях развития направления железнодорожных перевозок готовых автомобилей в России и странах СНГ GEFCO совместно с ОАО «РейлТранс­Авто» реализуется проект по доставке продукции c завода Daewoo в Узбекистане. Этот проект представляет собой часть комплексного логистического решения, разработанного для компании General Motors по всему миру в рамках контракта на оказание услуг уровня 4PL.

Кроме того, в рамках реализации проекта Объединённой транспорт­но-логистической компании (ОТЛК) запущен первый маршрутный контейнерный поезд в рамках стратегического сотрудничества между ООО «Проектный офис ОТЛК» и DHL Global Forwarding, который доставил груз из Сучжоу (провинция Цзянсу) в Варшаву за 13 дней (для сравнения: только морская часть перевозки контейнеров из Китая в Европу занимает 45–60 дней, не считая доставки груза до/из порта). Благодаря сотрудничеству c DHL ОТЛК получила возможность выхода на рынок грузоперевозок как западных, так и восточных провинций Китая. Сейчас идёт активная работа по организации регулярного курсирования контейнерных поездов сообщением Китай – Европа один раз в неделю.

Ведущий игрок
Чтобы успешно конкурировать на мировом рынке, ОАО «РЖД» необходимо обеспечить соответствующий масштаб бизнеса, сфокусировав свою деятельность на расширении комплекса услуг, предоставляя их в масштабе Евразии и на других континентах, тем самым максимально приближаясь к потребностям клиента. Концепцией развития транспорт­но-логистического бизнеса холдинга «РЖД» определена роль GEFCO как оператора современных логистических технологий уровня 3PL/4PL.

В настоящее время идёт интеграция GEFCO в структуру холдинга «РЖД» и проводятся следующие организационные мероприятия: в 2013 году сформирован Комитет по транспортно-логистическому бизнесу холдинга, а также Департамент по управлению транспортно-логистическим бизнес-блоком, в компетенции которого входит организация взаимодействия с GEFCO и другими бизнес-единицами холдинга, специализирующимися в области предоставления транспорт­но-логистических услуг. Комитетом утверждена целевая операционная модель транспортно-логистического бизнеса с разделением сегментов рынка. Со стороны GEFCO создана Дирекция по управлению подразделениями компании на «пространстве 1520», которая, помимо прочего, отвечает за интеграцию и достижение синергетических эффектов. Также реализуется проект кадрового развития «Академия GEFCO», направленный на обмен опытом и повышение квалификации наиболее перспективных специалистов ОАО «РЖД».

Основной задачей совместной работы компаний на ближайший период является активный перенос 3PL/4PL-технологий GEFCO на российский рынок. Это должно привести к созданию кардинально нового уровня сервиса на сети железных дорог. Кроме того, апробированные технологии GEFCO должны способствовать повышению эффективности систем снабжения и управления материальными запасами для собственных нужд холдинга «РЖД».

GEFCO уже предлагает широкий спектр дополнительных услуг: мультимодальные решения, складскую логистику, представление интересов клиентов в таможенных органах. Также GEFCO планирует расширять линейку перевозимых грузов. Это несёт в себе потенциал привлечения дополнительных объёмов на направлении Китай – Европа и обратно транзитом через РФ.

Чтобы облегчить формирование логистики и конкурентоспособных условий для перевозок, ОАО «РЖД» предлагает ряд инициатив:
– государственная поддержка промышленных отраслей (угольной, металлургической) должна осуществляться не через тарифы на железнодорожные перевозки, а через прямые субсидии либо стимулирование спроса на продукцию;
– в связи с тем что грузовые железнодорожные тарифы компенсируют затраты на инфраструктуру, а автомобильные – нет (развитие автодорожной сети финансируется государством), необходимо продолжить выравнивание конкурентных условий с автотранспортом через налоги, топливные акцизы, ввод платы за проезд тяжеловесных грузовиков и другие инструменты;
– требуется ввести понятные экологические стандарты для автомобильного грузового транспорта, ограничения по нагрузкам, требования по квалификации водителей, техническому состоянию автомобилей.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять
Питер Сэловей, Дэвид Карузо
«Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять». Издательство «Питер» 2017 год
Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно
Майкл Микалко
«Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман
Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Издательство «АСТ», 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100